Основы этической культуры «Школа этикета»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Октябрьского района города Ставрополя
«ПРИНЯТО»
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Основы этической культуры
«Школа этикета»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на детей младшего школьного возраста 7-10 лет
Составлено педагогом
дополнительного образования Чубовой И.Н.__________
Пояснительная записка
Этикет – явление исторически изменчивое и, конечно же, этикет сегодняшний – это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного человека. Этикет в процессе развития общества претерпел значительные изменения, время отсеяло неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.
Вежливость – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей в школе, доме, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе.
Понятие этикета неразрывно связано с этикой. Под этикой понимают науку о морали человека, о нравственных и духовных принципах, которыми он руководствуется в жизни. Этикет, таким образом, представляет собой конкретно прикладной аспект этики, выраженный в определенных правилах поведения человека в различных местах и ситуациях.
Как показывает опыт, знание и соблюдение даже элементарных правил этики скорее облегчает, чем осложняет жизнь, помогает чувствовать себя уверенно в ситуациях повседневного общения, позволяет социально адаптироваться к различным явлениям социума.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего взросления.
Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту или любой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает им сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Направленность программы «Основы этической культуры» –социально-педагогическая.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает более глубокое изучение этикетных норм, в том числе при общении с разными людьми и в разных ситуациях. Программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, адекватно реагировать на сообщение другого, размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважение любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Актуальность программы заключается в воспитании у детей нравственности и культуры поведения. Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. Привлечение на занятиях разнообразных жизненных ситуаций позволит научить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Педагогическая целесообразность программы предназначена для решения проблем нравственного развития личности на основе культурологических принципов.
Педагогическое кредо программы – «Нравственность нужно не только воспитывать, нравственности нужно обучать».
Процесс нравственно-этического просвещения на основе общей и отечественной культуры позволяет детям определить свое жизненное «кредо», получить навыки и умения общения и поведения, стать духовно богаче, нравственно подготовленным и культурно развитым членом нашего общества.
Цель программы: создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о навыках культурного поведения в повседневной жизни;
познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;
научить детей управлять своим поведением, эмоциями.
Развивающие:
развитие чувства ответственности, самостоятельности;
расширение кругозора учащихся;
развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
формировать устойчивую положительную самооценку школьников;
сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
воспитание культуры поведения и общения с людьми;
воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям;
воспитание бережного отношения и любви к культурным ценностям, к языку, к природе, родному городу и краю.
Отличительные особенности программы:
Данная программа дает возможность восполнить пробелы в нравственном развитии детей, в особенности в плане приобретения ими практических навыков культурного общения. На занятиях не просто говорится о культуре поведения и о нормах морали, а создается среда, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки. Занятия проводятся в непринужденной обстановке в форме бесед и тренингов, проигрывания различных жизненных ситуаций.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. При зачислении в детское объединении родители (законные представители) обучающихся представляют медицинское заключение (справку) о состоянии здоровья ребенка и возможности заниматься в данном объедении.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся по 1 часу 1 раза в неделю, т.е. 36 часа в год.
Приём детей в группы ведётся без предварительной подготовки. Группа состоит из 10-15 человек.
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы
организации обучения: фронтальные, индивидуально-групповые, дифференцированно-групповые. Работа в группах включает проведение теоретических, практических, индивидуальных занятий, посещение выставок, экскурсий.
Ожидаемые результаты:
Программа в целом должна обеспечить формирование определённого уровня знаний, умений и навыков по развитию этических норм, представлений, соблюдении правил поведения в школе, дома и в общественных местах;
К концу первого года воспитанники
Должны знать:
основные правила и требования современного этикета;
правила поведения в гостях, в транспорте и в других общественных местах;
особенности применения этикета в различных ситуациях;
национальные традиции применения этических правил;
эстетические требования.
Должны уметь:
общаться по этическим правилам;
вести себя сообразно этическим нормам;
осознанно выбирать модель этического поведения;
соблюдать нормы, правила этикета;
соединять этическое и эстетическое в своих действиях, суждениях;
адекватно реагировать на нарушение этических норм;
соблюдать общепринятые смежные и отечественные традиции, обычаи.
Формы подведения итогов.
В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля знаний и умений, которая позволяет определить эффективность обучения, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Проводятся беседы, выставки, экскурсии, конкурсы.
Подведение итогов по темам разделов проводятся 2 раза в год: в форме промежуточной аттестации – ноябрь-декабрь и итоговой – в конце учебного года – апрель-май.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
Принцип целесообразности действий (творческое применение правил этикета к конкретным ситуациям).
Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии).
Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.
Принцип культуросообразности: знакомство с историей этикета.
Принцип гуманизма, человечности (наличие моральных требований, обращенных к культуре взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность, точность).
Принцип народных обычаев и традиций (знание и применение тех обычаев, традиций, которые закрепились в культурном опыте).
Принцип сознательности и активности.
Принцип научности.
Принцип наглядности.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в кабинете, музыкальном зале, оборудованном столами и стульями, шкафами для хранения инструментов, материалов.
Перечень оборудования, определенного программой для занятий: бумага А4, раскраски для детей, цветные карандаши.
Вспомогательное оборудование: демонстрационный материал, сказки, загадки, стихи, ребусы, методические разработки.
Воспитательная работа:
Важное место на каждом занятии отводится воспитательной работе. В обязательном порядке включается коллективная работа. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи.
Для достижения целей воспитательной работы помогают различные беседы нравственного содержания, конкурсы, игры, экскурсии в дни каникул.
Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
духовно – нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, культурологическое, воспитание здорового образа жизни, работа с родителями.
Учебно-тематический план
1 год обучения – 36 часов
№ п/п | Наименования разделов и тем | Часовая нагрузка | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Комплектование группы | 2 | 2 | |
2 | Введение в образовательную программу. Инструктаж. Начальная диагностика | 1 | 1 | |
3 | Этикет семьи и дома | 5 | 3 | 2 |
4 | Этикет в общественных местах | 8 | 4 | 4 |
5 | Праздничный этикет | 6 | 3 | 3 |
6 | Этикет и культура речи | 5 | 2 | 3 |
7 | Ты и твое здоровье | 4 | 2 | 2 |
8 | Воспитательная работа | 3 | | 3 |
9 | Итоговое занятие (промежуточная, итоговая аттестация) | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 36 | 18 | 18 |
Содержание программы первого года обучения
Тема № 1. Комплектование группы.
Теория: рекламные объявления, блиц-уроки
Форма занятия: беседа.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тема № 2. Введение в образовательную программу.
Теория: инструктажи, начальная диагностика.
Форма занятия: беседа.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тема № 3.Этикет семьи и дома.
Теория: правила знакомства и представления. Взрослые, дети, подростки. Схема разговора. Значение имен. Мой дом. Правила поведения дома.
Практика: игры на знакомство, на имена; решение ситуационных задач; конкурс рисунков.
Форма занятия: занятие-игра
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тема № 4. Этикет в общественных местах.
Теория: правила уличного этикета. Дорожные знаки для пешеходов. Зебры и подземные переходы. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в театре.
Практика: игры с карточками, решение ситуационных задач, сюжетно-ролевые игры, чтение и обсуждение сказки «Азбука вежливости»
Форма занятия: занятие - игра
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тема № 5. Праздничный этикет.
Теория: правила поведения для гостей. Правила приема гостей. Понятия «подарок», виды подарков.
Практика: сюжетно-ролевые игры, решение ситуационных задач.
Форма занятия: занятие - игра
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тема № 6. Этикет и культура речи.
Теория: понятия «общение», «поза», «жест». Правила общения.
Мимика и жесты. Культура общения по телефону. Вежливые слова.
