12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иринка Чубова18

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Октябрьского района города Ставрополя





«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДАЮ»






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Основы этической культуры

«Школа этикета»









Срок реализации: 1 год

Рассчитана: на детей младшего школьного возраста 7-10 лет




Составлено педагогом

дополнительного образования Чубовой И.Н.__________

















Ставрополь, 2019 г.

Пояснительная записка


Этикет – явление исторически изменчивое и, конечно же, этикет сегодняшний – это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного человека. Этикет в процессе развития общества претерпел значительные изменения, время отсеяло неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

Вежливость – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей в школе, доме, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе.

Понятие этикета неразрывно связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях.

Как показывает опыт, знание и соблюдение даже элементарных правил этики скорее облегчает, чем осложняет жизнь, помогает чувствовать себя уверенно в ситуациях повседневного общения, позволяет социально адаптироваться к различным явлениям социума.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего взросления.

Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту или любой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает им сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Направленность программы «Основы этической культуры» –социально-педагогическая.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает более глубокое изучение этикетных норм, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях. Программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, адекватно реагировать на сообщение другого, размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважение любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Актуальность программы заключается в воспитании у детей нравственности и культуры поведения. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. Привлечение на занятиях разнообразных жизненных ситуаций позволит научить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Педагогическая целесообразность программы предназначена для решения проблем нравственного развития личности на основе культурологических принципов.

Педагогическое кредо программы – «Нравственность нужно не только воспитывать, нравственности нужно обучать».

Процесс нравственно-этического просвещения на основе общей и отечественной культуры позволяет детям определить свое жизненное «кредо», получить навыки и умения общения и поведения, стать духовно богаче, нравственно подготовленным и культурно развитым членом нашего общества.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи:

Образовательные:

дать представление о навыках культурного поведения в повседневной жизни;

познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;

научить детей управлять своим поведением, эмоциями.

Развивающие:

развитие чувства ответственности, самостоятельности;

расширение кругозора учащихся;

развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

формировать устойчивую положительную самооценку школьников;

сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

воспитание культуры поведения и общения с людьми;

воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям;

воспитание бережного отношения и любви к культурным ценностям, к языку, к природе, родному городу и краю.

Отличительные особенности программы:

Данная программа дает возможность восполнить пробелы в нравственном развитии детей, в особенности в плане приобретения ими практических навыков культурного общения. На занятиях не просто говорится о культуре поведения и о нормах морали, а создается среда, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Занятия проводятся в непринужденной обстановке в форме бесед и тренингов, проигрывания различных жизненных ситуаций.


Возраст детей:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. При зачислении в детское объединении родители (законные представители) обучающихся представляют медицинское заключение (справку) о состоянии здоровья ребенка и возможности заниматься в данном объедении.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся по 1 часу 1 раза в неделю, т.е. 36 часа в год.

Приём детей в группы ведётся без предварительной подготовки. Группа состоит из 10-15 человек.

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы

организации обучения: фронтальные, индивидуально-групповые, дифференцированно-групповые. Работа в группах включает проведение теоретических, практических, индивидуальных занятий, посещение выставок, экскурсий.

Ожидаемые результаты:

Программа в целом должна обеспечить формирование определённого уровня знаний, умений и навыков по развитию этических норм, представлений, соблюдении правил поведения в школе, дома и в общественных местах;

К концу первого года воспитанники

Должны знать:

основные правила и требования современного этикета;

правила поведения в гостях, в транспорте и в других общественных местах;

особенности применения этикета в различных ситуациях;

национальные традиции применения этических правил;

эстетические требования.

Должны уметь:

общаться по этическим правилам;

вести себя сообразно этическим нормам;

осознанно выбирать модель этического поведения;

соблюдать нормы, правила этикета;

соединять этическое и эстетическое в своих действиях, суждениях;

адекватно реагировать на нарушение этических норм;

соблюдать общепринятые смежные и отечественные традиции, обычаи.

Формы подведения итогов.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля знаний и умений, которая позволяет определить эффективность обучения, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Проводятся беседы, выставки, экскурсии, конкурсы.

Подведение итогов по темам разделов проводятся 2 раза в год: в форме промежуточной аттестации – ноябрь-декабрь и итоговой – в конце учебного года – апрель-май.

Деятельность педагога строится на следующих принципах:

Принцип целесообразности действий (творческое применение правил этикета к конкретным ситуациям).

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии).

Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

Принцип культуросообразности: знакомство с историей этикета.

Принцип гуманизма, человечности (наличие моральных требований, обращенных к культуре взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность, точность).

Принцип народных обычаев и традиций (знание и применение тех обычаев, традиций, которые закрепились в культурном опыте).

Принцип сознательности и активности.

Принцип научности.

Принцип наглядности.

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в кабинете, музыкальном зале, оборудованном столами и стульями, шкафами для хранения инструментов, материалов.

Перечень оборудования, определенного программой для занятий: бумага А4, раскраски для детей, цветные карандаши.

