Буклет на тему «Речевое развитие ребёнка»
Речевое развитие ребенка. Доречевой период (0-3 мес). Возникновение первых спонтанных вокализаций. 3-4 мес. Гуление. Расширение репертуара случайно произносимых звуков(а, у, я, м,п) и использование их при общении со взрослым. 5-6 мес. Вокализации при манипуляции с объектам, произносит отдельные слоги, начало лепета. 7-8 мес. Длительный лепет, появление псевдослов, выражающих отношение ребенка к происходящему. 9-10мес. Появление вокализаций в конце и в начале действий. 11-12 мес. Существование особых слов меток, понятных только ребенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов или отдельных слов. В полтора года активный словарь ребенка содержит примерно 50—70 слов, основная масса из них — существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький. | К концу второго года словарь колеблется от 100 до 300 слов. На третьем году жизни характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай — дает — не дам, киса — кису — кисе и т.д. На четвертом году жизни Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие. На пятом году жизни происходит увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и | развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе. На шестом году словарь увеличивается еще на 1000-1200 слов. Младший школьный возраст. Увеличивается словарный запас (7000 слов). Ребенок овладевает новым видом речи - письменной Может строить сложные предложения. Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
| ||||||||||||
Критические периоды в развитии речевой функции у детей Первый критический период 1-2 года жизни Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении. Происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока Может возникнуть задержка речевого развития, недоразвитие речи Второй критический период 3 года
Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной; | Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции Может появиться заикание, мутизм, отставание речевого развития.
Третий критический период 6-7 лет Начало развития письменной речи. Возникают «срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС. Может появиться заикание.
|
Памятка для заботливых родителей.
Речевое развитие ребенка.
Составила: учитель-логопед Цыпляева Е.И. |