Речевое развитие
Октябрь
НОД № 5 «Овощи и фрукты»
Цель: сформировать знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания.
Задачи:
развивать умение детей составлять описательный рассказ о фруктах и овощах по мнемотаблице;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом, педагогом;
развивать связную речь;
развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Материалы и оборудование: карточки «Овощи и фрукты», листочки с заданиями, карандаши, мнемотаблица – «Овощи и фрукты».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: - словесные: загадки, вопросы к детям, объяснения, беседа. - наглядные: тематические карточки, мнемотаблица. - игровые: игра «Прятки с овощами, фруктами», д/и «Овощи и фрукты». - практические: пальчиковая гимнастика «Урожай», задания (2) на листочке.
Логика образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
Воспитатель «роняет» карточки овощей и фруктов, и просит девочек собрать карточки с фруктами, мальчиков с овощами. Дети собирают и отдают воспитателю, после чего садятся по просьбе воспитателя, на стульчики, вдоль ковра. Воспитатель смотрит, правильно – ли дети собрали, задаёт вопрос.
- Какие фрукты собрали девочки? Девочки называют (фрукты)
- Какие овощи собрали мальчики? Мальчики отвечают (овощи)
II. Основная часть.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Правильно осень. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Овощи растут на грядке, а фрукты растут на дереве.
- Давайте теперь поиграем с овощами и фруктами в прятки. Сейчас я повешу перед вами картинки, на которых нарисованы овощи». Тоже самое с фруктами.
(вешает 5-6 картинок).
- Начнём игру. Посмотрите внимательно на картинки, постарайтесь их запомнить. Сейчас вы закроете глазки, а я какую-нибудь одну картинку спрячу. Вы постараетесь отгадать - какую!
(педагог убирает картинки по одной, дети угадывают)
- Чего не хватает? Дети отвечают: не хватает капусты и т. д.
- Молодцы! Попробуйте теперь отгадать загадки:
Появляюсь я из грядки, вырастаю ловко.
Скушайте меня, ребятки, рыжую…. (морковку)
Удивился в поле ежик: «вот так овощ, сто одежек!»
А зайчонок слопал с хрустом аппетитную… (капусту)
Он на солнце греет бок, дарит нам томатный сок,
Любят люди с давних пор, красный, спелый… (помидор)
Им стручок, любимый дом хорошо братишкам в нем!
Каждый братец – зелен гладок, каждый шарик – вкусен, сладок. (горох)
- Молодцы! Отлично! Давайте попробуем составить рассказ, по нашей мнемотаблице.
Вызывает по очереди детей и по вопросам составляют рассказ.
- Какие вы умнички! Пора нам пальчики размять и пьсьменные задания выполнять!
Пальчиковая гимнастика «Урожай»
Осень в гости к нам идет, Урожай с собой несет: | (Попеременно: хлопки, удары кулачками.) |
Капусту круглую, | (Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).) |
Картошку смуглую, | (Сжать обе руки в кулаки (картошка).) |
Морковку сладкую, | (Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.) |
Свеколку гладкую. | (Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).) |
- За столы скорей садись и немного потрудитесь!
Дети садятся за столы и выполняют задания на листочках.
III. Заключительная часть.
Воспитатель проверяет и подписывает работы детей.
- Давайте поиграем в игру. Д/и «Овощи и фрукты».
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры.
- Если я назову овощ – вы должны присесть. (Морковка, капуста, картошка, свекла, огурцы, помидоры). Если назову фрукт – вы подпрыгиваете вверх.
- Молодцы, вы хорошо запомнили, где растут овощи и фрукты!
Приложение № 2