Буклет «Речевая готовность ребенка к школе» (рекомендации для родителей)
Буклет «Речевая готовность ребенка к школе»
(рекомендации для родителей)
Подготовила: учитель-логопед Ирина Николаевна Борзова
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть письмом и чтением.
Перед началом обучения в школе, родителям следует обратить внимание на следующее:
1. Состояние звукопроизношения: ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки родного языка.
2. Состояние фонематических процессов: ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя речи: следует обратить внимание на уровень сформированности словообразования (дождь - дождик), словоизменения (стул - стулья), согласования (желтый мяч), управления (вышел из дома, рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова: шестилетний ребенок должен правильно произносить сложные слова типа – аквариум, велосипедист, экскурсовод и т.п.
5. Состояние словарного запаса: в словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 3000 слов, причём среди них представлены все части речи.
6. Состояние связной речи: ребенок должен уметь составлять рассказ-описание, рассказы по картине. Составлять рассказы по предложенной теме, используя при этом план, заданный педагогом или самостоятельно составленный. Пересказывать знакомые рассказы и сказки, отвечать полными предложениями на вопросы по содержанию произведений.
Ваш ребенок в группе риска:
- если ребенок левша;
- если ребенок – переученный правша;
- если ребенок посещал логопедическую группу;
- если в семье говорят на двух и более языках;
- если ребенок слишком рано пошел в школу;
- если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;
- если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
- если нарушено фонематическое восприятие.
Если Вы заметили отставание в развитии речи своего ребенка, обратитесь к специалистам, которые помогут дошкольнику успешно овладеть речевыми и неречевыми (психическими) умениями и навыками.
Как родители могут помочь своему ребенку?
1. Развивайте мелкую моторику пальцев рук ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите, собирайте бусы, мозаику и т.д.
2. Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, читайте, придумывайте рассказы, играйте с ребенком в настольно-печатные и словесные игры.
3. Чаще играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры: дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности, развития коммуникативных навыков.
4. Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем. Успехов Вам!