Речевая готовность ребенка к школе

0
0
Материал опубликован 18 January в группе

Готовность ребенка к школе

Готовность может быть -физическая, психологическая личностная, интеллектуальная, а я хочу сегодня больше рассказать о речевой готовности ребенка к школьному обучению. Речевая готовность –это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:

звукопроизносительной стороны речи (выпускник должен хорошо говорить все звуки родного языка);

Если есть нарушения в устной речи это может привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.

фонематического слуха и восприятия ( к 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. ); Фонематическое восприятие включает в себя анализ и синтез – ребенок должен уметь анализировать предложения и слова.

Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом. С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:

пропуск слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении;

перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;

‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при  ехал, само кат);

отсутствие разграничения предложений (нет точек).



лексического запаса (выпускник может поддержать любую беседу);

В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.

В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного.

грамматического строя (составлять правильно предложения, изменять верно слова по роду, числу и т.д.);

В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.

сформированность связной речи.

Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения  в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.

Все компоненты должны быть достаточно развиты у выпускника – именно это и будет залогом хорошего школьного обучения в школе.

Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со своими детьми. Вслушайтесь в речь своего ребенка, и если услышите недостатки или дефекты ее развития - обратитесь к специалисту, важно начать логопедическую коррекцию еще до поступления в школу.

Резюмируя, можно сказать, что четкая внятная речь будущего первоклассника, правильное звукопроизношение являются залогом успешного речевого развития и предупреждает возникновение трудностей общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе.

Желаю  успеха в обучении и воспитании ваших детей !





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.