Родительское собрание «Речь ребёнка младшего дошкольного возраста»
Речь ребенка младшего дошкольного возраста
Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей
Процесс становления речи довольно сложный и длительный, в ходе него ребенок учится не только понимать обращенную к нему речь, но и самостоятельно воспроизводить необходимые звуки, объединять их в слоги и слова, добиваясь при этом того, чтобы его речь понимали окружающие.
В осуществление процесса становления речи включены центральная нервная система, а также слуховые и речевые органы. Помимо этого, на процесс становления речи оказывают влияние различные наследственные факторы, условия жизни, воспитание и обучение ребенка. Однако далеко не всегда правильное произношение самостоятельно формируется у ребенка, а в таком случае ему просто необходима помощь логопеда.
Чаще всего у детей встречаются следующие нарушения произношения:
пропуски, т. е. ребенок просто не произносит трудный звук;
искажения — ребенок произносит звук, но несколько искажает его;
3)замены и смешения — ребенок не различает похожие звуки и меняет их местами.
Как правило, подобные нарушения наблюдаются не со всеми звуками, а только с теми, произнесение которых требует достаточного развития мышц языка, его подъема и скоординированности движений всех речевых органов. Это шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ]; свистящие звуки [с], [з] и их мягкие варианты, [ц]; сонорные звуки [л], [р] и их мягкие варианты. Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков [к], [г], [х], [т], [д] и их мягких вариантов,
Причин задержки речи может быть несколько.
1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Определяется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А также чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.
2. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращенные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совершаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.
3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностировать недостаточный слух.
Что могут сделать родители?
Всем известно, что любую ошибку, в том числе и нарушение развития, легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому родители должны помнить о том, что для того, чтобы предотвратить задержку развития речи у ребенка следует с первых дней его жизни много разговаривать с ребенком, общаться с ним.
Следует очень внимательно следить за развитием речи ребенка. В том случае, если задержка все же есть, то следует незамедлительно обратиться к специалистам, которые помогут установить, действительно ли ребенок развивается с запозданием или процесс проходит в соответствии с нормой.
Если задержка речевого развития наблюдается у ребенка в возрасте 2 лет, то родителям следует помнить о том, что просто необходимо стимулировать у малыша звукоподражание, ведь активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.
Не лишним будет также изготовить всевозможные наборы картинок с изображениями животных, птиц, насекомых, людей, транспорта и т. д. Их можно будет использовать для проведения различных речевых игр. Следует также ежедневно читать ребенку небольшие сказки или рассказы. Можно задавать ему разнообразные вопросы, побуждая малыша к ответу.
На прогулке с ребенком следует рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя.
Когда нужно начинать беспокоиться?
Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который волнует родителей.
В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько месяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка запаздывает.
Когда нужно начинать беспокоиться?
1. Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».
2. Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.
3. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.
4. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.
5. Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.
Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нужно обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру.
Важно помнить
Родители не должны легкомысленно относиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные особенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам.
Важно общаться с ребенком, читать книги, развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом.
Игры с детьми 3-5 лет
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Угадай, кто тебя позвал»
Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.
Игра «Хлопай на счет «пять»
Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.
Игра «Слушай внимательно»
Цель игры: развить у ребенка остроту слуха,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.
Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.
Игра «Слушай внимательно и выполняй»
Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания,
Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.
Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.
Игра «Лото»
Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке. Оборудование: детское лото.
Ход игры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Игры на развитие голоса
Игра «Протяни звук»
Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Повтори за мной»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Игра «Уложи куклу
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: «А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков. Взрослый громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а ребенок тихо их повторяет.
Игры на развитие слоговой структуры
Игра «Повтори по порядку»
Цель игры: научить ребенка запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Игра «Повтори по слогам».
Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, окно (2 слога), кошка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического
Игра «Что это такое?»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия.
Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картинки, на которых изображены действия с предметами.
Ход игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показывает ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?
Игра «Разложи правильно»
Цель игры: научить ребенка сравнивать.
Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты.
Игра «Животные»
Цель игры: научить ребенка различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
Игра «Ответь на вопрос»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и т. д.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например:Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос.
Игра «Назови предмет»
Цель игры: научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы и развивать фразовую речь.
Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из которого едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом открывают дверь» и т. д.
Игра «Отгадай загадку»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить его сообразительность.
Оборудование: игрушки или картинки.
Ход игры. Взрослый выставляет игрушки или раскладывает картинки по количеству загадок. Затем он зачитывает понятные и простые для ребенка загадки. Если ребенок отгадал, он выбирает необходимую игрушку или картинку.
Игра «Назови предметы»
Цель игры: научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «Какого это цвета»
Цель игры: научить ребенка различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные.
Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют цветам и количеству предметов.
Ход игры. Картинки и квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.
Игра «Что я делаю?»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый дает ребенку задание, которое тот должен изобразить жестами и мимикой. Например, ты спишь, ты ешь, ты рисуешь и т. д. Действия, которые необходимо изобразить ребенку должны быть самыми простыми.
Игра «Выполни последовательно»
Цель игры: научить ребенка употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном числе.
Оборудование: любимая игрушка ребенка.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты умеешь с ней играть? Давай уложим ее спать, а потом накормим и поиграем с ней». В том случае, если ребенку сложно выполнить ряд последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и до конца, а потом инструктировать ребенка.
Игра «Домашние животные»
Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных, подражать им.
Оборудование: карточки с изображением домашних птиц и животных (гусь, кошка, собака, петух, курица, корова, лошадь).
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с домашним животным или птицей, а ребенок должен показать, как они «разговаривают». Например, «кря-кря-кря» — крякает утка.
Игра «Кто что делает»
Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя — играет; Света — рисует и т. п.
Игра «Выполни действие»
Цель игры: научить ребенка использовать в речи глаголы повелительного наклонения.
Оборудование: игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Ход игры. Взрослый дает ребенку задания, которые быстро следуют друг за другом, например: иди — садись — встань — прыгай — стой и т. п.
Игра «Посчитай»
Цель игры: научить ребенка порядковому счету до 5 и обратно, согласовывать количественные числительные с существительными.
Оборудование: детское лото
Ход игры. Взрослый дает ребенку игровые карты, а сам берет маленькие карточки и начинает задавать вопросы: «У тебя есть одно ведро?», «Две куклы?» и т. д. Ребенок должен увидеть на своих картинках то же изображение, что помещено на маленькой карточке, и ответить, например: «У меня одно ведро».
Игра «Слова»
Цель игры: пополнить словарный запас ребенка.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или признак действия. Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное по значению. Например, взрослый говорит «быстро», ребенок должен сказать «медленно». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему помочь.