Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности
Речевой этикетPPTX / 64.45 Кб
/data/files/q1736594467.pptx (Речевой этикет)
Задание для команд (для распечатки)DOC / 2.34 Мб
СОбери пословицу (для распечатки)DOC / 35 Кб
/data/files/u1736594502.doc (СОбери пословицу (для распечатки))
«Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
Цели. | Сформировать представление о речевом этикете. Закрепить знания о правилах ведения диалога. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||
Планируемый результат. | |||
Предметные умения | Личностные умения | Метапредметные умения | |
-формулировать правила позитивного диалога, -строить диалог, используя вежливые слова. -составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета, -составлять текст на заданную тему | - возможность адекватно оценивать свою деятельность; -выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. -проявление интереса к изучению темы; — творческое отношение к составлению и оформлению высказывания | Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; — отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога; Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — выполнять учебное действие в соответствии с правилами; - возможность формулировать цели урока; -принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные умения: — слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; — учитывать мнение партнёра при работе в паре; - возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию; -сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач. |
Разделимся на 3 команды.
Сегодня получит пятерки та команда, которая лучше остальных ответит на вопросы и выполнит задания. Мы посмотрим, кто лучше всех может рассуждать и объяснить свою точку зрения.
1 задание. Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.
1 команде: Доброе слово дом построит, а злое разрушит. Без рассуждения не твори осуждения. Кстати промолчать — что большое слово сказать.
2 команде: Доброе молчание лучше худого ворчания. Умей сказать, умей и смолчать. Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
3 команде: Сначала подумай, потом скажи. Кто спорит, тот ничего не стоит. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.
Чему учат нас мудрые пословицы? О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.
Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Правильно о правилах общения, о речевом этикете.
Запишите тему урока «Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности»
Подчеркните ключевое слово в теме. Какое это слово?
Речевой этикет
Наша цель:
1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;
2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ? Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в общении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Составляющими этикета являются:
-хорошие манеры,
-внешний вид,
-культура речи
Что же такое речевой этикет? Прочитаем определение и запишем в тетрадь.
Речевой этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми.
А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией о речевом этикете.
1 команда – Развитие этикета в России
2 команда - Из истории русского этикета.
3 команда – Речевой этикет у разных народов.
На поиск и изучение информации вам отводиться 20 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с группой.
1 команда – Развитие этикета в России
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету.
Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало».
Мы собрали несколько правил — чему дворян XVIII века учила эта книга.
Об общении. Общаться с людьми авторы книги советуют вежливо и учтиво, просьбы свои излагать, как будто общаешься с высоким иностранным гостем: «Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось».
О скромности и деликатности. Скромность — ещё одно качество, которое создатели пособия ценят: «Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди)...».
О самостоятельности. Совет, актуальный во все времена: «Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай».
Воспитанному дворянину полагалось, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
2 команда -
В «Поучении Владимира Мономаха» есть такие наставления:
Первая книга же по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.
команда – Речевой этикет у разных народов.
Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства.
Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
Творческое задание.
Переведите вредный совет Григория Остера в поэтическую формулу речевого этикета.
Как иначе можно назвать речевые формулы?
6000 слов и устойчивых формул приветствия. Обращения, знакомств, пожеланий, благодарности, извинения, приглашения содержит справочное пособие «Словарь русского речевого этикета», самое полное издание этикетных слов.
Работа в группах. Выписать из «Словаря русского речевого этикета» 3 любых этикетных слова или выражения и рассказать, когда их можно использовать. У вас 4 минуты. Поделитесь вашими словниками.
Речевые ситуации
Конкурс капитанов
1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы к нему обратитесь с вопросом?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?
Рефлексия
Я узнал
Я запомнил
Я буду
Домашнее задание: написать письмо другу, используя формулы речевого этикета.