«Речевое насилие как угроза психическому здоровью ребёнка» Подготовила педагог-психолог ЦРР №91 «Строитель» Киселева Оксана Владимировна
Задачи: 1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия. 2.Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей. 3.Отработать с участниками техники: А) «Я-сообщение и ты-сообщение» Б) Введения правил, ограничений на действия детей.
4 основные формы жестокого обращения с детьми: 1.Физическое насилие . 2.Сексуальное насилие. 3.Психологическое (или эмоциональное ,в том числе и речевое) насилие. 4.Пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Эмоциональное насилие - это деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребёнка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
И.В.Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО Имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам. Характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека. Психическое здоровье - Психологическое здоровье -
«Портрет ребёнка, подвергшегося речевому насилию»
Причины насилия: Семейные – мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор и т.д. Индивидуальные - темперамент ребёнка. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками. Социальные – необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению к друг другу строилось по высоким стандартам. Закон РФ «ОБ образовании» предусматривает ст.56 административное наказание пед. работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника»
К речевому насилию относятся: Угрозы в адрес ребёнка Замечания, высказанные в оскорбительной форме Принижение успехов Постоянная критика Подавление инициативы Обвинение в адрес ребёнка (брань, крики) Наказание за неправильный ответ Некорректное высказывание о внешнем виде Насильственное высказывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя Отказ в утешении , когда ребёнок испуган Негативная характеристика ребёнка Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку.
Причины речевого насилия: Психологическая неустойчивость педагогов Слабое владение коммуникативными навыками Профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребёнка
Особое внимание Юлия Борисовна Гиппенрейтер и другие психологи уделяют технике «Я-сообщений». Она заключается в том, что родителям и педагогам лучше оценивать поступки ребенка, описывая свое состояние, а не его поведение. То есть говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу поведения ребенка, а не делать суждений о нем самом. Особое внимание Юлия Борисовна Гиппенрейтер и другие психологи уделяют технике «Я-сообщений». Она заключается в том, что родителям и педагогам лучше оценивать поступки ребенка, описывая свое состояние, а не его поведение. То есть говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу поведения ребенка, а не делать суждений о нем самом. Таким образом мы избавляемся от обвинительного тона, который вызывает у ребенка неприязнь или протест. Разговаривая о поведении ребенка с помощью «Я-сообщений», становится проще строить конструктивный диалог. Так дети станут вашими союзниками в решении проблемы, а не будут чувствовать себя как на скамье подсудимых.
Как общаться с помощью «Я-сообщений»? 1. Чаще используйте «Я-сообщения» для выражения своих положительных эмоций . Чаще говорите ему: «Я рад(а) тебя видеть», «Я тебя люблю», «Мне нравится играть с тобой». 2. Выслушайте ребенка, не перебивая Ребенок пока не умеет выражать свои чувства так, как это умеют взрослые. И не стоит от него этого ожидать. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы. 3. Учите ребенка рассказывать о своей эмоции в виде «Я-сообщения»
Учите ребенка формулировать капризы и недовольства с помощью «Я-сообщений». Пусть он расскажет о том, как он себя ощущает. Например, «Я не хочу идти на прогулку». Вы отвечаете: «Ты устал и хочешь отдохнуть?». Или девочка пришла с улицы и заявляет: «Я не буду больше играть с Машей, она жадина!». Переформулируйте в: «Ты злишься, что она не дала тебе свою куклу?». Такие фразы позволяют наладить контакт с ребенком: удостоверившись, что его понимают, чадо с готовностью поделится своими трудностями и позволит вам помочь их разрешить. Учите ребенка формулировать капризы и недовольства с помощью «Я-сообщений». Пусть он расскажет о том, как он себя ощущает. Например, «Я не хочу идти на прогулку». Вы отвечаете: «Ты устал и хочешь отдохнуть?». Или девочка пришла с улицы и заявляет: «Я не буду больше играть с Машей, она жадина!». Переформулируйте в: «Ты злишься, что она не дала тебе свою куклу?». Такие фразы позволяют наладить контакт с ребенком: удостоверившись, что его понимают, чадо с готовностью поделится своими трудностями и позволит вам помочь их разрешить. 4. Выражайте недовольство действиями ребенка, но не им самим Выражать недовольство можно и нужно, но не самим ребенком, а его действиями. «Я-сообщения» позволяют высказать собственные чувства вместо обвинений ребенка: «Я расстраиваюсь, когда ты говоришь плохие слова», а не «Ты говоришь плохие слова», и ни в коем случае не «Ты – плохой мальчик, раз говоришь плохие слова». Основной посыл, который от вас в данном случае получает ребенок, звучит так: «Ты мне дорог(а), я очень тебя люблю, но твой поступок меня огорчает».
5. Расскажите о причинах своего недовольства 5. Расскажите о причинах своего недовольства После того, как вы высказали ребенку свое недовольство, используя «Я-сообщения», расскажите о его причинах. 6. Опишите, какого поведения вы ждете от ребенка 7. Опишите последствия продуктивного взаимодействия Вы станете мастером в общении с ребенком, если будете описывать не только то, что происходит, если ребенок не слушается, но и то, зачем вы требуете от него определенного взаимодействия.
Упражнение «Я-сообщение» «Я-сообщение и ты-сообщение» Ты-сообщение: Ну что у тебя за вид! Чучело! Я-сообщение: ? Ты-сообщение: Перестань тут ползать, ты мне мешаешь! Я-сообщение: ? Ты-сообщение: Что ты за дикарь, сколько раз повторять, нельзя так носится по дому! Я - сообщение: ?