«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» речевой этикет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района» Демидова Анна Валентиновна, педагог дополнительного образования Могучева Марина Павловна, педагог – наставник, преподаватель МОБУ «Волховской СОШ №1»
Культура общения Этикет – это правила поведения людей в обществе, касающихся внешнего отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) .
История возникновения этикета
Речевой этикет Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
тактичность Качества этикета общения тактичность предупредительность терпимость доброжелательность выдержанность
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Выдержанность — это умение спокойного реагирования на некорректную реплику от вашего собеседника. Выдержанность — это умение спокойного реагирования на некорректную реплику от вашего собеседника.
Соблюдение паритетности Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности (равноправия) – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.
Формулы представления Формулы приветствия
Формулы представления Давайте знакомимся Я хотел бы с вами познакомиться Разрешите с вами познакомиться Меня зовут Анатолий Будем знакомы
Правила представления Родителей представляют вместе: имя мамы, имя папы. По всем правилам представлять надо: младших старшим; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию и имя, но и кратко охарактеризовать.
Формулы приветствия Здравствуйте Доброе утро Добрый день Привет Здравствуй
Правила приветствия В помещении здоровается первым тот, кто входит. Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. Если увидели в окне или на балконе знакомого, надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу. Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям, принято здороваться. Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в ложе театра, в магазине. Мальчик здоровается с девочкой первым.
Основная часть приглашения поздравления просьбы отказ
Приглашение Позвольте (разрешите) пригласить вас… Приходите, пожалуйста, на праздник (юбилей, встречу). Будем рады видеть вас.
Поздравление Разрешите поздравить вас с… Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
Просьба Сделайте одолжение… Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… Будьте любезны… Не могу ли попросить вас… Очень вас прошу… Ваня не могу ли я попросить тебя помочь мне…
Отказ (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. Я вынужден вам отказать... Извини, но я вынужден тебе отказать...
Конец общения Формулы прощания
Прощание До завтра. До вечера. До свидания. Пока
ВЫ общение ТЫ общение Уважительные выражения в общении
ВЫ – общение К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При вежливом, сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человека
ТЫ – общение К хорошо знакомому человеку В неофициальной обстановке общения При дружеском, отношении к человеку К равному и младшему (по возрасту, положению) человека
Этикет разговора по телефону
Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Правила разговора по телефону
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности родителям на работу по личному делу. Во время учебных занятий не используйте телефон
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо». И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!
Речевому этикету человек учится не только в школе, но и в повседневной жизни. Обращайте внимание на то, как общаются люди. Отмечайте то, что вам нравится в их речи, и старайтесь говорить так же