12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыганцова Елена Викторовна116
Воспитатель группы компенсирующей направленности
Россия, Челябинская обл., посёлок Увельский
0

«Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Из опыта работы воспитателя

первой квалификационной категории

Цыганцовой Елены Викторовны,

МБДОУ «Детский сад №16»


«Речевое развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Своевременное овладение ребенком речью - одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации, Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков, выражения своих мыслей. Развитие связной речи включает: освоение звуковой стороны языка, лексико-грамматического строя речи и происходит в тесной взаимосвязи всех сторон речи. Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого. Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.

Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развернутого высказывания, обеспечивающего общение и взаимопонимание».

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе, Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь - связное, логически последовательное

высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Данные формы речи отличаются мотивами. Монолог стимулируется внутренними мотивами (содержание и языковые средства используемые в монологе выбирает сам говорящий),а диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, например: ситуацией, в которой происходит диалог, реплики собеседника.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи у дошкольников. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимосвязь с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Следует отметить, что развитие связной речи дошкольников

происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром. Так, например: для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи:

- активно вступают в разговор, могут участков коллективной беседе;

- характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности;

- пересказывают сказки и короткие рассказы. - не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей;

- их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики;

- предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (например:

словами еще, потом).

Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре- ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира. В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для

речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами самоутверждение, соревновательности, удовлетворения потребности самореализации». Игры различаются по содержанию, характерным особенностям. значению в воспитании и обучении, Рассмотрим подробнее игры, направленные на

развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:

Сюжетно-ролевая игра.

Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в ко в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых.

Игры на развитие мелкой моторики. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга и доказывают, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребенка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

Пальчиковый театр - увлекательная дидактическая игра, которая:

-стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;

-развивает воображение, память, мышление, внимание;

- помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции.

Игры - шнуровки, содействуют развитию:

-сенсомоторной координации;

- пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

-творческих способностей.

Игры с крупой и семенами.

Крупа универсальный материал. Берем поднос и рассылаем по нему мелкую крупу (например, манку). Затем можно нарисовать простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, домик, солнышко.

Мешочки с крупой упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Упражнения с бусинами.

Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябина и др. Величина бусин зависит от возраста ребенка.

Дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия. Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);

-настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото),

-словесные игры. Например, игра «Отвечай быстро» (цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении, упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными).

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте

считается главным компонентом в развитии и в будущем успешном обучения школе.

Список литературы и источников

1. Баранова Г. А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета, Педагогика 2016. № 1

2. Минесва Ю.В., Салихова 3., Левшина Н. И. формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.

3. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию святой речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. СанктПетербург: Детство-пресс, 2002.

4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.