Рефлексивный отчёт студента-практиканта по итогам педагогической практики
Рефлексивный отчёт студента –практиканта по итогам педагогической практики.
Ф.И.О.: Салтыкова Анастасия Александровна.
Специальность: «Преподавание в начальных классах».
Группа: 108.
В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и Государственному стандарту среднего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
Педагогическая практика является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки будущего учителя, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства.
Педагогическая практика студентов колледжа – необходимая часть образовательной программы, среднего педагогического образования обеспечивающая практикоориентированный характер профессиональной подготовки.
Роль практики в профессиональной подготовке трудно переоценить. Она дает возможность интенсифицировать учебный процесс за счет использования опыта практической работы обучающихся; повышает уровень профессиональной мотивации студентов, основанной на появляющемся опыте педагогической работы и возможности оперативного использования получаемых знаний, повышает степень ответственности. Она отличается от производственных практик студентов других учебных заведений в связи со
специфичностью, сложностью, преимущественной интеллектуальностью педагогического труда.
Основными условиями повышения эффективности педагогической практики являются: личностно-ориентированный комплексный подход к ее содержанию и организации, интегративная связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, творчество и преемственность в ее проведении.
Основными компонентами профессиональной готовности к педагогическому труду являются умения: моделировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с природой ребёнка, особенностями школьного периода развития личности, национальными и культурными традициями; выстраивать отношения с каждым учеником в соответствии с его потребностями, способностями и наклонностями; создавать условия для развития школьника как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.
Основной целью педагогической практики является поэтапное развитие и закрепление информационных, управленческих, коммуникативных, прикладных умений и навыков, а также умений и навыков морально-волевой саморегуляции и педагогической техники.
Что касается уровня подготовки класса, на мой взгляд, достигает отметки среднего или чуть выше среднего.
Трудностей при подготовке и проведении уроков по каждому предмету не возникало.
Единственными неудобствами был низкий уровень материально-технической базы школы. Но эту проблему мне удалось решить: приносить свой ноутбук, при проведении уроков используя ТСО.
Такие уроки проводились достаточно часто, это была моя личная инициатива. Практика показала, что дети на таких уроках лучше, продуктивнее работают, проблем с дисциплиной не возникает, уровень усвоения материала достаточно высокий, дети проявляют заинтересованность.
В процессе практики мы отрабатывали и учились:
В области проективно-конструктивных функций:
определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
определять гипотезу эффективного педагогического действия;
планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учётом современных требований;
использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства обучения: компьютерную, видео, аудио технику и разнообразные наглядные пособия;
подбирать, адаптировать и разрабатывать дидактические материалы и наглядные пособия;
проектировать и организовывать воспитательную работу в учебное и внеучебное время;
проводить рефлексию, самооценку и корректировку собственной деятельности.
В области организаторских функций:
управлять учебной деятельностью школьников и формировать у них общеучебные умения и навыки;
рационально распределять время на уроке, а при необходимости корректировать, выполнять, намеченный план;
проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;
осуществлять внеклассную работу в классном коллективе.
В области коммуникативных функций:
использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;
строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей.
В области исследовательских функций:
изучать личность каждого школьника и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
осуществлять наблюдение за учебно-воспитательным процессом и методическую рефлексию;
проводить эксперимент/исследование в ходе подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР).
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога.
При работе по воспитательной деятельности, с родителями – проблем не было.
Для активизации познавательной деятельности учащихся чаще всего я старалась использовать разнообразные методы (эвристическая беседа, рассказ и т.д), приёмы (словесные, наглядные, ТСО и т.д)
Выводы:
производственная психолого-педагогическая практика
занимает особое место
в системе подготовки.
С одной стороны, это последняя учебная практика,
с другой – первое реальное вхождение
в самостоятельную профессиональную деятельность.
В ходе практики,
студент-практикант неоднократно пересекает
ту невидимую черту, которая отделяет
«того, кто учится» от «того, кто учит».
Во многом именно спутанность социальных ролей
в процессе производственной практики
способствует профессиональной идентификации личности.
Первый урок, как первая проба пера у писателя
и первый выход на сцену у артиста.
Студент после практики больше, чем студент!
Его по праву можно называть
КОЛЛЕГОЙ
в буквальном значении этого слова.
Пожелания пед.коллективу:
Поскольку возникали трудности при подготовке документации к сдаче в кабинет педагогической практики, мне бы хотелось, чтобы либо увеличили сроки практики, либо уменьшили объём работы, или выделили пару дней для более глубокой подготовки документов.