12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бахметьева Наталья Алексеевна28
Россия, Московская обл., Жуковский
1

«Речевые умения младших школьников на уроках русского языка как одна из главных составляющих функционально грамотной личности школьника»



ГОРОДСКОЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ – 2022 г.

«Функциональная грамотность как результат общего образования: проблемы и решения»

Тема выступления:

«Речевые умения младших школьников на уроках русского языка как одна из главных составляющих функционально грамотной личности школьника»

(СЛАЙД 1) Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся читать, решать задачи, грамотно писать изложения и сочинения по шаблону, но могут ли они написать письмо своему учителю или смс в телефоне или комментарий в Instagram? Могут ли дети мыслить конструктивно и креативно? Вот степень владения навыками, необходимыми для успеха в жизни, определяет понятие «функциональная грамотность».

(СЛАЙД 2) Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Функционально грамотная личность младшего школьника - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса.

(СЛАЙД 3) К компонентам функциональной грамотности относятся читательская, математическая и естественнонаучная грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовая грамотность школьников, их креативное и критическое мышление

(СЛАЙД 4) Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается владение коммуникативно - речевой компетентностью. Речевое развитие младших школьников обеспечивает и определяет успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Последние три года уделяю большое внимание развитию языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка. Как утверждает ученый – лингвист В.В. Виноградов: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».


(СЛАЙД 5) В своей работе я выделила следующие этапы развития речевой компетенции.


На 1 этапе учащиеся под руководством учителя (1-2 кл) могут и должны:

участвовать в урочном общении;

давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы;

комментировать;

делать простые сообщения логично и последовательно.

       Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии.

На 2 этапе:

простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко, умение вступать в общение с собеседником.

      Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

На 3 этапе:

умение вести беседу в паре, в группе;

умение вести диалог;

строить дискуссию;

умение участвовать в конференции, игре и т.д.

        Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.



(СЛАЙД 6) Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Он является основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Для того, чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Учителям начальной школы необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.

Параллель третьих классов работает по учебникам русского языка для 1-4 классов, авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкого (программа «Школа России»). Важнейшей особенностью курса, представленного в этой программе, является его коммуникативная ориентация. Рассмотрение большинства разделов учебника направлено на формирование коммуникативных и речевых умений младших школьников.

1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признать возможность существования разных точек зрения и права каждого на свое собственное мнение; выражать свои взгляды и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (СЛАЙД из учебника стр. 22, упр.33)

2. Определение общей цели и путей ее достижения; способность

согласовывать распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение других. (СЛАЙД стр. 102, упр.173)

3. Упражнения, которые формируют коммуникативные и речевые

умения для создания нового текста. (СЛАЙД стр. 116, упр.222)

4. Упражнения для овладения учениками существенными

особенностями некоторых речевых жанров, имеющих отношение к речевой практике детей: личные письма, заметки, объявления. (СЛАЙД стр. 139, упр.275)

В рамках городской педагогической ассамблеи «Функциональная грамотность как результат общего образования: проблемы и решения» мной был дан открытый урок по русскому языку «Роль имен прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные» и цель моего урока была - показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи, а также показать базовый навык функциональной грамотности младших школьников – это владение коммуникативно - речевой компетентностью. Учащиеся умело оформляли свои мысли в устной речи, высказывали свою точку зрения, грамотно формулировали высказывание и слушали собеседника, сотрудничали с одноклассниками при работе в группе, оказывали взаимопомощь, договаривались о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Речевая деятельность на уроке была реализована в таких формах, как слушание, говорение, чтение и письмо. (СЛАЙД 8)

1.Слушание.

Способность слышать, слушать и понимать партнера,

планировать и координировать совместные действия,

понимать на слух информацию от учителя, а также из текста, определение основной идеи текста, передача его содержания по вопросам.

Например: работа с упражнением из учебника, прослушивание текста про ромашку, про добрые дела и работа по группам.


2. Говорение. (СЛАЙД 9)

Правильно выражать свои мысли (подбор слов, наиболее подходящих по смыслу, для построения предложений; составление словосочетаний и предложений)

Обучающиеся совместно определяют общую цель, ведут диалог и находят выходы из проблемных ситуаций, поддерживать друг друга, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Например: работа с лэпбуками, устное выполнение морфологических разборов, проблема и пути ее решения, проведение исследования.


3. Чтение. (СЛАЙД 10)

Понимание учебного текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Поиск информации.

Формулировка простых выводов на основе информации,

содержащейся в тексте.


Например: работа со словарем и текстом, где нужно было вставить пропущенные слова и сформулировать вывод.

4. Письмо. (СЛАЙД 11)

Писать разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии и

правилами орфографии и пунктуации

Словарная работа.

Письмо под диктовку в соответствии с выученными правилами.

Создание небольших собственных текстов.

Например: минутка чистописания, письмо слов под диктовку и предложений.


В соответствии со структурой речевого действия у учащихся на уроке были сформированы четыре группы умений. Цель урока была достигнута.

И последнее…


(СЛАЙД 12) Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Поэтому педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.

Желаю успехов в работе и грамотных учеников!











Опубликовано


Комментарии (1)

Сорокина Светлана Валерьевна, 14.06.22 в 10:39 0Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, прикрепите, пожалуйста, презентацию. Это повысит методическую ценность публикации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.