Особенности построения логопедической работы в коррекционной школе

2
0
Материал опубликован 6 April 2020


Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения детей с интеллектуальным недоразвитием наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности.

Для детей коррекционной школы характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращённой к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Недоразвитие речи отмечается в затруднениях, имеющих место при овладении произношением, широко представленных в младших классах. Это даёт основание говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, становлении фонематического слуха, столь важного для обучения грамоте, о затруднениях, возникающих при необходимости точно координировать движения речевых органов. Отклонения от нормы имеют место и при усвоении словарного состава языка. Словарь учащихся беден, значения слов недостаточно дифференцированы. В употребляемых детьми предложениях имеются различные отклонения - нарушения согласования и управления, пропуски главных членов предложения, наличие аграмматизмов. В целом это вызывает трудности речевого общения, как на уроках, так и во внеурочное время.

Таким образом, проводимая в специальной коррекционной школе логопедическая работа является одним из важных разделов коррекционно-воспитательного процесса.

В начале каждого учебного года проводится логопедическое обследование учащихся, состоящих на учёте у логопеда, а так же вновь прибывших учащихся. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, по направлениям представленным на слайде.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя проверку строения всех его органов: губ, языка, зубов, нёба. Нередко обнаруживаются аномалии в строении частей артикуляционного аппарата, что затрудняет коррекционную работу. Кроме строения, обращается внимание на подвижность органов артикуляционного аппарата.

Уровень развития устной речи включает в себя звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, словарный запас, лексико-грамматический строй.

Уровень навыков чтения и письма определяется с помощью выполнения таких заданий, как написание и чтение букв, слов, предложений.

После логопедического обследования, комплектуются группы по признаку однородности речевого нарушения учащихся.

Речевые нарушения детей коррекционной школы носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Как уже было сказано ранее, при интеллектуальном недоразвитии нарушаются все компоненты речи.

В начальных классах на первый план выходят нарушения звукопроизношения. Наиболее распространённые нарушения звукопроизношения: сигматизм, ламбдацизм, ротацизм. При сигматизме отмечаются недостатки произношения групп свистящих и шипящих звуков, ротацизм- недостатки произношения звуков "р", "р'", ламбдацизм - недостатки произношения звуков "л", "л'". Дефект озвончения - недостатки произношения звонких согласных, дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных.

В среднем и старшем звене отмечается такой вид нарушения, как дисграфия - нарушение процессов письма и дислексия - нарушение процессов чтения. При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза дети допускают пропуски, добавления, слияния, перестановки. При артикуляторно-акустической дисграфии дети пишут так, как произносят. При акустической дисграфии - заменяют буквы, соответствующие фонетически близким звукам (г-к; з-с). При оптической - заменяют графически сходные буквы, состоящие из одинаковых элементов (л-м). У многих детей наблюдается наличие нескольких видов нарушений, как устной, так и письменной речи.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному с учетом классных расписаний и режима школы. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Занятия проводятся как индивидуально, так и по группам.

Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Постановке звука предшествует подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Коррекция нарушений звукопроизношения школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, является долгим и сложным процессом. Наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации. Часто изолированное произношение удаётся сравнительно легко, а в словах сохраняется неправильное произношение звука. Это объясняется особенностью психических процессов: инертность, плохая переключаемость, кратковременная память, несформированность самоконтроля и т.д.

Далее рассмотрим некоторые виды работы по коррекции звукопроизношения:

Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе способствует развитию органов артикуляции и выработке артикуляционных укладов. При выполнении упражнений ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом либо настольным. Быстрому запоминанию и правильному выполнению упражнений помогает наглядный материал. Мной чаще всего используются картинки-символы. Опора на зрительное восприятие вырабатывает у учащихся своего рода ассоциации: дудочка - вытягиваем губы, кошечка - выгибаем спинку языка и т.д. Это позволяет учащимся выполнять упражнения без многократного объяснения и повторения, экономит время на занятии.

Также используются фотографии с позицией органов артикуляции при выполнении того или иного упражнения, что помогает учащимся принять нужное положение того или иного органа артикуляции. Символы и фотографии постепенно заменяются только названиями упражнений, т.е. далее опираемся только на слуховое восприятие

После подготовительного этапа переходим к постановке звуков. Для каждого ребёнка способ постановки подбирается индивидуально.

После того, как артикуляционный уклад сформирован, звук следует закрепить, ввести в речь. Автоматизация и дифференциация наиболее длительные этапы в коррекционной работе. Они имеют свою последовательность. Сначала работа ведётся на уровне слога, слоги берутся разные по структуре: прямые, обратные, со стечение согласных. Затем работа переходит на слова, предложения, тексты. На данном материале усложнение идёт постепенно.

Далее рассмотрим направления работы по коррекции письменной речи.

В зависимости от того, какой вид дисграфии и дислексии отмечен у ученика, строится коррекционная работа. При оптической дисграфии работа направлена на развитие и формирование пространственных представлений, зрительной памяти, процессов анализа и синтеза, дифференциацию смешиваемых по оптическим признакам букв. При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза большое внимание уделяем воспитанию фонематических представлений, звукобуквенному анализу и синтезу. Так как у большинства учеников отмечаются сложные формы дисграфии, то работа ведётся в комплексе. С каждым ребёнком индивидуально определяется время работы по тому или иному направлению. Но в любом случае каждый должен усвоить общие для всех понятия: "текст», «предложение», «слово", "слог", "звук и буква", уметь дифференцировать эти понятия, проводить языковой анализ и синтез.

Далее рассмотрим некоторые приёмы логопедической работы по устранению и профилактике дисграфии, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия, грамматических навыков:

-уточнение пространственно-временных представлений;

-работа на фонетическом уровне;

-работа на лексическом уровне;

-работа на синтаксическом уровне

Отдельным направлением хотелось бы выделить развитие связной речи. Это направление тесно связано с другими. Развитие связной речи является одной из главных задач при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной речи. Необходимый уровень связной речи обеспечивает успешное обучение ребенка в школе.

У детей с общим интеллектуальным недоразвитием (ОИН) отмечаются значительные трудности в овладении связной речью, что обусловлено недоразвитием всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики, грамматики). Речь этих детей в процессе спонтанного развития формируется аномально и поэтому не может полноценно выполнять свои функции.

В условиях специально организованной работы эти трудности могут быть в значительной степени преодолимы, поэтому одним из важных направлений коррекционно-воспитательной работы является работа по формированию устной связной речи детей: монологической и диалогической.

С целью создания и формирования положительной мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование коррекционно-игровых технологий, наглядного и дидактического материала, способствующего развитию индивидуальных особенностей ученика. Все упражнения и игры подобраны с учётом специфики нарушений речи каждого ребёнка, что делает логопедическое воздействие целенаправленным.

В системе логопедической работы уделяется внимание комплексному подходу через создание интегрированных связей между специалистами, работающими с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, педагогический процесс в коррекционной школе организован так, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялось закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств. Совместная работа даёт положительные результаты: успешнее проходит коррекция речевых нарушений; устраняется синдром «кабинетной речи» у некоторых детей, так как присутствует постоянный контроль, приёмы напоминания, повышается речевая активность, улучшается артикуляционная моторика и орфографическая зоркость.



Литература:

Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи.

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей.

Волкова Л.С. Логопедия.

Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.

Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Основы логопедии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации