Основы этической культуры «Школа этикета»

0
0
Материал опубликован 11 April 2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Октябрьского района города Ставрополя





«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДАЮ»






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Основы этической культуры

«Школа этикета»









Срок реализации: 1 год

Рассчитана: на детей младшего школьного возраста 7-10 лет




Составлено педагогом

дополнительного образования Чубовой И.Н.__________

















Ставрополь, 2019 г.

Пояснительная записка


Этикет – явление исторически изменчивое и, конечно же, этикет сегодняшний – это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного человека. Этикет в процессе развития общества претерпел значительные изменения, время отсеяло неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

Вежливость – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей в школе, доме, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе.

Понятие этикета неразрывно связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях.

Как показывает опыт, знание и соблюдение даже элементарных правил этики скорее облегчает, чем осложняет жизнь, помогает чувствовать себя уверенно в ситуациях повседневного общения, позволяет социально адаптироваться к различным явлениям социума.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего взросления.

Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту или любой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает им сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Направленность программы «Основы этической культуры» –социально-педагогическая.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает более глубокое изучение этикетных норм, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях. Программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, адекватно реагировать на сообщение другого, размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважение любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Актуальность программы заключается в воспитании у детей нравственности и культуры поведения. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. Привлечение на занятиях разнообразных жизненных ситуаций позволит научить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Педагогическая целесообразность программы предназначена для решения проблем нравственного развития личности на основе культурологических принципов.

Педагогическое кредо программы – «Нравственность нужно не только воспитывать, нравственности нужно обучать».

Процесс нравственно-этического просвещения на основе общей и отечественной культуры позволяет детям определить свое жизненное «кредо», получить навыки и умения общения и поведения, стать духовно богаче, нравственно подготовленным и культурно развитым членом нашего общества.

Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи:

Образовательные:

дать представление о навыках культурного поведения в повседневной жизни;

познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;

научить детей управлять своим поведением, эмоциями.

Развивающие:

развитие чувства ответственности, самостоятельности;

расширение кругозора учащихся;

развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

формировать устойчивую положительную самооценку школьников;

сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

воспитание культуры поведения и общения с людьми;

воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям;

воспитание бережного отношения и любви к культурным ценностям, к языку, к природе, родному городу и краю.

Отличительные особенности программы:

Данная программа дает возможность восполнить пробелы в нравственном развитии детей, в особенности в плане приобретения ими практических навыков культурного общения. На занятиях не просто говорится о культуре поведения и о нормах морали, а создается среда, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Занятия проводятся в непринужденной обстановке в форме бесед и тренингов, проигрывания различных жизненных ситуаций.


Возраст детей:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. При зачислении в детское объединении родители (законные представители) обучающихся представляют медицинское заключение (справку) о состоянии здоровья ребенка и возможности заниматься в данном объедении.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся по 1 часу 1 раза в неделю, т.е. 36 часа в год.

Приём детей в группы ведётся без предварительной подготовки. Группа состоит из 10-15 человек.

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы

организации обучения: фронтальные, индивидуально-групповые, дифференцированно-групповые. Работа в группах включает проведение теоретических, практических, индивидуальных занятий, посещение выставок, экскурсий.

Ожидаемые результаты:

Программа в целом должна обеспечить формирование определённого уровня знаний, умений и навыков по развитию этических норм, представлений, соблюдении правил поведения в школе, дома и в общественных местах;

К концу первого года воспитанники

Должны знать:

основные правила и требования современного этикета;

правила поведения в гостях, в транспорте и в других общественных местах;

особенности применения этикета в различных ситуациях;

национальные традиции применения этических правил;

эстетические требования.

Должны уметь:

общаться по этическим правилам;

вести себя сообразно этическим нормам;

осознанно выбирать модель этического поведения;

соблюдать нормы, правила этикета;

соединять этическое и эстетическое в своих действиях, суждениях;

адекватно реагировать на нарушение этических норм;

соблюдать общепринятые смежные и отечественные традиции, обычаи.

Формы подведения итогов.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля знаний и умений, которая позволяет определить эффективность обучения, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Проводятся беседы, выставки, экскурсии, конкурсы.

Подведение итогов по темам разделов проводятся 2 раза в год: в форме промежуточной аттестации – ноябрь-декабрь и итоговой – в конце учебного года – апрель-май.

Деятельность педагога строится на следующих принципах:

Принцип целесообразности действий (творческое применение правил этикета к конкретным ситуациям).

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии).

Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

Принцип культуросообразности: знакомство с историей этикета.

Принцип гуманизма, человечности (наличие моральных требований, обращенных к культуре взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность, точность).

Принцип народных обычаев и традиций (знание и применение тех обычаев, традиций, которые закрепились в культурном опыте).

Принцип сознательности и активности.

Принцип научности.

Принцип наглядности.

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в кабинете, музыкальном зале, оборудованном столами и стульями, шкафами для хранения инструментов, материалов.

Перечень оборудования, определенного программой для занятий: бумага А4, раскраски для детей, цветные карандаши.

