12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Будаговская Мария Александровна25
Россия, Оренбургская обл., Орск

Урок русского языка в 5 «В» классе.

Нормы произношения и ударения.

Предметная цель: организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание акцентологических норм.

Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе выполнения практических упражнений; умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность;
  • вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

Средства обучения: задания для каждой группы.

Оборудование: компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.

Ход урока

1. Организационный этап. 

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с каким настроением вы пришли сегодня в кабинет?

- Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий.

- Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда начнём.

2. Мотивация.

- Прослушайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!».

В. Громов
 

Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.

 

- А только ли нарушена норма постановки ударения?

Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Ю. Тимянский

 

- Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)

 

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

- А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.

- Нам эта тема важна? (Да)

- Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения)

- И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет)

- А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности)

- Какие цели вы поставите себе?

- А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели?

 

4. Осмысление нового материала.

- Почему воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи).

- Мы сегодня будем искать «подсказки», которые помогут нам правильно произносить слова.

- У каждой группы на столах лежит листочек с заданиями, прочитайте пожалуйста первое задание. (Читают)

Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.

 

1 группа.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...

А.С. Пушкин.

 

2 группа.

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

А. Барто.

 

3 группа.

Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.

А. Барто.

 

4 группа.

И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался красивей.

М. Исаковский.

 

5 группа.

Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

А. Пушкин.
 

- Запишите свои наблюдения в тетрадь под цифрой один. (Что в стихотворениях ритм и рифма подсказывают постановку ударения)

- Переходим ко второму заданию.

1 группа задание: расставить ударение в русских словах и выяснить особенности русского ударения, записав их в тетрадь: город, природа, молоко, ворота.

 

2 группа. Расставить ударение во французских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь: одеколон, эскимо, салют, дебют.

 

3 группа. Расставить ударение в польских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь.

Варшава, Освенцим, Краков, Познань.
 

4 группа. Расставить ударение в венгерских словах, выяснить их особенности, записать в тетрадь. Венгрия, Ференц Лист.
 

5 группа. Расставить ударение в чешских словах, выявить их особенности, записать в тетрадь. Прага, Карловы Вары, чехи.

 

Таким образом, постановка ударения зависит от языка, из которого пришло слово.

 

Задание 3

- Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения.

1 группа.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

Я. Козловский

 

2 группа.

Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.

Что перепутал Артем?

 

3 группа.

Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...

Что поняла Аня?

 

4 группа.

Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».

Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?

 

5 группа.

Укажите слово, в котором допущена произносительная ошибка. Произнесите его правильно.

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

 

Задание 4. Работа с таблицей

- Подведение итогов знакомства с новым материалом и установлением закономерностей.
 

5. Первичное закрепление изученного.

Учащиеся получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.

Группа 1. “А у нас сегодня гости!”

Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.

Группа 2. “Встреча двух подруг”.

Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.


 

6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо.

7. Информирование о домашнем задании.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие из поставленных вами целей нам удалось реализовать?

- Оцените свою работу на уроке ?

9. Рефлексия.

- На «барометре настроения» отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце урока.

 

3. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Часто, услышав не совсем правильную и грамотную речь в обществе, мы задаемся вопросом: Ну почему мы так говорим?

А ведь важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.

- Что, по-вашему, означает норма?

Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

К основным источникам языковой нормы относятся:

- произведения писателей-классиков;

- произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

- публикации средств массовой информации;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических исследований.

Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.

В истории литературного языка возможны:

- сохранение старой нормы;

- конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

- конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

- утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

Различают следующие нормы:

- Акцентологическую (ударение).

- Орфоэпическую (произношение звуков и их сочетаний).

- Лексическую (правильный выбор слов с учетом их значений).

-Фразеологическую(правильное употребление устойчивых сочетаний).

- Словообразовательную (образование слов и их строение).

- Орфографическую.

- Пунктуационную.

- Грамматическую (правила использования морфологических форм разных частей речи).

- Синтаксическую (правила связи слов в предложении и словосочетании).

- Стилистическую (стилевая принадлежность языковых элементов).

 

- Скажите, а чем мы с вами должны руководствоваться, чтобы верно определить норму языка?

4. Первичная проверка понимания изученного.

Учащиеся получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.

Группа 1. “А у нас сегодня гости!”

Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.

Группа 2. “Встреча двух подруг”.

Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.

5. Закрепление изученного. ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ЛИСТОК НА ЭКРАН.

Работа в группах.

6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо. ПОТОМ СЛАЙДЫ О НОРМЕ, что ок-ся мы всё время занимались нормами.

7. Информирование о домашнем задании.

8. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия.

 


САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Характеристика класса.

В 5 «в» классе обучаются 27 человек, из них 7 мальчиков и 18 девочек.

Стабильно на оценку «5» занимаются две ученицы: Закарян Виктория и Парфило Елизавета, семнадцать школьников по русскому языку являются хорошистами и пятеро учащихся имеют оценку «3» это: Варанкин Сергей, Маковецкая Ольга, Курлаев Илья, Петров Дмитрий и Юркин Александр.

Большинство пятиклассников умеют адекватно оценивать свою работу, также ученики могут самостоятельно определить тему урока и сформулировать его цель, обладают навыками прогнозирования результатов своей деятельности, умеют самостоятельно работать со словарями, строить развернутые высказывания на заданную тему.

В классе безусловными лидерами являются Закарян В. и Парфило Е., остальные дети тянутся за этими ученицами. В силу возраста и особенностей классного коллектива ребята быстро увлекаются изучаемыми темами, включаются в деятельность, поэтому сотрудничать с ними интересно. Программа выполняется полностью согласно календарно-тематическому планированию.

Место урока в изучаемой теме.

Урок «Нормы произношения и ударения» является первым уроком в разделе повторение в конце года.

Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Предметная цель: организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание акцентологических норм.

Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся

коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе выполнения практических упражнений;

умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Воспитательные цели:

способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность;

вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

Содержание учебного материала: задания для каждой группы, компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.


Методы и приёмы обучения: на этапе объяснения нового материала использую объяснительно-иллюстративный метод, проявляющийся в приёмах: эвристическая беседа, составление тезисов, работа с таблицей.

На этапе первичного закрепления использую частично-поисковый метод в таких его приёмах, как работа по карточкам.


Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока

Урок начался с оргмомента, который помог ребятам включиться в работу. Далее на этапе МОТИВАЦИИ были предложены шутливые стихотворения, которые помогли мотивировать учащихся на дальнейшую работу. На этапе АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ мы выяснили тему урока, необходимость изучения данной темы, учащиеся сформулировали цели своей деятельности и предложили пути достижения этих целей. На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА работающим в группах было предложено найти закономерности, позволяющие правильно расставлять ударение в словах и произносить их. На этапе ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ шестиклассникам предлагалось из слов составить небольшой текст на заданную тематику, а так же расставить ударение в указанных словах. На этапе ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ учащиеся играли в игру ударение инфо.

На этапе ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ ГРУППЫ СЛОВ ДЛЯ ТОГО, чтобы они дома попробовали себя в качестве редактора и расставили в указанных словах ударение. На этапе ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА учащиеся подводили итоги работе на уроке. На этапе РЕФЛЕКСИЯ шестиклассники оценивали свою работу по «барометру настроения».

Структура урока полностью соответствовала общей цели и возможностям класса. Таким образом, цели и задачи урока достигнуты.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.