Выступление «Игровые приёмы для развития речевого творчества дошкольников»
Игровые приёмы для развития речевого творчества дошкольников
Сообщение из опыта работы. Воспитатель Кравченко Г. П.
В последнее время просматривается тенденция к тому, что взрослые
стали меньше внимания уделять развитию собственной речи детей. В
результате речь старших дошкольников отличается бедностью словарного
запаса, слабой выразительностью, плохой дикцией. Для развития речевого
творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой
коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.
Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. В своей работе с детьми по развитию речевого творчества мы используем
следующие приемы.
Прежде всего, это словесные игровые упражнения. Словесные упражнения могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр. Упр-я «Подбери признак», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Про что можно сказать осенний (осенняя, осеннее)?» учат согласовывать прилагательные с существительными в определённом роде и числе. Для активизации в речи глаголов проводим упр-я: «Кто больше назовёт действий?», «Где, что можно делать?», синонимов «Скажи по - другому», антонимов «Скажи наоборот», «Найди противоположное слово». Для того, чтобы научить правильно составлять предложения используем упр.: «Придумай сам», «Дополни предложение», «Я начну, а ты закончи»
Используем игры «Отгадай ка», «Расскажи-ка», «Узнай по описанию» - они учат описанию и сравнению предметов, явлений, событий и т.д.
Чтобы речь детей обогащалась эпитетами, сравнениями, часто предлагаем ответить на вопросы типа: «Такой же пушистый, как что?». Дети отвечают: «Как кошечка, зайчик, лисичка, снег, шуба, шапка, шарф, пух». На вопрос: «Такой же веселый, как...?» Ответы были следующие: «Как клоун, как мальчик Вова, как фотография, как салют, как радуга, как зайчик, как солнышко, как облачко, как семья, как мамочка, как обезьянка».
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей. Обязательное условие - проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. «Представь, что ты снежинка», «Если бы я был паучком», «Я – осенний листочек», «Знаешь ли ты себя?», «Я лягушка - Царевна».
Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок. Особенно вызывают интерес и творческую активность у детей сказочные персонажи. На вопрос: «Какая Баба Яга?» дети с удовольствием отвечают: «Страшная, костяная нога, длинноносая, лесная, хитрая, колдунья, весёлая». Интересно, что дети подбирают прилагательные, указывающие на разные признаки героя: характер и поведение, место проживания.
Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибся, телефон «ломается». Продолжить игру можно лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину «поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.
Игры «Вспомни прозвище», «Скажи наоборот» и «Назови красиво» помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи, обогащают словарный запас. В игре «Вспомни прозвище» ребята припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках (лисичка - сестричка, лиса - рыжая краса, волк - волчище - серый хвостище, зайчик - побегайчик, зайчишка - трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники подбирают синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина избушка» зайка - трусишка, жалкий, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка; петух - храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание (зайчик трусливый – петух смелый, Кощей Бессмертный злой – Иван Царевич добрый, падчерица трудолюбивая – дочка ленивая).
В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из любой знакомой ему сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются. Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при помощи игрушек.
Дидактическое содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы...», «Кем бы из героев книг я хотел бы быть и почему?» и др.
Игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг» учат вести диалог по телефону.
В работе по развитию речевого творчества также используем игры с готовыми текстами «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. Они побуждают детей к вступлению в контакты, являются мотивом к коммуникативной деятельности, помогают освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога. Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик.
Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.
Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.
Вся наша работа направлена на решение одной из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Нам воспитателям детского сада необходимо так организовать речевую
деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове. Тогда результатом работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.