Вспомогательное оборудование: демонстрационный материал, сказки, загадки, стихи, ребусы, методические разработки.

Воспитательная работа:

Важное место на каждом занятии отводится воспитательной работе. В обязательном порядке включается коллективная работа. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи.

Для достижения целей воспитательной работы помогают различные беседы нравственного содержания, конкурсы, игры, экскурсии в дни каникул.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

духовно – нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, культурологическое, воспитание здорового образа жизни, работа с родителями.




Учебно-тематический план

1 год обучения – 36 часов



п/п

Наименования разделов и тем

Часовая нагрузка

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование группы


2

2


2

Введение в образовательную программу. Инструктаж. Начальная диагностика


1

1


3

Этикет семьи и дома


5

3

2

4

Этикет в общественных местах


8

4

4

5

Праздничный этикет


6

3

3

6

Этикет и культура речи


5

2

3

7

Ты и твое здоровье


4

2

2

8

Воспитательная работа


3


3

9

Итоговое занятие (промежуточная, итоговая аттестация)


2

1

1


ИТОГО:

36

18

18



















Содержание программы первого года обучения

Тема № 1. Комплектование группы.

Теория: рекламные объявления, блиц-уроки

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 2. Введение в образовательную программу.

Теория: инструктажи, начальная диагностика.

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тема № 3.Этикет семьи и дома.

Теория: правила знакомства и представления. Взрослые, дети, подростки. Схема разговора. Значение имен. Мой дом. Правила поведения дома.

Практика: игры на знакомство, на имена; решение ситуационных задач; конкурс рисунков.

Форма занятия: занятие-игра

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 4. Этикет в общественных местах.

Теория: правила уличного этикета. Дорожные знаки для пешеходов. Зебры и подземные переходы. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в театре.

Практика: игры с карточками, решение ситуационных задач, сюжетно-ролевые игры, чтение и обсуждение сказки «Азбука вежливости»

Форма занятия: занятие - игра

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 5. Праздничный этикет.

Теория: правила поведения для гостей. Правила приема гостей. Понятия «подарок», виды подарков.

Практика: сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач.

Форма занятия: занятие - игра

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 6. Этикет и культура речи.

Теория: понятия «общение», «поза», «жест». Правила общения.

Мимика и жесты. Культура общения по телефону. Вежливые слова.

Практика: речевые игры, игровые упражнения

Форма занятия: занятие – игра

Методы: словесный, наглядный, практический.






Тема № 7. Ты и твое здоровье.

Теория: правила здорового образа жизни. Правила личной гигиены.

Практика: советы доктора Айболита, игровые задания, викторина,

тест «Твое здоровье»

Форма занятия: занятие – игра

Методы: словесный, наглядный, практический


Тема № 8. Воспитательная работа.

Теория: беседы

Практика: организация экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми.

Форма занятия: беседа, экскурсии.

Методы: словесный, наглядный, практический.


Тема № 9. Итоговое занятие

Теория: промежуточная аттестация, подведение итогов года.

Практика: игровые задания

Форма занятия: занятие-игра.

Методы: словесный, практический.



Методическое обеспечение программы


Образовательный процесс основывается на учете возрастных, психологических и личностно-коллективных особенностях конкретного детского коллектива. Этическая культура личности формируется в течение всего срока реализации программы и предполагает поступательное развитие личности. Главное – научить детей правильно соизмерять свое «Я» с нормами и правилами этики, нравственными идеалами, сформировать внутреннюю потребность к саморазвитию, самосовершенствованию, самопознанию, выражающуюся в проявлениях нравственно-этической культуры личности.

При организации образовательного процесса предполагается использовать следующие приемы и методы:

словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);

метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);

метод игры (игра-конкурс, игра-путешествие, ролевые игры);

метод наглядного обучения (картинки, рисунки, плакаты, фотографии)

психологические и социологические методы и приемы (анкетирование, тестирование).

В процессе обучения требуется и дидактические материалы - наглядные пособия, раздаточный материал, карточки-задания, набор ситуационных и ролевых игр, подбор творческих проблемных задач.





Методическое обеспечение программы «Школа этикета»


п/п

Темы для изучения

Форма организации

занятий

Методы и приемы

Оснащение

Подведение итогов

1

Комплектование группы (рекламные объявления, блиц-уроки)

беседа

словесный, наглядный, практический

плакаты, карточки

беседа

2

Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. Инструктаж.

беседа

словесный, наглядный, практический

карточки-задания


беседа

3

Этикет семьи и дома

занятие-игра

словесный, наглядный,

практический

карточки

игровые задания

4

Этикет в общественных местах

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

игра лото

викторина

5

Праздничный этикет

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

игра лото

игровые задания

6

Этикет и культура речи

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

карточки-задания

работа с карточками

7

Ты и твое здоровье

занятие-игра

Словесный, наглядный, практический

карточки

игровые задания

8

Воспитательная работа

экскурсии, праздники, викторины

словесный, наглядный, практический

карточки-задания

беседа

9

Итоговое занятие

занятие-игра

словесный, наглядный, практический

карточки,

игра лото

игровые задания






Критерии оценок


Уровень

Знает (теория)

Выполняет (практика)


Низкий,

min,

начальный,

репродуктивный.