Вспомогательное оборудование: демонстрационный материал, сказки, загадки, стихи, ребусы, методические разработки.

Воспитательная работа:

Важное место на каждом занятии отводится воспитательной работе. В обязательном порядке включается коллективная работа. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи.

Для достижения целей воспитательной работы помогают различные беседы нравственного содержания, конкурсы, игры, экскурсии в дни каникул.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

духовно – нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, культурологическое, воспитание здорового образа жизни, работа с родителями.




Учебно-тематический план

1 год обучения – 36 часов



п/п

Наименования разделов и тем

Часовая нагрузка

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование группы


2

2


2

Введение в образовательную программу. Инструктаж. Начальная диагностика


1

1


3

Этикет семьи и дома


5

3

2

4

Этикет в общественных местах


8

4

4

5

Праздничный этикет


6

3

3

6

Этикет и культура речи


5

2

3

7

Ты и твое здоровье


4

2

2

8

Воспитательная работа


3


3

9

Итоговое занятие (промежуточная, итоговая аттестация)


2

1

1


ИТОГО:

36

18

18



















Содержание программы первого года обучения

Тема № 1. Комплектование группы.

Теория: рекламные объявления, блиц-уроки

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 2. Введение в образовательную программу.

Теория: инструктажи, начальная диагностика.

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тема № 3.Этикет семьи и дома.

Теория: правила знакомства и представления. Взрослые, дети, подростки. Схема разговора. Значение имен. Мой дом. Правила поведения дома.

Практика: игры на знакомство, на имена; решение ситуационных задач; конкурс рисунков.

Форма занятия: занятие-игра

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 4. Этикет в общественных местах.

Теория: правила уличного этикета. Дорожные знаки для пешеходов. Зебры и подземные переходы. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в театре.

Практика: игры с карточками, решение ситуационных задач, сюжетно-ролевые игры, чтение и обсуждение сказки «Азбука вежливости»

Форма занятия: занятие - игра

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 5. Праздничный этикет.

Теория: правила поведения для гостей. Правила приема гостей. Понятия «подарок», виды подарков.

Практика: сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач.

Форма занятия: занятие - игра

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 6. Этикет и культура речи.

Теория: понятия «общение», «поза», «жест». Правила общения.

Мимика и жесты. Культура общения по телефону. Вежливые слова.

Практика: речевые игры, игровые упражнения

Форма занятия: занятие – игра

Методы: словесный, наглядный, практический.






Тема № 7. Ты и твое здоровье.

Теория: правила здорового образа жизни. Правила личной гигиены.

Практика: советы доктора Айболита, игровые задания, викторина,

тест «Твое здоровье»

Форма занятия: занятие – игра

Методы: словесный, наглядный, практический


Тема № 8. Воспитательная работа.

Теория: беседы

Практика: организация экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми.

Форма занятия: беседа, экскурсии.

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 9. Итоговое занятие

Теория: промежуточная аттестация, подведение итогов года.

Практика: игровые задания

Форма занятия: занятие-игра.

Методы: словесный, практический.



Методическое обеспечение программы


Образовательный процесс основывается на учете возрастных, психологических и личностно-коллективных особенностях конкретного детского коллектива. Этическая культура личности формируется в течение всего срока реализации программы и предполагает поступательное развитие личности. Главное – научить детей правильно соизмерять свое «Я» с нормами и правилами этики, нравственными идеалами, сформировать внутреннюю потребность к саморазвитию, самосовершенствованию, самопознанию, выражающуюся в проявлениях нравственно-этической культуры личности.

При организации образовательного процесса предполагается использовать следующие приемы и методы:

словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);

метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);

метод игры (игра-конкурс, игра-путешествие, ролевые игры);

метод наглядного обучения (картинки, рисунки, плакаты, фотографии)

психологические и социологические методы и приемы (анкетирование, тестирование).

В процессе обучения требуется и дидактические материалы - наглядные пособия, раздаточный материал, карточки-задания, набор ситуационных и ролевых игр, подбор творческих проблемных задач.





Методическое обеспечение программы «Школа этикета»


п/п

Темы для изучения

Форма организации

занятий

Методы и приемы

Оснащение

Подведение итогов

1

Комплектование группы (рекламные объявления, блиц-уроки)

беседа

словесный, наглядный, практический

плакаты, карточки

беседа

2

Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. Инструктаж.

беседа

словесный, наглядный, практический

карточки-задания


беседа

3

Этикет семьи и дома

занятие-игра

словесный, наглядный,

практический

карточки

игровые задания

4

Этикет в общественных местах

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

игра лото

викторина

5

Праздничный этикет

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

игра лото

игровые задания

6

Этикет и культура речи

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

карточки-задания

работа с карточками

7

Ты и твое здоровье

занятие-игра

Словесный, наглядный, практический

карточки

игровые задания

8

Воспитательная работа

экскурсии, праздники, викторины

словесный, наглядный, практический

карточки-задания

беседа

9

Итоговое занятие

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

карточки,

игра лото

игровые задания






Критерии оценок


Уровень

Знает (теория)

Выполняет (практика)


Низкий,

min,

начальный,

репродуктивный.