Практика: речевые игры, игровые упражнения
Форма занятия: занятие – игра
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тема № 7. Ты и твое здоровье. Теория: правила здорового образа жизни. Правила личной гигиены. Практика: советы доктора Айболита, игровые задания, викторина, тест «Твое здоровье» Форма занятия: занятие – игра Методы: словесный, наглядный, практический Тема № 8. Воспитательная работа. Теория: беседы Практика: организация экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Форма занятия: беседа, экскурсии. Методы: словесный, наглядный, практический. Тема № 9. Итоговое занятие Теория: промежуточная аттестация, подведение итогов года. Практика: игровые задания Форма занятия: занятие-игра. Методы: словесный, практический. |
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс основывается на учете возрастных, психологических и личностно-коллективных особенностях конкретного детского коллектива. Этическая культура личности формируется в течение всего срока реализации программы и предполагает поступательное развитие личности. Главное – научить детей правильно соизмерять свое «Я» с нормами и правилами этики, нравственными идеалами, сформировать внутреннюю потребность к саморазвитию, самосовершенствованию, самопознанию, выражающуюся в проявлениях нравственно-этической культуры личности.
При организации образовательного процесса предполагается использовать следующие приемы и методы:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);
метод игры (игра-конкурс, игра-путешествие, ролевые игры);
метод наглядного обучения (картинки, рисунки, плакаты, фотографии)
психологические и социологические методы и приемы (анкетирование, тестирование).
В процессе обучения требуется и дидактические материалы - наглядные пособия, раздаточный материал, карточки-задания, набор ситуационных и ролевых игр, подбор творческих проблемных задач.
Методическое обеспечение программы «Школа этикета»
№ п/п | Темы для изучения | Форма организации занятий | Методы и приемы | Оснащение | Подведение итогов |
1 | Комплектование группы (рекламные объявления, блиц-уроки) | беседа | словесный, наглядный, практический | плакаты, карточки | беседа |
2 | Введение в образовательную программу. Начальная диагностика. Инструктаж. | беседа | словесный, наглядный, практический | карточки-задания | беседа |
3 | Этикет семьи и дома | занятие-игра | словесный, наглядный, практический | карточки | игровые задания |
4 | Этикет в общественных местах | занятие-игра | словесный, наглядный, практический | игра лото | викторина |
5 | Праздничный этикет | занятие-игра | словесный, наглядный, практический | игра лото | игровые задания |
6 | Этикет и культура речи | занятие-игра | словесный, наглядный, практический | карточки-задания | работа с карточками |
7 | Ты и твое здоровье | занятие-игра | Словесный, наглядный, практический | карточки | игровые задания |
8 | Воспитательная работа | экскурсии, праздники, викторины | словесный, наглядный, практический | карточки-задания | беседа |
9 | Итоговое занятие | занятие-игра | словесный, наглядный, практический | карточки, игра лото | игровые задания |
Критерии оценок
Уровень | Знает (теория) | Выполняет (практика) |
Низкий, min, начальный, репродуктивный. | Термины, правила, но не умеет ими пользоваться, употребляет с ошибками. Объем менее 50 % | По образцу только под руководством педагога. |
Средний, основной. | Термины, правила, употребляет с неточностями. Объем более 50% | Выполняет по образцу, но допускает неточности. |
Высокий, max, творческий. | Термины, правила знает, употребляет осознанно, могут быть погрешности. Объем 80 % | Самостоятельное выполнение по образцу, с элементами творчества. |
Список литературы для педагога:
1.Аасамаа И. Как себя вести. - Таллин, 1976
2.Аксенова В.И. Живая этика спецкурс 2 класс, 3 класс. Ставрополь, 2001
3. Аксенова В.И., Черная Л.И. Живая этика, 1 класс,5 класс. Материалы спецкурса. – Ставрополь, 1999, 1994
4.Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
5. Балабанова И.П. Книга о том, как вырасти гостеприимным человеком. - Ставрополь, 1997
6. Барто А.Л. Представление начинается. - М., 1963
7. Богуславская Н.Е. Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997
8. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. - М., 1989
8. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М.: Педагогика, 1996
9. Воспитание культуры поведения учащихся. - М, 1976
10. Все об этике. Сборник - Изд-во «Феникс», 1995
11. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1999
12. Даль В. Толковый словарь русского языка.
