12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тамара Николаевна34
Россия, Самарская обл.
1

Статья «Речевое развитие дошкольников»

Сообщение из опыта по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

СП детский сад «Колосок»

Воспитатель Гофман Ж.О

 
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. » Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.   Долг воспитателя научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.   Это и подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению” (В.В. Давыдов.)

Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста ». И в группе раннего возраста назвала тему « Развитие речи детей группы раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. И продолжая работать над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи. Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики.

Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка».

Подготовила и провела родительские собрания по темам, «Развитие мелкой моторики рук в речевом развитии детей», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Роль семейного чтения», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», мастер-класс для родителей группы раннего возраста «Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок. Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр

3.Показ сказок в младшей группе :«Заюшкина избушка», « Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок» , драматизация «Телефон» К Чуковского .

4. Показ сказок в старшей группе: «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Теремок», кукольный театр «Заюшкина избушка»

5.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка».

Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

А в старшей группе дети увлеклись легоконструированием. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило выбор мною темы для опыта работы развитие речи детей дошкольного возраста посредством легоконструирования.

Актуальность ЛЕГО- конструирования  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что  конструирование предметов из легодеталей - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе. Дети учатся  анализировать, развивается  речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшается  память, более устойчиво становится внимание, дети учатся  логически мыслить.

ЛЕГО -конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости. Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Стараюсь активно участвовать в методической работе детского сада:

-выступала на педагогических советах с докладами по темам «Общение детей дошкольного возраста», «Развитие свободного общения дошкольников со взрослыми и сверстниками»;

-проведено открытое занятие на районном семинаре «Путешествие в сказку с использованием легоконструирования»;

-показан открытый момент по игровой деятельности «Мы играем».

-был проведен мастер – класс с презентацией для коллег на окружном уровне по теме «Использование Лего-технолологий в развитии речи ».

-оформлена папка по обобщению опыта работы.

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, застенчивые. нерешительные дети стали чувствовать себя намного увереннее. Таким образом, работа по развитию речи с использованием пальчиковых игр, театрализации и легоконструирования позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.

Планирую в дальнейшем своей работе уделить еще больше внимание играм и игровым упражнениям, направленным на речевое развитие дошкольников. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.