Выступление «Речемыслительная деятельность младших школьников»
Проблема развития речи младших школьников актуальна во все времена. Научить детей владеть связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речемыслительной деятельности, задача непростая, требующая от учителя высокого мастерства, широкой филологической культуры. Обязательная часть программы по русскому языку в начальной школе - развитие речевой культуры, как компонента формирования коммуникативных умений личности, которая способна правильно воспринимать и осмысливать информацию в межличностном общении. Язык обогащает и развивает духовный мир ребенка и до школы, и в школе, приобщает к нравственным нормам.
Одной из актуальных проблем при обучении русскому языку обучающихся начальных классов, остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности, обучение которой происходит на каждом уроке и во внеклассной работе. Связь уроков литературного чтения и русского языка, их взаимоинтеграция – позволяют учителю повысить уровень орфографической грамотности и речевой культуры обучающихся.
Речевая культура младшего школьника начинается с умения слушать, воспринимать речь. От уровня сформированности данного умения зависит эффективность приобретаемых знаний.
Важную роль играет развитие произносительно-слуховой культуры младшего школьника, от которой зависит орфографическая грамотность и пунктуационный навык. Качество орфографических и пунктуационных навыков, чуткость и внимательность к художественному слову во многом зависит от умения слушать речь.
Воспитание личности ребёнка и развитие умения общаться со взрослыми и со своими сверстниками - важнейшая задача обучения в начальной школе. На уроках речевого развития появляются безграничные возможности для воспитания детей и развития уважительного и бережного отношения к родному языку, слову.
Для чего человеку слово?
Чтоб к добру было сердце готово,
Чтоб творить, а не вытворять,
Чтоб дарить, любить, создавать!
Прежде чем говорить мы снова
Будем думать: зачем нам слово?!
Важнейшим условием развития речи обучающихся в начальной школе является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои чувства, эмоции, мысли. Для этого требуется организация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Учителя, как правило, сталкиваются в своей работе с недостаточным эмоциональным развитием детей, бедным словарным запасом для выражения различных эмоциональных состояний. Здесь помогут карточки с названиями чувств и настроений или специальные словарики настроений.
Правильный подбор дидактического материала - образцов речи – оказывает влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля обучающегося. Дидактическим материалом для школьных упражнений в изложении могут быть, прежде всего, тексты художественных произведений. Учителю надо помнить, что анализ текста со стороны языковых особенностей, объяснение трудных для понимания слов, записывание их на доске – не в должном объеме способствует формированию навыка речемыслительной деятельности. Следствием является ограниченность словарного запаса, его бедность, а это затрудняет понимание изучаемых произведений, усвоение орфографии.
На уроках русского языка и литературного чтения учитель, уделяя достаточное внимание орфографическому и грамматическому анализу слова, не должен забывать о работе над семантикой, стилистикой слов, этимологическом анализе литературных произведений. Семантика слова, представление его по происхождению оживит урок, открыв исторический аспект изучаемого материала. Важно, чтобы обучающиеся осознали, что язык – хранитель многовековой истории народа, с его радостями и печалями, творчеством и самобытностью.
Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.
Начало урока речевого развития должно быть необычным, красивым, чтобы возник эмоциональный настрой. Применение новых форм и методов существенно активизирует работу обучающихся.
Развитие речи - важнейший аспект обучения родному языку. Курс речевых занятий поможет детям на практике овладения всеми школьными предметами, в совокупность которых входят русский язык и литературное чтение.
Большое значение на уроках развития речи имеет языковой анализ текста. Без языкового анализа работа по развитию связной речи потеряет всякий смысл. Языковой анализ текста - это жемчужина авторского текста.
Задачи учителя при обучении речи состоит не в том, пишет Н. А. Пленкин, чтобы заставить ученика пользоваться «своими словами и тем самым создавать свой, безусловно, худший вариант текста, а в том, чтобы ученик по возможности максимально приближался к оригиналу, усваивая чужие слова, культуру их употребления, так как оригинал как раз есть лучший вариант, созданный трудом и талантом опытного автора».
В начальной школе учителю на урок развития речи, будь то сочинение или изложение - отводится 45 минут. Поэтому важным этапом формирования и организации речемыслительной деятельности в начальной школе считаю урок Работы над ошибками (или редактирования).
Для уроков редактирования уместны слова Л. Н.Толстого: «Надо навсегда отбросить мысль писать без помарок. Три, четыре раза - это ещё мало».
Только дав возможность переписать, дети не будут бояться сочинений и изложений. Они знают, что учитель направит их, поможет написать текст, так как сначала пишется черновой вариант.
Развитие речи учащихся начальной школы – это шаг к подготовке учащихся к написанию ВПР, сдаче государственных экзаменов в 9 классе, ЕГЭ в 11классе.
При подготовке к урокам развития речи следует помнить, что урок – это взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика.
Философ Астрогор писал:
Собирайте капли знаний,
Укрепляйтесь каплями терпения,
Дарите капли любви,
Ищите капли мудрости,
Ловите капли радости,
Храните капли надежды,
Пусть из этих капель
Собираются реки и моря
Вашего душевного благополучия
Касимова Людмила Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна