12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Зинашов Кайрат868
Туркмения, Дашогузский велаят, город Дашогуз

7 класс _________________________________________________________________________

Тема урока: Вводный урок «Знакомство с предметом». Русский язык.

Цель урока: 1.Образовательная.

Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.

2.Развивающая.

Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

3.Воспитательная.

Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

Методы: интерактивный

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие.

Перекличка.

2.Опрос.

Тест.

В каком ряду оба прилагательных употреблены в

переносном значении?

А) тонкий намёк, тонкая шутка;

Б) железный обруч, железный характер;

В) говорливый ручей, говорливый малыш;

Г) тяжёлый характер, тяжёлый камень;

Какое из данных слов в русском языке самое «мо-

лодое»?

А) луноход;

Б) спортлото;

В) кроссовки;

Г) компьютер.

Какие слова являются устаревшими?

А) лучина;

Б) аршин;

В) грамота;

Г) зубило.

Найдите сочетания слов, употребляемые в перенос-

ном значении.

А) Сухие листья трепетали на ветках.

Б) Тишину нарушал треск сухой ветки под ногами.

В) Спокойно дремлет лес над тихими полями.

Г) Крики, летевшей вдалеке стаи диких уток, отдава-

лись в дальнем озере.

Какой фразеологизм нельзя употреблять, говоря об

умном человеке?

А) ума палата;

Б) голова на плечах;

В) без царя в голове;

Г) семи пядей во лбу.

3.Новая тема. Вводный урок «Знакомство с предметом». Русский язык.

Давайте побеседуем.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык?

Один человек говорит, другой слушает и понима-

ет его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже

понимаете, что написано. С помощью слов (устно

или письменно) человек выражает свои мысли и

передаёт их другим. И это происходит благодаря

языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге

«Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное ору-

дие, посредством которго люди, общаясь между со-

бой, передают друг другу свои мысли... Не случайно

 у многих народов два предмета, ничем не похожих

один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса,

помещающийся во рту, и человесеская способность

говорить и понимать собеседника – издавна имену-

ются одним и меи же словом».

Мы говорили о языке вообще. А что такое русский

язык?

Русский язык – это национальный язык русского

народа.

А туркменский язык? Немецкий язык? Француз-

ский язык? Каждый из них также является нацио-

нальным языком туркмен, немцев, французов.

На сотнях языков говорит население Земли.

Русский язык богат своим словарём, средствами

связи слов в предложении, грамматическими фор-

мами. В 17 книгах самого большого словаря русского

языка 170 тысяч слов. Многие из них имеют не одно,

а несколько значений.

Богат и звуковой состав русского языка. Одни и

те же буквы могут обозначать в русских словах раз-

ные звуки. А сколько русских слов можно образо-

вать с помощью приставок и суффиксов! А сколько

грамматических форм имеет русский язык! Давай-

те образуем, например, с помощью различных окон-

чаний и предлогов падежные формы слова ДОМ:

дома, у дома, от дома, под домом, из дома, около

дома.

Русский язык – один из самых развитых языков

мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков

приходится примерно восемьдесят звуков с голосом –

гласных и звонких согласных.

В русском языке, говорил Н.В. Гоголь, «все тоны

и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых, до

самых нежных и мягких; он беспределен и может,

живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Международные языки служат средством обще-

ния народов разных государств.

Шесть языков: английский, арабский, испанский,

китайский, русский, французский принадлежат к

числу наиболее распространённых языков мира и

являются официальными и рабочими языками Ор-

ганизации Объединённых Наций (ООН).

От международных языков следует отличать

языки межнационального общения. Межнацио-

нальные языки используются внутри многона-

циональных государств. В многонациональном

Туркменистане

государственным языком является

туркменский язык, а русский – языком межнацио-

нального общения.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте высказывания о русском языке. Подготовь-

тесь записать их под диктовку. Вставьте пропущенное сло-

во.

Русский язык необыкновенно богат, гибок и жи-

вописен. В русском …для выражения одного и того

же действия существует до десяти и больше глаголов

одного корня, но разных видов. (В.Г. Белинский) Рус-

ский … в умелых руках, и в опытных устах – кра-

сив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и

вместителен. (А.Куприн) Наш... – наш меч, наш свет,

наша любовь, наша гордость. (К. Паустовский) Рус-

ский народ создал русский …, яркий, как радуга по-

сле весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий

и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Н.Толстой)

ЗАДАНИЕ 3.

Запишите и запомните значения данных фразеологиз-

мов. Составьте с ними предложения по данным образ-

цам.

1. Находить (найти) общий язык – достигать

взаимопонимания, единодушия.

Новенький появился в нашем классе, и быстро со

всеми нашёл общий язык, подружился.

2. Держать язык за зубами – молчать, если это

нужно.

То, что ты слышал, не должно быть известно ни-

кому, так что держи язык за зубами.

3. Язык проглотил – о чьём-либо молчании, не-

желании разговаривать.

Ты что, язык проглотил, скажи хоть что-нибудь.

4. Язык проглотишь съесть с чем-либо очень

вкусным.

ЗАДАНИЕ 4.

Определите значение слова язык в пословицах и пред-

ложениях.

Язык голову кормит. Язык до Киева доведёт. Без

языка и колокол немой. Язык мой – враг мой. Мал

язык, а всем миром владеет.

Мальчик говорит на двух языках. В детском язы-

ке много особенностей. Мой брат изучает в школе

родной язык.

4.Словарная работа.

язык-dil

развитый-ösen

литературный-edebi

национальный-milli

5.Закрепление.

Вопросы и задания:

Что вы знаете о русском языке?

Назовите имена известных русских писателей и поэтов.

Составьте кластер.

Значение слов объясните самостоятельно.

родной

государственный

туркменский

иностранный

ЯЗЫК

английский

международный

национальный

французский

мировой

китайский

русский

народный

межнациональный

литературный

родственный

6.Задание на дом.

Прочитайте выразительно стихотворение А.Шибаева.

Выучите наизусть.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

С чем автор сравнивает русский язык и почему?

Составьте рассказ «Мы изучаем русский язык», исполь-

зуя в нём словосочетания:

Язык дружбы и сотрудничества, язык межнацио-

нального общения, хочу научиться правильно (кра-

сиво, грамотно) говорить, читать стихи, рассказы, по-

вести, романы.

7.Итог урока.

Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 06.05.18 в 00:11 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный материал, очень необычный по содержанию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.