Речевая готовность ребенка к школе
Речевая готовность ребенка к школе.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Ведь сейчас ему предстоит систематически и напряженно трудиться, слышать учителя, выполнять его требования, подчиняться правилам школьной жизни, контролировать свое поведение.
Готов или не готов ребенок к обучению в школе во многом зависит от уровня речевого развития. Ведь именно при помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1.Звукопроизношение.
правильно и четко проговаривать все звуки.
2.Фонематические процессы.
уметь слышать и различать, правильно дифференцировать звуки родного языка
различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные
различать и повторять сочетания типа: са-ша-са, та-ца-та и др.
3. Языковой и звуковой анализ и синтез.
уметь делить предложения на слова
делить слова на слоги
уметь выделять первый и последний звук в слове, определять количество и последовательность звуков в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце)
уметь составлять слоги и слова из звуков
4. Слоговая структура слова.
правильно проговаривать слова сложной слоговой структуры (экскурсовод, велосипедист и др.), произносить их в быстром темпе (не переставлять слоги, не упрощать слово, не добавлять звуки и слоги).
5.Словарный запас.
К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов.
знать времена года, их признаки, месяцы, дни недели
домашних и диких животных, их детенышей
подбирать обобщающие понятия для группы предметов (овощи, мебель, транспорт, продукты и т.д.)
дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой», а не просто «автомобиль»)
подбирать антонимы и синонимы (грязный-чистый; блестеть-сверкать)
употреблять сложные слова (многоэтажный)
пользоваться эпитетами (голубое небо)
6.Грамматический строй речи.
изменять существительные по падежам и числам (стол, на столе, за столами, стул-стулья)
согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (белый парус)
образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хвост-хвостик)
образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (клубника-клубничное, белка-беличий)
образовывать глаголы с помощью приставок (шел-зашел, перешел, обошел)
7.Связная речь.
поддерживать разговор на темы, доступные возрасту
пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки
составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин
отвечать на вопросы по тексту
А также необходимо обратить внимание на:
1.Развитие мелкой моторики.
(хорошо лепить, составлять мозаику, выполнять аппликационные работы)
2.Коммуникативные функции.
(общаться с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкцию)
3.Мотивация.
(наличие желания узнавать что-то новое, желания учиться)
4.Пространственные функции.
(умение определять «право-лево» на себе и другом человеке, уметь узнавать предметы, буквы в разных положениях)
5.Чувство ритма.
(ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм)
6.Внимание, память.
(запоминание 7-8 слов, предметов)
7.Мышление.
(обобщение- «назови одним словом», классификация – «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением)
Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «отлично»!
Если имеются проблемы, не огорчайтесь! Учитель-логопед и учитель-дефектолог помогут Вам и вашему ребенку. Главное – своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий. Но не забывайте, что помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!
Автор: Роговая Наталья Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Роговая Наталья Анатольевна