12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойко Тая Юрьевна22
Россия, Крым респ., г.Севастополь
0

Консультация по теме «Речевое развитие дошкольников посредством игровых технологий»

Речевое развитие дошкольников посредством игровых технологий

Речь – это особый проводник, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, реализуют себя как личности. Это одна из главнейших потребностей и функций. Разговаривать способно большинство, за редкостью некоторых патологий, но вот говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Именно уровень речевого развития малыша говорит о начальных процессах формирования личности. Также огромное значение имеет этот показатель при характеристике уровня психического развития ребенка.

 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Основные этапы речевого развития детей

Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

От рождения до 3 месяцев 
Ребенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх». 
От 2 до 3 месяцев 
Ребенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал. 
От 3 до 4 месяцев 
Ребенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки. 
От 5 до 6 месяцев 
Ребенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица. 

Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом. 

От 7 до 12 месяцев 
Ребенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики. 

 

Этапы развития речи у ребенка от года до трех

12 месяцев 
В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи

14 месяцев 
Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами. 

Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом. 

16 месяцев 
Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х». 

18 месяцев 
У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы. 

От 18 до 24 месяцев 
Ребенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»). 

24 месяца 
Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»). 

От 2 до 3 лет 
Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных. Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы). 

Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи. 

 

Этапы развития речи у дошкольника

От 3 до 4 лет 
Ребенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было. 

Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду. 

От 4 до 5 лет 
Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом. Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»). Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Этапы развития речи у школьника

От 6 до 7 лет 
Ребенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий. 

8 лет 
К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми. 


Основные цели и задачи речевого развития в детском саду

 

Речевое развитие детей в детском саду – важнейшая составляющая комплексного интеллектуального развития малыша, его мышления и логики.

Среди задач, решаемых с помощью развития речи, можно выделить:

- Наполнение словарного запаса.

- Формирование речи с целью возможного комфортного общения со сверстниками.

- Развитие творческой речи: придумывание (сочинение) сказок и стихов, рассказов и историй.

- Приобщение детей к чтению художественной и познавательной литературы.

- Обучение детей правильной и грамотной речи: расстановка интонаций и ударений.

Методики ФГОС позволяют эффективно обучать детей общению со сверстниками и взрослыми, учат формулировать свои мысли, раскрывать творческие способности, совершенствовать навыки.

Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Приемы развития речи детей дошкольного возраста:

- Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками, иллюстрациями и фотографиями.

-Словесные – чтение, описание, рассказ, беседаы.

-Практические – рисование, ролевые игры, театрализация и др.

Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.  

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников  – это обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Использование игровых технологий решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Применение игровых технологий  в речевом развитии позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим периодом комплексного развития личности, именно в это время происходит формирование речевых навыков детей. Постепенно ребенок начинает приобщаться к миру культуры, понимать общечеловеческие ценности.

Именно сейчас для взрослых так важно максимум своего времени и сил уделить речевому развитию ребенка. Методик для этого существует великое множество. Но не забывайте, что при выборе метода обучения необходимо ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.