Урок русского языка в 1 классе «Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения»
Технологическая карта урока
Будаева Елена Евгеньевна
ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга
«Начальная школа XXI века» (авторы учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова)
Русский язык 1 Класс
Тема урока: Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения. | Тип: Урок изучения нового материала | ||
Цель урока: Создать условия для формирования умения составлять краткий рассказ об увиденном, знакомства с нормами произношения. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - Уметь составлять краткий рассказ об увиденном с использованием языковых средств и интонации, позволяющих точно выразить свои впечатления. - Уметь пользоваться орфоэпическим словарем с целью уточнения произношения слов. - Уметь применять алгоритм порядка действий при списывании. | Метапредметные: - Совместно с учителем планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций. - Владеть диалогической формой речи с соблюдением произношения слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка. - Уметь работать с учебником. | Личностные: - Положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. - Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. - Участвовать в творческом, созидательном процессе. - Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых норм произношения. | |
Ресурсы урока: Русский язык, 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф Словари (орфографический, толковый, орфоэпический) Рабочий лист учащегося. Презентация для интерактивной доски Раздаточный и наглядный материал, «смайлики» и жетоны для оценивания. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивация к деятельности | |
Организует беседу по высказыванию А.И.Куприна, обобщает выводы учащихся. - К какому уроку вы приготовились? - Известный русский писатель А. И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (Слайд 1) - Что умеют делать такие «умелые руки»? - А «опытные уста»? (Слайд 2) - Можете ли вы назвать свои руки – умелыми, а уста – опытными? - Этому можно научиться? - А кто хочет научиться? |
Отвечают на вопросы.
Думают. Рассуждают.
Определяют свою позицию к учению. |
Актуализация знаний | |
Организует работу по каллиграфии и контрольно-оценочную деятельность. -Что будем делать, чтобы научиться красиво писать? Потренируем наши пальчики – вас ждет минутка чистописания (рабочий лист – 1 строчка) - Как надо работать? - Какие буквы будете писать? - Какие критерии письма будете соблюдать? (Наклон - Высота – Касание рабочей строки– Форма буквы) обозначьте их карандашом. - Выполнили 1 строчку, что надо сделать? Как? - Работа со 2 строчкой. - Опять, что делаем? - Итак, проверка выполнена. - Давайте оценим свою работу на оценочном листе: - если все буквы получились как в образце (веселый смайлик) - если большая часть как в образце (думающий смайлик) - если мало букв как в образце (грустный смайлик) -Что сегодня не получилось? - Действительно, пока не у всех получается письмо по всем правилам каллиграфии. - Что себе и ребятам посоветуете? Что вы сейчас делали? Как? Зачем?
|
Рассуждают.
Проговаривают критерии.
Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу.
Анализируют.
Дают советы. Делают выводы. |
Организация познавательной деятельности | |
1. Постановка учебных задач. - Как узнать, над чем вам придется работать на этом уроке? (в учебнике) - с.152 Урок 46 - Чему посвящены первые два упражнения? (правила общения) - Сегодня речевая ситуация посвящена умению составлять рассказ об увиденном. - В упр.4 дано предложение, в котором есть слово с пропущенной буквой. Как такое место в слове называется? (ошибкоопасное) Это для вас новое? А значит мы повторим, что это означает и как с этим работать. - А дальше идут рубрики «Давай подумаем» и «Обрати внимание». Здесь мы будем говорить о правилах произношения слов. Вы их знаете? Значит, это узнаем новое. - Что нужно сделать после знакомства с любым правилом? (закрепить на практике) План урока готов. Приступим!
2. Знакомство с правилами составления рассказа об увиденном. Фронтальная работа. Продолжаем учиться правильно общаться. Работа с упр 1. Задание читают самостоятельно. Текст читает хорошо читающий ученик. - О чем рассказал Федя? (о театре, внутреннем убранстве) - Ясно ли из рассказа мальчика, каким было представление? - Что можно посоветовать Феде? Работа с упр 2. Послушайте, что рассказала Лена своей подруге о том же представлении. Текст читает учитель. - Чей рассказ вам больше понравился? Почему? Что делали? (сравнивали 2 рассказа) Зачем? (чтобы правильно составлять свои рассказы об увиденном) ВЫВОД: помнить о цели своего рассказа, рассказ должен заинтересовать собеседника.
3. Повторение изученного. Понятие «ошибкоопасное место». Индивидуальная работа. - Продолжаем работу. -Упражнение 4 на стр. 152. (устно) - Прочитайте задание. - Что надо сделать? (вставить в слове пропущенную букву) (Слайд 3) - Какое место в слове называют «ошибкоопасным»? (произношение не совпадает с написанием) - Составьте план работы с этим упражнением. 1. Читаем предложение, чтобы понять, о чем идет речь. 2. Находим слово с пропущенной буквой, определяем его значение. 3. Из слов-подсказок подбираем проверочное слово с тем же значением. 4. Смотрим, какой буквой обозначен звук в «ошибкоопасном» месте и вставляем пропущенную букву в слово. -Как хотите работать? (самостоятельно или в паре) -При оценивании это будем учитывать? - Разработаем критерии: - работа выполнена правильно, самостоятельно (веселый смайлик) - работа выполнена правильно, с помощью товарища (думающий смайлик) - работа выполнена неправильно (грустный смайлик) Работа учащихся. - Что надо сделать после выполнения задания? (проверить) Проверяем по составленному алгоритму. (Слайд 4) - Итак, проверка выполнена. - Оценим свою работу по составленным критериям. - Почему не получилось? - Что себе и ребятам посоветуете? Что делали? Как? Зачем? 4. Изучение нового материала (на материале этого же упражнения) -Нина нашла в слове праздничного «ошибкоопасное» место – сочетание букв чн. Согласитесь ли вы с Ниной? Почему? - А как произносится это слово? Произносят. (Не так как пишется) - Работа с рубрикой «Давай подумаем» - Проверим ваши мнения по учебнику в рубрике «Обрати внимание». Читают только 1 предложение. - А в каком словаре можно проверить правильность постановки ударения в словах и их произношение? - Рассмотрим словари: толковый, орфографический, орфоэпический. - Я статьи к слову праздничный в этих словарях. Определите из какого словаря каждая статья. (Слайд 5) - Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 6) ВЫВОД: ударение есть во всех словарях, а нормы произношения только в орфоэпическом словаре – специально для этого предназначен. - Что еще есть в рубрике «Обрати внимание»?
