12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гущина Ольга Анатольевна19
Россия, Алтайский край, Шахи

Тема: В. Ю. Драгунский. Главные реки.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»

Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о творчестве В.Ю.Драгунского

- раскрыть нравственный смысл произведения;

развивающие:

-анализировать текст;

- развивать у обучающихся навык слушания;

- развивать у детей умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у обучающихся навык и умение работать с текстом учебного пособия,

воспитательные:

- воспитывать у обучающихся качеств: исполнительности, обязательности, умения ценить свое и чужое время.

Ход урока

Организация класса

Психологический настрой на урок.

Ребята, приготовились, продолжаем наш учебный день. Надеюсь на плодотворную работу. Продолжаем мы учиться, и не будем мы лениться!


 

Проверка д/з. Какова была вчера наша тема? Какие вопросы мы обсуждали?Мы вчера говорили о том, что жизнь человека не бесконечна, что за нашу столь короткую жизнь нужно много успеть.

Рассказ 2-3 учащихся о своих мечтах.


 

Мечты, конечно, это хорошо,будем надеяться, что все так и будет. Но некоторые из вас так и оставят ваши мечты неисполненными. Есть хорошее стихотворение:

Мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка)


 

«Причина», - какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдёшь –

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина - то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

- Прочитайте шёпотом.

- Прочитайте медленно, очень быстро.

- Прочитайте выразительно.

-Как можно объяснить смысл стихотворения?

- Спасибо, ребята. А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на партах листочки- на доске текст со словами – подсказками. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Работаем в парах.

Тексты будем мы …….

Информацию из текста …….

Точку зрения…….

На вопросы …….

Новое для себя…….

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом ……

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, открывать, высказывать, развивать.
 

3. Открытие новых знаний

А) Постановка темы, выявление проблемы.

Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать.

(Слайд с портретом и информацией о писателе).

Название произведения состоит из 2 слов. Вы узнаете его, отгадав загадки на слайде.
Тема: В. Ю. Драгунский. Главные реки. Какие задачи поставим перед собой?

Попробуем определить по названию, о чем произведение.

-Хорошо, давайте попробуем разобраться, правы ли вы.


 

Физминутка для глаз.


 

Б) Работа с текстом во время чтения. Читает учитель, продолжают дети.

-первичное восприятие текста;

(по ходу чтения отмечаем непонятные слова)


 

Беседа на проверку первичного восприятия

-Скажите, ваши ожидания по тексту оправдались? Про что текст?

Вы можете сказать, что это за жанр, стихотворение, поэма, рассказ, сказка. Рассказ- повествуется об интересном случае из жизни.


 

Беседа с зачитыванием отрывков из текста в качестве доказательства.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Где происходит событие, рассказанное Дениской?

- Почему Дениска оказался в такой нелепой ситуации? (От имени Дениски.

Он так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Денис думать перестал про какие-то там уроки)

- Что ему задали?

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? (ждет подсказки.)

- Помогают ли герою подсказки друзей?

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали? Что вы испытывали в тот момент?

-В учебнике 2 иллюстрации, на какие моменты текста?

- Вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?

- Какие чувства вызвал рассказ?


 

- Какие выводы сделал для себя Дениска из этой ситуации? Как он себя чувствовал?


 

Физкультминутка.

Показать, что вы: веселый, расстроились, очень высокого роста, вы - малыш, вы прекрасно танцуете, очень умный, серьезный.


 

В) Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы на внимательность:

Реки, какой страны должен был выучить Дениска? (Америки)

Кто по профессии Раиса Ивановна? (Учительница)

О людях, какой профессии говорится в тексте? (О пожарниках)


 

2)Объясните смысл фразеологизмов.


 

ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ - (забыл).

ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР - (одеваться очень быстро).

СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ - (долго смеяться, хохотать)


 

НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК – (быстро решить проблемы).


3) Продолжи:

ДЕЛУ – ВРЕМЯ……………………………. ПОТЕХЕ - ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО…………………………………….. ГУЛЯЙ СМЕЛО!

- Объясните смысл пословиц

- Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?

- Почему?

А как автор относится к своему герою? Высмеивает ли он поведение мальчика?

- Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский?

- Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.

- Их цель - показать читателям недостатки в их поведении, разговоре, отношении к своим обязанностям.

Г) Заключительная беседа

Какие моменты, по-вашему, являются самыми смешными?

Почему рассказы Виктора Юзефовича Драгунского не стареют и всё так же интересны?

. Совершенно верно. Драгунский заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»?

-Что вы вынесли для себя из текста?

Рефлексия 

Мне было интересно…

Я узнал…

Я затруднялся…..

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.