Урок русского языка на тему «Слог и ударение» (5 класс)
Тема «Слог и ударение» 5 класс (2 урок)
Цель: закрепить знания об ударении и слоге, развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову.
Ход урока
1.Орг. момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2. Постановка темы и целей.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть,
Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «Атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала Атлас,
Но есть ведь и «атлАс».
Отец ответил:
-Дочка, уймись на полчасочка.
- Как бы вы ответили девочке на её вопрос?
-Почему у девочки возникли трудности?
-А с чем связано ударением?
-Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цели урока.
- Каким способом мы будем добиваться целей?
3. Актуализация знаний.
-Что такое ударение?
-Назовите особенности ударения в русском языке.
- Что такое слог?
-Какие слоги бывают?
4. Работа по теме.
А) Тренировочные упражнения.
Задание. Работая в парах, спишите слова с доски ,расставьте ударение, подчеркните трёхсложные слова.
Алфавит,арбуз,баловать,ворота,звонит,поняла.каталог,снежки,цыган,крапива,щавель,намерение,ненависть,километр,кухонный.
Проверка по эталону на доске.
- Какой навык мы отрабатывали, выполняя данное задание?
Б) Упражнение-загадки.
Задание. Отгадайте загадки, запишите пары слов. Из данных слов составьте предложения, из смысла которых было бы ясно, как произносится слово.
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.(Ирис-ирИс)
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.(Атлас-атлАс)
Мы –для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Нам другое ударенье!
Осторожней будьте с нами:
Можем забодать рогами.(КОзлы- козлЫ).
-Какие трудности у вас возникли?
В) Самостоятельная работа.
Задание: Записать предложение, расставить ударения в словах. Выделенное слово разделить на слоги, дать характеристику слогов.
1)Смертельно опасно прикасаться к оборванным или свисающим с опоры проводам.
(Образец ответа: о/по/ры/; 1 – безударный; 2-ударный; 3 –безударный)
2) Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решёткам.
3) Нельзя вставлять посторонние предметы в розетки.
4) Об опасности поражения электрическим током предупреждают специальные знаки.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга задание. А теперь проверьте по эталону.
Г) Творческий диктант.
Задание. Я читаю текст, а вы дополняете его прилагательными. Подчеркните четырёхсложные слова.
Отцветают …цветы.
Пустеют…поля.
Набегают …тучи.
Моросит…дождь.
Птицы…улетают.
Наступает …осень.
- Развитию каких навыков способствует данное задание?
5. Подведение итогов.
-Достигли ли мы поставленных целей?
6. Домашнее задание.
Параграф 8,упр.61 или упр.63 (на выбор).
7. Рефлексия.
-Ребята, кого бы вы поблагодарили сегодня за урок и за что?
Горбачёва Марина Юрьевна