5. Закрепление изученного. Дидактическая игра /физминутка/ - Что надо сделать с этими словами? (запомнить) Как? (поупражняться) Как хотите? - Произнесем вместе. Прочитайте в парах. Игра «Найди свой домик» Выходят 3 учащихся со схемами слов, где обозначено количество слогов и ударный слог. У вас на партах карточки с изучаемыми словами. Цель – найти свой домик. Как это сделать? Прочитать своё слово. Разделить слово на слоги, определить количество слогов. Правильно произнести слово (нормы произношения). Если забыли, можно посмотреть в рубрику. Определить ударный слог. Решить, к какой схеме ваше слово подходит. Доказать (произнести), что вы житель этого домика. Задача домиков, правильно впустить своих жителей. Играем. Проверяем. Доказываем. (Слайд 7) Надо оценить? Как? Критерии. Смайлик. Спасибо за ошибку. Почему? Что делали? Как? Зачем?
6. Работа с алгоритмом порядка действий при списывании. Парная работа. У нас осталось упр. 5 - Прочитайте задание. - Что нужно знать и выполнять, чтобы выполнить это задание правильно? -Вспомните порядок действий при списывании. 1. Прочитать предложение, понять его. 2. Прочитать первое слово, поставить ударение, найти опасные места. 3. Проговорить - как написано. 4. Записать, четко диктуя по слогам. 5. Проверить (сравнить): поставить ударение, подчеркнуть опасные места. - О чем говорит значок (велосипед)? Как вы думаете, а почему предложена такая работа? -Вспомните правила работы в паре. 1. Работать должны оба. 2. Один говорит, другой слушает. 3. Своё несогласие высказывай вежливо. 4. Работать тихо, не мешать другим.
- Вам надо будет списать только ОДНО предложение, а какое, вы решите сами (договоритесь в паре) Порядок работы: Выбрать предложение. Записать его в тетрадь по алгоритму. Поставить ударение в выделенном слове. Проверить друг у друга (результат должен быть одинаковым) -Готовы? Приступайте. Итак, работа выполнена, приступаем к проверке постановки ударения.
- Что и как оценить результат работы вашей пары? - выписали одно и тоже предложение, правильно поставили ударение – весёлый смайлик - выписали одно и тоже предложение, но неправильно поставили ударение или выписали разные предложения, но правильно поставили ударение – думающий смайлик - все неправильно – грустный. - Обсудите совместно и выберите смайлик. - В чем заключались ваши ошибки?
- Кому совместная работа помогла справиться с заданием (помог товарищ)? - Давайте проверим, чья пара соблюдала правила работы? Загибаем пальчики. - Покажите, чья пара соблюдала все правила (4 пальчика)? -Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Что делали? Как? Зачем?
| Рассматривают в учебнике страницы к уроку 46. Отвечают на вопросы.
Совместно с учителем составляют план урока
Читают задание. Слушают текст. Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Рассуждают.
Делают вывод.
Читают задание.
Отвечают на вопросы. Составляют план работы с упражнением.
Выбирают форму работы. Участвуют в разработке критериев оценивания.
Проверяют и оценивают свою работу. Рассуждают.
Делают выводы.
Проговаривают слово. Читают и выполняют задание рубрики.
Рассматривают словари. Проводят соответствия. Делают вывод. Читают. Объясняют.
Выдвигают свои версии.
Составляют порядок действий в игре.
Участвуют в игре. Предлагают критерии оценивания. Делают выводы.
Читают задание. Отвечают на вопросы. Вспоминают алгоритм списывания.
Рассуждают.
Называют правила парной работы.
Составляют порядок работы с упражнением.
Работают в паре.
Предлагают критерии оценивания работы в паре.
Высказывают свое мнение. Поднимают руки. Называют правило и, если его соблюдали, загибают пальчики. Жмут руки, говорят «спасибо». Делают выводы. |
Рефлексия | |
Организует рефлексию и контрольно-оценочную деятельность. - Какие выводы вы сегодня делали на уроке? (по каждому этапу) - Оцените свою работу на уроке по критериям (можно встать) - Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно - Не все задания оказались легкими, допускал ошибки, но смог их исправить - Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь С каким настроением уходите с урока? | Вспоминают все выводы с урока.
Оценивают свою работу.
Определяют свое настроение. |
Приложение 1
Рабочий лист учащегося
Приложение 2
План урока в картинках
Приложение 3
Слайды для интерактивной доски
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд Слайд 7
Приложение 4
Карточки для игры «Найди свой домик»
1 слог 2 слог 3 слог
Слова для игры
предложила | началась
|
торты | звонит
|
позвонят | партер
|
крем | кремы |
10
Кияйкина Наталья Федоровна