"Речевое развитие ребенка в разных видах деятельности"
Пироговская Лиана Самвеловна, воспитатель
ГБДОУ «Детский сад №127»
Россия, г.Севастополь
Детский сад - это первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – это формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Речь является одной из самых важных линий развития ребенка. Речь тесна связана с интеллектуальным развитием ребенка, а также помогает ребенку в познании окружающего мира. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Становление развития речи приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.
На сегодняшний день проблема речевого развития детей дошкольного возраста, очень актуальна, в связи с тем, что процент детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями очень высок.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]:
1) овладение речью как средством общения и культуры (необходимо формировать устную речь детей на так, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного запаса ребенка, а также зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей необходимо создавать благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. ребенок должен научиться изменять слова и соединять их в предложения);
4) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, в следствии этого дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания. Книга должна стать спутником детей);
5) развитие речевого творчества (дети учатся самостоятельно составлять простейшие короткие рассказы, принимать участие в сочинении стихотворных фраз, придумывать новые ходы в сюжете сказки. Все это становится возможным, если создать необходимые для этого условия);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных особенностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.
Также для успешного речевого развития детей необходимо создать такие условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь);
− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок); − самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).
Во второй младшей группе характерными принципами речевого развития являются:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;
− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).
В средней группе характерными принципами речевого развития являются:
− правильная речь педагога;
− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);
− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей, рассказы педагога;
− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).
В старшей и подготовительной группах характерными принципами речевого развития являются:
− правильная речь педагога;
− развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы;
− пересказ и составление рассказов;
− расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);
− атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастик, дыхательных упражнений.
При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:
− формируются положительные условия для развития речевой активности детей в самостоятельной деятельности;
− повышается речевая активность ребенка;
− дошкольники овладевают речевыми навыками и умениями в естественной разговорной среде.
Еще одним ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Она активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры [2].
Киселева Л. С. считает, что «используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главной задачей является- помочь ребенку поверить в свои силы, так как детьми воспринимается то, что им интересно, то, что они находят и доказывают самостоятельно» [5].
О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальная и театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками и проблемные ситуации так же способствуют развитию речи дошкольников [6].
Так же для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет участие семьи в речевом развитии. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе педагоги должны убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и участниками. Для этого мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений, открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, анкетирование и опросы, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.
Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:
− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;
− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;
− педагог вместе с родителями поощряют и стимулируют ребёнка в речевой активности и являются координаторами в совместной образовательной системе.
Литература:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г.
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с.
Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6
Школа сказок. http://www.trizminsk.org
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - С. 130 - 132.
Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования/ Ю.Агеева.- https://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-v-sotvetstvi-s-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html.
Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 175-177. — https://moluch.ru/archive/243/56107/.