12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровских Светлана Владимировна2480
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
5

Выступление «Как сохранить здоровье ребенка на уроке математики»

Как сохранить здоровье ребенка на уроке математики

"Прежде, чем сделать ребенка

умным и сообразительным -

сделайте его здоровым"

Руссо

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто читель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью.

У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть первого, шестого и даже седьмого уроков.

С целью сохранения здоровья учащиъхся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании мой урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки,

- построение урока с учетом работоспособности учащихся,

- соблюдение гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещенность, чистота),

- благоприятный эмоциональный настрой,

- динамические паузы и физкультминутки.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, неуверенность. Ведь часть мы слышим от своих учеников, что им тогда понятно, когда интересно. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья учеников. С первых минут урока учитель должен создать благоприятную обстановку .

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в формировании здорового образа жизни. Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить плохую отметку. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память , использовать различные формы выделения наиболее важного материала ( подчеркивание, выделение, другой цвет, более крупный шрифт).

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Просидеть на уроке 45 минут тяжело для любого ученика, особенно на уроках математики. Необходим отдых. Потраченное время на отдых окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной , можно разделить на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательно процесса ( чередование поз учащихся, гигиенические условия в классе);

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учеников ( правильная организация урока, учет работоспособности учеников, распределение интенсивности умственной деятельности);

- психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности ( снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личночтно-ориентированные технологии).

Следуя принципам здоровьесбережения учащихся, решаюна уроках математики такие задачи, как:

- снятие учебных перегрузок, приводящих учеников к состоянию переутомления;

- охрана и укрепление психического здоровья учащихся ( предупреждение стрессов, распространение вредных привычек);

- формирование культуры здоровья учащихся.

Мной проводятся здоровьесберегающие уроки по математике двух видов:

1) урок, в который включены элементы здоровьесбережения, т.к. содержание урока имеет отношение к здоровью.

Я предлагаю ученикам решить задачи следующего содержания:

1. Взрослый человек спит третью часть суток. В неделе семь суток. Сколько часов в неделю спит взрослый человек?

2. Ребенок должен спать на один час меньше, чем вторая часть суток. Сколько часов в неделю должен спать ребенок?

3. Спортсмен прыгнул в длину 7м16см. Это в 4 раза больше, чем его рост. Найди рост спортсмена.

4. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

5. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.

6. Масса витамина С, ежедневно наобходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60мг?

2) стандартный, хорошо продуманный методически урок по математике, на котором стремлюсь:

- полноценно выполнить учебную программу;

- формировать у учащихся интерес к своему предмету;

- установить с учениками доверительные, партнерские отношения;

- максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываю следующие критерии:

- обстановку и гигиенические условия в классе;

- плотность урока должна быть от 60% до 80%;

- чередование видов учебной деятельности;

- Психологический климат;

- наличие эмоциональных разгрузок;

- позы учащихся и их чередование;

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни.

В результате несоблюдения гигиенических критериев здоровье детей с момента поступления в школу до ее окончания ухудшается в 2,5 раза.

От плохих гигиенических условий страдают не только ученики, но и учителя. Поэтому:

- До начала урока проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещенность, проветриваю помещение. На стенах -пособия по предмету в помощь учащимся. В классе много цветов, что создает благоприятную обстановку.

- С первых минут урока стремлюсь создать атмосферу доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Так как математика один самых трудных предметов, то огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда.

- На уроках чередую разные виды учебной деятельности: фронтальный опрос, запись формул, понятий, чтение материала учебника, работа с наглядными пособиями. При этом использую различные виды преподавания: наглядный, словесный, самостоятельную работу, работу в группах и в парах.

- Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

- метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества);

- активные методы (ученик в роли училя, исследователя; деловую игру, дискуссию);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интелкта, эмоций, общения, самооценки, взаимооцеки).

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых првил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.

В 10-11 классах полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течениие нескольких минут.

На уроках стараюсь показать связь изученного материала с повседневной жизнью.

Большинство задач - практического содержания.

Обязательной составной частью моего урока является физкультминутка, включающая гимнастику для глаз, кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статистические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или одного из учеников. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений.

Внешнюю мотивацию деятельности учащихся на уроке вызываю через систему оценивания результатов обучения, похвалу, поддержку, соревновательный момент. При этом стимулируется внутренняя мотивация учащихся: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановки на уроке, проявления внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к сомостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появлятся дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышаеся, что, в конечном итоге, приводит к более качественному усвоению знаний. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учитилем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, юмористических или поучительных картинок, испоьзования поговорок, афоризмов, четверостиший, анекдотов и загадок по теме. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Считаю, что все используемые мною здоровьебсберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.

И в заключении хотелось бы процетировать:

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы..."

                                                                                             В.А. Сухомлинский

 

 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.