Термины, правила,

но не умеет ими пользоваться,

употребляет с ошибками.

Объем менее 50 %

По образцу

только под

руководством

педагога.

Средний,

основной.

Термины, правила,

употребляет с

неточностями.

Объем более 50%

Выполняет по

образцу, но

допускает

неточности.

Высокий,

max,

творческий.

Термины, правила

знает, употребляет

осознанно, могут быть

погрешности.

Объем 80 %

Самостоятельное

выполнение по

образцу, с

элементами

творчества.






















Список литературы для педагога:


1.Аасамаа И. Как себя вести. - Таллин, 1976

2.Аксенова В.И. Живая этика спецкурс 2 класс, 3 класс. Ставрополь, 2001

3. Аксенова В.И., Черная Л.И. Живая этика, 1 класс,5 класс. Материалы спецкурса. – Ставрополь, 1999, 1994

4.Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

5. Балабанова И.П. Книга о том, как вырасти гостеприимным человеком. - Ставрополь, 1997

6. Барто А.Л. Представление начинается. - М., 1963

7. Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997

8. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. - М., 1989

8. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М.: Педагогика, 1996

9. Воспитание культуры поведения учащихся. - М, 1976

10. Все об этике. Сборник - Изд-во «Феникс», 1995

11. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1999

12. Даль В. Толковый словарь русского языка.

13. Дружинина Б.Л. У вашего ребенка гости. - М., 2001

14. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития: Научно- методический сборник. Сост.: Бондаренко Н.Ф., Калашников А.П. и др. Научный руководитель: Грузков В.Н. – Ставрополь, 2002

15.Золотая книга хорошего тона. Перевод с франц. Н.В. Васильковой. - Смоленск: Русич, 1999

16. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000

17. Конвенция о правах ребенка.

18. Костылева О.Г. Учись быть вежливым. – М., 2006

19. Курочкина И. Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. – М.: Школьная Пресса, 2005

20. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996

21. Маленкова Л.И. Человековедение – М.: ТОО «Интел Тех» «Знание», 1993

22. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. – М., 1976

23. Мотяшов В.Н. Мода, престиж, личность. – М., 1986

24. Николаева Т.Н., Илларионова С.И. Этикет и мы. – М.,1993

25. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2004

26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

27. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, 1991

28. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М.,2001

29. Правила поведения для воспитанных детей. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. и др. – М.: Филологическое общество «Слово»; 2007

30. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. – М., 2004

31. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. – М., 2001

32. Сергеев В.Н. Русские православные праздники. – М., 1991

Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

33. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. – М., 1981

34. Словарь русского языка: 70000 слов. Под редакцией Н. Ю. Шведовой. – М. 1990

35. Соколова И. Нужно ли обучать дошкольника риторике? // Дошкольное воспитание. 1996, № 12

36. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе. – М.,2004

37.Словарь современных русских фамилий Ганжина

38.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –

Ярославль: «Академия развития», 1996

39.Уроки волшебного слова. Книга для внеклассного чтения с литературными играми и заданиями. – Т.,1995

40. Уроки добра и красоты. Составители: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. – Смоленск, 1995

41. Ушщенко О.Н. Секреты хороших манер и поведения. – Харьков, 1995

42. Федосов П.С. Казачество: традиции, обряды и календарные праздники. – Ставрополь, 2009

43. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981

44. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М., 2001

45. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ, 2010

46. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ, 2010

47. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ, 2010.

48. Школа этикета: Поучения на всякий случай. Авт.-сост. Лихачева Л.С. – Екатеринбург, 1997.

49. Шорыгина О.А. Вежливые сказки. – М., 2004.

50. Эйтон Д. Творческая игра. – М., 1992.

51. Энциклопедия хороших манер «Золотой век», 1996.

52. Энциклопедия этикета. – М., 2001.

53. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). М., 1991.

54. Яценко И.Ф. Праздники в России. – М., 2010.


Список литературы для воспитанников:


1.Балабанова И. П. Книга о том, как вырасти вежливым человеком. –Ставрополь, 1997

2.Барто А.Л. В театре. – Махаон, 2016 г.

3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997

4. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., 1989

5. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – М., 1986

6. Дружинина Б. Л. У вашего ребенка гости. – М., 2001

7. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М., 1994.

8. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000

9. Кириллов О. Книга ласковых имён, журнал Трамвай, 1990, № 3

10. Лихачева Л. Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996

11. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. – М., 1986

12. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З.Лунгиной/ /Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985

13. Осеева В.А. Волшебное слово. Сказки и рассказы. – Издательство АСТ, 2018

14. Панкеев И. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2001

15. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. – М., 2001

16. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. – М., 1981

17. Словарь современных русских фамилий Ганжина И.М. – М., 2001

18. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ, 2004.

19. Толковые словари: Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

20. Энциклопедия этикета. – М., 2001

21. Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «Слово»; 2007.

22. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ, 2010.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.