Речедвигательные упражнения

Подготовил учитель - логопед Маслова Татьяна Александровна


Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.
Следовательно, развивающую или коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения.



Регулярное проведение таких упражнений позволит:
• выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
• стабилизировать общий тонус организма;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• улучшить фонематический слух;
• формировать умение изменять модуляцию голоса;
• улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
• повысить речевую активность;
• оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженые и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.
Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.





Приложение (карточки)





t1727146299aa.jpgt1727146299ab.jpgt1727146299ac.jpgt1727146299ad.jpg


Список использованной и рекомендуемой литературы:
Алябьева ЕЛ. Психогимнастика в детском саду. Метод, мат-лы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.
Семенович А.В. Нейропси- хологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб. пособие М., 2007.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.