13. Дружинина Б.Л. У вашего ребенка гости. - М., 2001
14. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития: Научно- методический сборник. Сост.: Бондаренко Н.Ф., Калашников А.П. и др. Научный руководитель: Грузков В.Н. – Ставрополь, 2002
15.Золотая книга хорошего тона. Перевод с франц. Н.В. Васильковой. - Смоленск: Русич, 1999
16. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000
17. Конвенция о правах ребенка.
18. Костылева О.Г. Учись быть вежливым. – М., 2006
19. Курочкина И. Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. – М.: Школьная Пресса, 2005
20. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996
21. Маленкова Л.И. Человековедение – М.: ТОО «Интел Тех» «Знание», 1993
22. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. – М., 1976
23. Мотяшов В.Н. Мода, престиж, личность. – М., 1986
24. Николаева Т.Н., Илларионова С.И. Этикет и мы. – М.,1993
25. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2004
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
27. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, 1991
28. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М.,2001
29. Правила поведения для воспитанных детей. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. и др. – М.: Филологическое общество «Слово»; 2007
30. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. – М., 2004
31. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. – М., 2001
32. Сергеев В.Н. Русские православные праздники. – М., 1991
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
33. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. – М., 1981
34. Словарь русского языка: 70000 слов. Под редакцией Н. Ю. Шведовой. – М. 1990
35. Соколова И. Нужно ли обучать дошкольника риторике? // Дошкольное воспитание. 1996, № 12
36. Старункина Е.Л. Этика и этикет в начальной школе. – М.,2004
37.Словарь современных русских фамилий Ганжина
38.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –
Ярославль: «Академия развития», 1996
39.Уроки волшебного слова. Книга для внеклассного чтения с литературными играми и заданиями. – Т.,1995
40. Уроки добра и красоты. Составители: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. – Смоленск, 1995
41. Ушщенко О.Н. Секреты хороших манер и поведения. – Харьков, 1995
42. Федосов П.С. Казачество: традиции, обряды и календарные праздники. – Ставрополь, 2009
43. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981
44. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М., 2001
45. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ, 2010
46. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ, 2010
47. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ, 2010.
48. Школа этикета: Поучения на всякий случай. Авт.-сост. Лихачева Л.С. – Екатеринбург, 1997.
49. Шорыгина О.А. Вежливые сказки. – М., 2004.
50. Эйтон Д. Творческая игра. – М., 1992.
51. Энциклопедия хороших манер «Золотой век», 1996.
52. Энциклопедия этикета. – М., 2001.
53. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). М., 1991.
54. Яценко И.Ф. Праздники в России. – М., 2010.
Список литературы для воспитанников:
1.Балабанова И. П. Книга о том, как вырасти вежливым человеком. –Ставрополь, 1997
2.Барто А.Л. В театре. – Махаон, 2016 г.
3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997
4. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., 1989
5. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – М., 1986
6. Дружинина Б. Л. У вашего ребенка гости. – М., 2001
7. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М., 1994.
8. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль, 2000
9. Кириллов О. Книга ласковых имён, журнал Трамвай, 1990, № 3
10. Лихачева Л. Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996
11. Матвеев В., Попов А. В мире вежливости. – М., 1986
12. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З.Лунгиной/ /Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985
13. Осеева В.А. Волшебное слово. Сказки и рассказы. – Издательство АСТ, 2018
14. Панкеев И. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2001
15. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе. – М., 2001
16. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. – М., 1981
17. Словарь современных русских фамилий Ганжина И.М. – М., 2001
18. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ, 2004.
19. Толковые словари: Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.
20. Энциклопедия этикета. – М., 2001
21. Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Филологическое общество «Слово»; 2007.
22. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ, 2010.