Термины, правила,

но не умеет ими пользоваться,

употребляет с ошибками.

Объем менее 50 %

По образцу

только под

руководством

педагога.

Средний,

основной.

Термины, правила,

употребляет с

неточностями.

Объем более 50%

Выполняет по

образцу, но

допускает

неточности.

Высокий,

max,

творческий.

Термины, правила

знает, употребляет

осознанно, могут быть

погрешности.

Объем 80 %

Самостоятельное

выполнение по

образцу, с

элементами

творчества.






















Список литературы для педагога:


1.Аасамаа И. Как себя вести. - Таллин, 1976

2.Аксенова В.И. Живая этика спецкурс 2 класс, 3 класс. Ставрополь, 2001

3. Аксенова В.И., Черная Л.И. Живая этика, 1 класс,5 класс. Материалы спецкурса. – Ставрополь, 1999, 1994

4.Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

5. Балабанова И.П. Книга о том, как вырасти гостеприимным человеком. - Ставрополь, 1997

6. Барто А.Л. Представление начинается. - М., 1963

7. Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997

8. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. - М., 1989

8. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М.: Педагогика, 1996

9. Воспитание культуры поведения учащихся. - М, 1976

10. Все об этике. Сборник - Изд-во «Феникс», 1995

11. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1999

12. Даль В. Толковый словарь русского языка.

13. Дружинина Б.Л. У вашего ребенка гости. - М., 2001

14. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития: Научно- методический сборник. Сост.: Бондаренко Н.Ф., Калашников А.П. и др. Научный руководитель: Грузков В.Н. – Ставрополь, 2002

15.Золотая книга хорошего тона. Перевод с франц. Н.В. Васильковой. - Смоленск: Русич, 1999

16. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000

17. Конвенция о правах ребенка.

18. Костылева О.Г. Учись быть вежливым. – М., 2006

19. Курочкина И. Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. – М.: Школьная Пресса, 2005

20. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996

21. Маленкова Л.И. Человековедение – М.: ТОО «Интел Тех» «Знание», 1993

22. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. – М., 1976

23. Мотяшов В.Н. Мода, престиж, личность. – М., 1986

24. Николаева Т.Н., Илларионова С.И. Этикет и мы. – М.,1993

25. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2004

26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

27. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, 1991

28. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М.,2001

29. Правила поведения для воспитанных детей. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. и др. – М.: Филологическое общество «Слово»; 2007

30. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. – М., 2004

31. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. – М., 2001

32. Сергеев В.Н. Русские православные праздники. – М., 1991

Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

33. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. – М., 1981

34. Словарь русского языка: 70000 слов. Под редакцией Н. Ю. Шведовой. – М. 1990

35. Соколова И. Нужно ли обучать дошкольника риторике? // Дошкольное воспитание. 1996, № 12

36. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе. – М.,2004

37.Словарь современных русских фамилий Ганжина

38.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –

Ярославль: «Академия развития», 1996

39.Уроки волшебного слова. Книга для внеклассного чтения с литературными играми и заданиями. – Т.,1995

40. Уроки добра и красоты. Составители: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. – Смоленск, 1995

41. Ушщенко О.Н. Секреты хороших манер и поведения. – Харьков, 1995

42. Федосов П.С. Казачество: традиции, обряды и календарные праздники. – Ставрополь, 2009

43. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981

44. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М., 2001

45. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ, 2010

46. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ, 2010

47. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ, 2010.

48. Школа этикета: Поучения на всякий случай. Авт.-сост. Лихачева Л.С. – Екатеринбург, 1997.

49. Шорыгина О.А. Вежливые сказки. – М., 2004.

50. Эйтон Д. Творческая игра. – М., 1992.

51. Энциклопедия хороших манер «Золотой век», 1996.

52. Энциклопедия этикета. – М., 2001.

53. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). М., 1991.

54. Яценко И.Ф. Праздники в России. – М., 2010.


Список литературы для воспитанников:


1.Балабанова И. П. Книга о том, как вырасти вежливым человеком. –Ставрополь, 1997

2.Барто А.Л. В театре. – Махаон, 2016 г.

3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997

4. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., 1989

5. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – М., 1986

6. Дружинина Б. Л. У вашего ребенка гости. – М., 2001

7. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М., 1994.

8. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000

9. Кириллов О. Книга ласковых имён, журнал Трамвай, 1990, № 3

10. Лихачева Л. Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996

11. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. – М., 1986

12. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З.Лунгиной/ /Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985

13. Осеева В.А. Волшебное слово. Сказки и рассказы. – Издательство АСТ, 2018

14. Панкеев И. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2001

15. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. – М., 2001

16. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. – М., 1981

17. Словарь современных русских фамилий Ганжина И.М. – М., 2001

18. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ, 2004.

19. Толковые словари: Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

20. Энциклопедия этикета. – М., 2001

21. Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «Слово»; 2007.

22. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ, 2010.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации