Урок на тему «Река Нева — главная река нашего города» (3–4 класс)
Конспект занятия по внеурочной деятельности
« Мой Петербург»
ФИ учителя: Александрова Диана Николаевна
Аудитория: 4 класс
Тема: Река Нева – главная река нашего города
Цели урока:
познакомить с главной рекой города Санкт-Петербурга – Невой, её происхождением, особенностями, значением для города, традициями;
повторить изученный ранее материал;
воспитывать чувство любви к городу, ответственности за сохранение культурного наследия.
Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке:
личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке
познавательные: осознанно строить устное высказывание в устно, строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом работы с картой, словарями;
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Познавательные УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. |
||
Мы продолжаем знакомство с историей и культурой города Санкт-Петербурга. Вы поделитесь на 3 команды. Капитаны стали известны не прошлом занятии. Условие: К каждому капитану может подойти не более четырёх человек. |
Личностные УУД: Осознавать ответственность за свой выбор. |
|
1. Постановка цели урока. |
||
Дальше двигайтесь по определителям. Пройдёте квест, и вы узнаете все имеющие отношение к нашему занятию объекты. - Что вы ждёте от игры? - О чём, по-вашему, пойдёт речь? (Задания квеста см. в приложении) |
Высказывают свои пожелания. По стакану с водой могут определить, что речь пойдёт о водах Петербурга. Проходят квест. |
Познавательные УУД: осознанно строить высказывание в устной форме. |
2. Практическое получение новых знаний. ( Групповая работа) |
||
1) Группы объединяются и составляют общий текст на основе своих подсказок. О названии реки существует несколько версий: «нева» (болото, топь, трясина), «Нево» (море). Великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославич, отличившийся в 1242 году в Ледовом побоище, получил своё прозвище в честь неудачной битвы на реке. В 1703 году Пётр строит на этой реке город и объявляет этот град столицей. Ураганы приводят к наводнениям, одно из самых крупных ( 1824 года) запечатлел А. С. Пушкин в поэме « Медный всадник». Пресная вода «Маркизовой лужи», была в 5 раз чище воды в Волге. Сегодня вода не годится для питья и купания из-за судоходства. На какие вопросы нашли ответы? ВЫВОД: Итак название реки – Нева говорит о родстве этого слова с финским словом «нева» (болото, топь, трясина). (Слад 3) Нередко относили его к древнему финскому названию Ладожского озера, а именно к «Нево» (море). Но в шведских документах встречается другое название нашей Невы – «Ню» (Новая река). Некоторые исследователи допускали возможность происхождения слова «ню», а также слова «нева» от общего древнего корня со значением «новый». Вопрос о происхождении название реки Невы пока еще не может считаться окончательно решенным. 2,5 тысячи лет – возраст Невы. Для реки – «молодая, новая». Какие вопросы Вас интересуют по теме? 2) Откуда берет свое начало и куда впадает Нева? К какому заливу несет Нева свои воды? А из какого озера берет свое начало? Возникновение же самой Невы связано с прорывом водораздела, в результате которого Ладожские воды стремительно потекли по руслу Тосны и достигли Финского залива. Произошло это приблизительно 4000 - 4500 лет назад. То есть, Неву можно причислить к относительно молодым рекам, если сравнивать ее с Мгой, Славянкой, Тосной и Ижорой, которым в два раза больше лет, чем ей. |
Вы идёте на прогулку. Там, где плещется вода. На Петроградской, в переулках, Везде празднует Нева. Здесь воздух будто бы искрится, Асфальт от листьев золотой, И солнцу хочется умыться Студеной невскою водой. - Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева? - Какое значение Невы для города? Финскому Ладожского ( Нево- озеро) |
Познавательные УУД: строить логические рассуждения; осознанно владеть общим приёмом работы с информацией, представленной в различном виде; Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить ответы на поставленные вопросы Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: Стремление к совершенствованию собственной речи, умению чувствовать красоту и выразительность речи Воспитывать интерес к созданию собственных текстов Осознавать ответственность за произнесённое слово |
3. Работа в группе и в парах. |
||
Составим карту – схему водного бассейна и определим местоположение города Санкт- Петербурга. Найдите Ладожское озеро. Это одно из самых крупных озер на Земле. В него впадает много больших и малых рек. Самые крупные из них Волхов( снизу), Свирь( справа от Ладожского озера), Вуокса ( слева из Финского оз. Сайма) наполняют Ладожское озеро, а вытекает из него только одна река – наша Нева. Как называется место, откуда берет свое начало река? Отметьте исток Невы на ваших картах – схемах. Взгляните на карту – схему водного бассейна. Путь Невы лежит к Финскому заливу Балтийского моря. Обозначьте стрелкой направление движения Невы по руслу. Нева стремительна и полноводна. По пути в нее впадают другие реки. Какие? А какова протяженность Невы? Длина Невы – 74 км. Место впадения Невы в Финский залив называется – УСТЬЕМ. Покажите на карте – схеме. Именно в устье реки Невы, на правом и левом ее берегах, расположился город Санкт – Петербург. Подпишите на карте – схеме. Кем и в каком году был основан город Санкт – Петербург? Чье имя носит город? В устье наибольшая ширина Невы – 1250 метров, а средняя ширина в черте города – 600 метров. Впишите в схему. А какова глубина Невы? Наибольшая глубина Невы – 24 метра. Впишите в схему. Что нового для себя узнали о реке Неве? Сколько рек и каналов насчитывает город Санкт – Петербург? 86 рек и каналов насчитывает город Санкт – Петербург. А почему же главной рекой является Нева? Издревле Нева была главной торговой дорогой с севера на юг. С весны до осени несет река на своих плечах грузы. Каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. Какое значение для города Санкт- Петербурга имеет Нева? Достаньте из конвертов стихотворение, прочитайте, подчеркните строки, в которых говориться о значении Невы для города А еще река – кормилица города Санкт – Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой. Наиболее ценной породой рыб является лосось, традиционно ловят корюшку (14 пород рыб). Почему же река Нева – главная река города Санкт – Петербурга? А можно ли представить наш город без Невы? ( Видеосюжет). О каком значении Невы для города Санкт – Петербурга идет в нем речь? (Архитектурные достопримечательности). Именно Нева дала жизнь городу Санкт-Петербургу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами города Санкт-Петербурга. «Характер» Невы. ( Сл. 7) А какой у Невы характер? Любуясь красавицей Невой, плавно текущей между гранитных берегов, трудно представить ее злой, «выходящей» из себя. Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. За время существования города она совершила около 300 набегов на Петербург. Вы, наверное, слышали о наводнениях. Многократные подъемы воды на 150 см (сравните со своим ростом) выше обычного уровня были разрушительными и доставляли немало хлопот и огорчений горожанам. Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям и городу. Какую? Для защиты города в Финском заливе стали возводить сложное гидротехническое сооружение – дамбу. Строительные работы завершены и можно надеяться, что Петербург будет навсегда избавлен от страшной беды - наводнений. Какой же «характер» у Невы? Нева удивительная красавица! Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить ее красоту? |
Практическая работа в парах по составлению карты – схемы: на парте выкладывают заготовки контуры Ладожского озера, Невы, Финского залива, … Исток. Работа с картой. Ответы учащихся. Ижора, Охта, Мга, Тосна и др. Предположения учащихся. Работа с картой. Ответы учащихся Работа с картой. Ответы учащихся. Предположения учащихся. Ответы учащихся. Перечитывание текста с разными задачами, установление причинно-следственных связей. У красавицы Невы Ожерелье из листвы. Из гранитов самых лучших Сшито платье на века. Но совсем не белоручка Знаменитая река: Баржи, лодки, пароходы На себе несет Нева. И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева. ( М. Борисова) Наводнение. ( чит. один из учащихся) Ну и ветер жмет с залива! Дождик хлещет все сильней, И насквозь промокли гривы Старых клодтовских коней. Ветер гулко завывает! Что же сделалось с Невой? Львов гранитных заливает, Накрывает с головой. Ветер волны все разгонит, Разобьет их о гранит. На ветру обсохнут кони, Наводненье отгремит. Петербуржцев разозлив, Ветер спать уйдет в залив |
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: пополнять словарный запас историческими терминами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию иллюстраций, текстов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить ответы на поставленные вопросы |
4. Итог урока. Рефлексия. |
||
Сегодня мы говорили о главной реке города Санкт – Петербурга. Что вы узнали о Неве и почему она главная река города? А в завершении урока давайте вместе еще раз насладимся красотой главной реки нашего города. Узнаем, что недосказано о Неве. ( Видеосюжет о водной феерии). - Что нового узнали? - Где пригодятся знания? Сожмите пальчики в кулак. При согласии со мною – разгибайте по одному. Мне было очень интересно. Узнал я то, что неизвестно. Себя я организовал Ещё соседу помогал. Скажу без лести, наконец, Что я и друг мой МОЛОДЕЦ! Ударим вместе мы, друзья: Наш класс - давно одна семья |
Ответы учащихся. Просмотр видеосюжета. Ответы на вопросы. Выполняют задание учителя. |
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |