Родительское собрание на тему «Психологические аспекты проблемы социализации ребёнка младшего школьного возраста»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11»
Психологические аспекты проблемы социализации
ребёнка младшего школьного возраста.
Сценарий родительского собрания в начальной школе
Автор
Черепанцева Людмила Юрьевна,
учитель начальных классов
Северодвинск
Введение
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях немецкий учёный Вильгельм Гумбольт.
Актуальность выбранной темы собрания продиктована самой жизнью.
Цель проведения собрания: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию положительного мировосприятия ребёнка.
Задачи:
побудить родителей задуматься о том, что чувствует ребёнок, как он осознаёт себя и социализируется;
обратить внимание на психологический аспект проблемы;
познакомить с приёмами и методами воспитания детей и предложить практические советы.
Предварительная подготовка:
Раздать приглашения родителям .
Предварительно провести с детьми занятие «Я и мои радости и тревоги», нарисовать кактус.
Подготовить шаблон «лучиков солнца»
Договориться (по возможности) о выступлении на собрании со школьным психологом.
Ход собрания
Мотивация к работе.
Предложить нарисовать родителям кактус (без объяснений)
Время работы 7-10 мин
Для справки:
Суть методики «Кактус»
Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует: отношение к миру; своё место среди окружающих его людей; сформированное мировоззрение; уровень умственного развития; психофизическое состояние. Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка.
Взято с http://shkolabuduschego.ru/shkola/kak-primenyaetsya-metodika-kaktus-dlya-testirovaniya-doshkolnikov.html
Эта методика актуальна и для взрослых.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на собрании нам предстоит задуматься над очень важными вопросами и попытаться дать ответы. Вы и ваши дети живут в сложном, постоянно изменяющемся современном мире. Каждому человеку, маленькому и большому, как и нашему кактусу, нужны тепло и свет, защита и забота.
Мне кажется, что вы не будете отрицать, что каждому важно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Каким должен быть окружающий мир?
Анализ рисунков детей и родителей.
Обработка и интерпретация результатов
Анализ манеры рисования
Сила нажима и характер линий
Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости. Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах. Расположение и размер Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе. Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем. Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.
Рассмотрение сюжета рисунка
К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей.
При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии. Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.
Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка: злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие; о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками; свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей; тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками; незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка; тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке; об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.
Толкование цветовой гаммы
Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
зелёный символизирует постоянство и уверенность;
жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.
Взято с http://shkolabuduschego.ru/shkola/kak-primenyaetsya-metodika-kaktus-dlya-testirovaniya-doshkolnikov.html
Круглый стол для родителей «Проблемы и их решения»
Время 12-15 мин
Вопросы для обсуждения
Пути преодоления возникших эмоциональных проблем ребёнка
Законы родительской любви
Игра с родителями «Волшебная шапочка» ( для деления на группы).
Время 8-10 мин
Итак, какие же законы родительской любви мы должны соблюдать?
(За ответы выдаются красные, жёлтые и зелёные жетоны. Затем участники собрания делятся на группы по наличию цветового жетона)
Возможные ответы:
Дорожите любовью своего ребёнка
Не унижайте
Не угрожайте
Не опекайте там, где можно обойтись без опеки
Соблюдайте меру
Будьте последовательны в требованиях
Будьте последовательны в запретах
Развивайте чувство юмора в себе и ребёнке
Введите и соблюдайте семейные традиции
Дайте возможность ребёнку быть ребёнком
Работа в группах (игровой тренинг)
Время 7-10 минут
1 группа:
Участники группы должны назвать свои ассоциации к слову «детство» и продолжить фразу «В детстве можно…»
2 группа:
Участники группы составляют письмо в прошлое себе ребёнку
3 группа:
Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я люблю, когда…», «Я не люблю, когда…)
Анализ групповой работы
Вы получили возможность вспомнить и проанализировать свои детские эмоции. Помните о них, воспитывая своего ребёнка.
Выступление школьного психолога по теме
Заключительное слово учителя.
Кактусы – теплолюбивые растения. Давайте подарим им необычные лучики – «Лучики доброты». Напишите на своих лучиках одно «тёплое» слово своему ребёнку. Наше солнышко завтра я подарю Вашим детям.