12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна5526
Учу и учусь
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

Родительское собрание на тему «Психологические аспекты проблемы социализации ребёнка младшего школьного возраста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 11»

Психологические аспекты проблемы социализации

ребёнка младшего школьного возраста.

Сценарий родительского собрания в начальной школе

Автор

Черепанцева Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов

 

Северодвинск

Введение

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях немецкий учёный Вильгельм Гумбольт.

Актуальность выбранной темы собрания продиктована самой жизнью.

Цель проведения собрания: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию положительного мировосприятия ребёнка.

Задачи:

побудить родителей задуматься о том, что чувствует ребёнок, как он осознаёт себя и социализируется;

обратить внимание на психологический аспект проблемы;

познакомить с приёмами и методами воспитания детей и предложить практические советы.

Предварительная подготовка:

Раздать приглашения родителям .

Предварительно провести с детьми занятие «Я и мои радости и тревоги», нарисовать кактус.

Подготовить шаблон «лучиков солнца»

Договориться (по возможности) о выступлении на собрании со школьным психологом.

Ход собрания

Мотивация к работе.

Предложить нарисовать родителям кактус (без объяснений)

Время работы 7-10 мин

Для справки:

Суть методики «Кактус»

Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует: отношение к миру; своё место среди окружающих его людей; сформированное мировоззрение; уровень умственного развития; психофизическое состояние. Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка.

Взято с http://
shkolabuduschego.ru/shkola/kak-primenyaetsya-metodika-kaktus-dlya-testirovaniya-doshkolnikov.html

Эта методика актуальна и для взрослых.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на собрании нам предстоит задуматься над очень важными вопросами и попытаться дать ответы. Вы и ваши дети живут в сложном, постоянно изменяющемся современном мире. Каждому человеку, маленькому и большому, как и нашему кактусу, нужны тепло и свет, защита и забота.

Мне кажется, что вы не будете отрицать, что каждому важно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Каким должен быть окружающий мир?

Анализ рисунков детей и родителей.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры рисования

Сила нажима и характер линий

Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости. Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах. Расположение и размер Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе. Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем. Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Рассмотрение сюжета рисунка

К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей.

При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии. Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.

Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка: злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие; о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками; свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей; тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками; незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка; тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке; об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

зелёный символизирует постоянство и уверенность;

жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;

синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;

красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;

серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;

белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;

чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.


Взято с http://shkolabuduschego.ru/shkola/kak-primenyaetsya-metodika-kaktus-dlya-testirovaniya-doshkolnikov.html

Круглый стол для родителей «Проблемы и их решения»

Время 12-15 мин

Вопросы для обсуждения

Пути преодоления возникших эмоциональных проблем ребёнка

Законы родительской любви

Игра с родителями «Волшебная шапочка» ( для деления на группы).

Время 8-10 мин

Итак, какие же законы родительской любви мы должны соблюдать?

(За ответы выдаются красные, жёлтые и зелёные жетоны. Затем участники собрания делятся на группы по наличию цветового жетона)

Возможные ответы:

Дорожите любовью своего ребёнка

Не унижайте

Не угрожайте

Не опекайте там, где можно обойтись без опеки

Соблюдайте меру

Будьте последовательны в требованиях

Будьте последовательны в запретах

Развивайте чувство юмора в себе и ребёнке

Введите и соблюдайте семейные традиции

Дайте возможность ребёнку быть ребёнком

Работа в группах (игровой тренинг)

Время 7-10 минут

1 группа:

Участники группы должны назвать свои ассоциации к слову «детство» и продолжить фразу «В детстве можно…»

2 группа:

Участники группы составляют письмо в прошлое себе ребёнку

3 группа:

Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я люблю, когда…», «Я не люблю, когда…)

Анализ групповой работы

Вы получили возможность вспомнить и проанализировать свои детские эмоции. Помните о них, воспитывая своего ребёнка.

Выступление школьного психолога по теме

Заключительное слово учителя.

Кактусы – теплолюбивые растения. Давайте подарим им необычные лучики – «Лучики доброты». Напишите на своих лучиках одно «тёплое» слово своему ребёнку. Наше солнышко завтра я подарю Вашим детям.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.