12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Касимова Людмила Михайловна898
Россия, Удмуртская респ., Сарапул

  Изучение удмуртских сказок на уроках литературы

(сходства и различия этнических культур)

 

                                                                                    "По преданиям народным

может обрисоваться перед нами

живая физиономия народа,

сохранившего эти предания".

Николай Александрович Добролюбов

   

    В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной.  

    В научный обиход «этнос» вошел в 1923г. благодаря трудам русского  антрополога, этнографа и этнолога С.М.Широкогорова. В его представлении этносом можно назвать группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и единый уклад жизни.

    Этнокультурный компонент -    дает более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях. Способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. 

   Удмуртская Республика - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. В ней проживают   более 70 национальностей, в том числе русских – 58 процентов, удмуртов – 30 процентов, татар – 7 процентов.  Все народы, компактно проживающие на территории Удмуртии, помимо языка, обладают только им присущими чертами развития материальной и духовной культуры, бытового уклада и социально - профессиональной структур. 
         Этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур, дает возможность  показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий.

     Шадринская школа является методической  площадкой, осуществляющей воспитательную деятельность по программе  "Приобщение к русской культуре в образовательном процессе", в основе которой -  знакомство учащихся с традициями русской народной культуры в системе партнерского взаимодействия с участниками образовательного пространства.

     Этнокультурный компонент в воспитании школьников – это не только внеурочная деятельность по изучению русской культуры, но и внедрение в систему уроков разных учебных предметов культуры народов, проживающих на территории.  

     Формирование этнокультуроведческой компетенции возможно путем введения национально-регионального компонента в учебные программы по предметам.

     В 5 классе на уроках литературы в  разделе «Устное народное творчество» изучается тема «Сказка как особый жанр фольклора». На обобщающем уроке по  теме  «Русские народные сказки» знакомим школьников с удмуртскими сказками.

 Что такое сказка?

 - Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

- Какие жанры сказок вы знаете?  

 1. Бытовые

 2.  О животных

 3. Волшебные

 

 

 

 

 

 

- Кому принадлежит мысль, выражаемая в сказке? – Народу.

  - Значит, сказка – это   творчество народа.

  - Вспомните, как передавались сказки? – Из уст в уста. Значит, сказки – это произведения устного народного творчества.

     А какие народы, проживающие  на территории  нашего населенного пункта вы знаете?  - Русские, удмурты, татары. И у каждого народа есть свои народные сказки.

 

 

    Дома школьники читают удмуртские народные сказки. И с учетом характерных признаков жанров сказки распределяют их на три группы.

волшебные сказки

сказки о животных

бытовые сказки

«Сын рыбака»

«Дом кота»

«Соль»

Змея и справедливость

Голодный волк

Два лодыря

Абыш и журавль

Мышь и воробей

Покойник

Смелый охотник

Котофей Мурмурыч

Алдар Иван


   И делают вывод: удмуртские сказки во многом схожи с русскими народными сказками.  Знакомые мотивы – это результат братского общения народов. Но в каждой сказке проявляется самобытный характер, живое своеобразие древней Удмуртии.

   Чтобы закрепить данный вывод, заполняем таблицу, в которой разместим устойчивые элементы сюжета сказок для сравнения  русских и удмуртских сказок. Для установления сходства и различий.

 

русские сказки

удмуртские сказки

зачин

В некотором царстве, в некотором государстве …

Жил в одной глухой деревеньке ленивый парень… (Иван хитрован)

Жил – был стрик со старухой…

Было это давно, а может и недавно. Жил – был Хитрый мужик Алдар  Иван. (Алдар Иван)

 

 

Жил на свете бедный крестьянин. И было у него три сына. (Дочь хозяина мира)

концовка

И стали они жить дружно в любви и согласии

А братья славно зажили в новом селении… (Смелый охотник)

Стали себе жить – поживать да добра наживать…

С тех пор они никогда уж не разлучались (Сын рыбака)

 

 

герои

Василиса Премудрая

грозный хозяин земли

Иван-царевич

Ванька, Петыр

три дочери

 

 

Кощей Бессмертный

Старикашка с зеленой бородой из водорослей (Сын рыбака)

 

Чудо - Юдо

Страшила

 

Жар - птица

Птица - зорька

 

 

 

    

    В сказках русского и удмуртского народов много схожего. При этом присутствуют   национально - специфические мотивы, обусловленные особенностями культуры  этих народов.

    У русских и удмуртов есть сказки со схожими сюжетами, действующими лицам и целями.

русские сказки

удмуртские сказки

Иван – царевич и серый волк

Дочь хозяина мира

Три поросенка

Теремок

Дом кота

Но это разные произведения устного народного творчества,  т.к. сказки отражают верования народов, их традиций.

 

    Изучив русские и удмуртские сказки,   делаем  вывод, что народы,  живущие в тесной близости и в совместном историческом развитии, обогатили культуры друг друга и имеют одни и те же нравственные  ценности:

·                   любовь к Родине

·                   трудолюбие

·                   уважением  к своим близким

·                   сохранение народных традиций

·                   бережное отношение к природе

     И в русских, и в удмуртских   сказках отражены лучшие черты народа, что сделало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

    Итак, этнокультурный компонент понимается нами как компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, этнической культуры, как компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с иными культурами России.

     Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с  разнообразием этнических культур, их сходствами  и различиями.

   

Список литературы:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

3. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.

4. Удмуртские сказки. – Ижевск, «Удмуртия», 1967.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.