Речевая готовность ребенка к школе

1
2
Материал опубликован 11 April 2020

t1586624180aa.jpgРечевая готовность ребенка к школе.

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Ведь сейчас ему предстоит систематически и напряженно трудиться, слышать учителя, выполнять его требования, подчиняться правилам школьной жизни, контролировать свое поведение.

Готов или не готов ребенок к обучению в школе во многом зависит от уровня речевого развития. Ведь именно при помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:


1.Звукопроизношение.

правильно и четко проговаривать все звуки.

2.Фонематические процессы.

уметь слышать и различать, правильно дифференцировать звуки родного языка

различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные

различать и повторять сочетания типа: са-ша-са, та-ца-та и др.

3. Языковой и звуковой анализ и синтез.

уметь делить предложения на слова

делить слова на слоги

уметь выделять первый и последний звук в слове, определять количество и последовательность звуков в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце)

уметь составлять слоги и слова из звуков

4. Слоговая структура слова.

правильно проговаривать слова сложной слоговой структуры (экскурсовод, велосипедист и др.), произносить их в быстром темпе (не переставлять слоги, не упрощать слово, не добавлять звуки и слоги).





5.Словарный запас.

К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов.

знать времена года, их признаки, месяцы, дни недели

домашних и диких животных, их детенышей

подбирать обобщающие понятия для группы предметов (овощи, мебель, транспорт, продукты и т.д.)

дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой», а не просто «автомобиль»)

подбирать антонимы и синонимы (грязный-чистый; блестеть-сверкать)

употреблять сложные слова (многоэтажный)

пользоваться эпитетами (голубое небо)


6.Грамматический строй речи.

изменять существительные по падежам и числам (стол, на столе, за столами, стул-стулья)

согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (белый парус)

образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хвост-хвостик)

образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (клубника-клубничное, белка-беличий)

образовывать глаголы с помощью приставок (шел-зашел, перешел, обошел)


7.Связная речь.

поддерживать разговор на темы, доступные возрасту

пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки

составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин

отвечать на вопросы по тексту


А также необходимо обратить внимание на:


1.Развитие мелкой моторики.

(хорошо лепить, составлять мозаику, выполнять аппликационные работы)

2.Коммуникативные функции.

(общаться с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкцию)

3.Мотивация.

(наличие желания узнавать что-то новое, желания учиться)

4.Пространственные функции.

(умение определять «право-лево» на себе и другом человеке, уметь узнавать предметы, буквы в разных положениях)

5.Чувство ритма.

(ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм)


6.Внимание, память.

(запоминание 7-8 слов, предметов)

7.Мышление.

(обобщение- «назови одним словом», классификация – «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением)


Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «отлично»!

Если имеются проблемы, не огорчайтесь! Учитель-логопед и учитель-дефектолог помогут Вам и вашему ребенку. Главное – своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий. Но не забывайте, что помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!

Автор: Роговая Наталья Анатольевна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Указаны не все сайты,где материал был опубликован!

12 April 2020

Здравствуйте! Да, спасибо. Забыла, что публиковала на сайте своей школы. Сейчас внесу изменения.

13 April 2020