Урок краеведения на тему «По Аксаковским местам города Уфы» (3–4 классы)
Пояснительная записка к презентации
По Аксаковским местам города Уфы.
Цель: познакомить учеников с биографией и литературным творчеством писателя С.Т.Аксакова, рассказать о памятных местах нашего города, связанных с именем писателя. Развивать наблюдательность, навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к природе, Родине, интерес к литературному творчеству, к истории своего города.
Оборудование: выставка книг писателя С.Т.Аксакова, портрет писателя, презентация со слайдами.
Начинается урок с песни «Алый цветок» из мультфильма «Шёлковая кисточка»( музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского)
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?( ответы детей)
Мы будем говорить не просто о сказке «Аленький цветочек», мы посвятим урок автору этой сказки Сергею Тимофеевичу Аксакову (1791-1859) и тем местам, которые связаны с именем этого замечательного русского писателя.
Если мы выйдем из нашей школы и пройдём немного вперёд по улице Чернышевского, попадём на улицу, названную в честь писателя С.Т.Аксакова. Не случайно улица Аксакова проходит параллельно улице другого русского писателя Н.В.Гоголя. Ведь они были знакомы и даже тесно общались в жизни. На улице Аксакова сохранилось много старинных домов, которые стояли на ней ещё во времена жизни автора.
На одной из улиц города, носящих имя другого русского писателя А.С.Пушкина недалеко друг от друга стоят два памятника: А.С.Пушкину и С.Т.Аксакову. Памятник Аксакову стоит чуть дальше около Башкирского театра оперы и балета. Мало кто знает, что это здание тоже связано с именем С.Т.Аксакова.
Как вы думаете, почему? ( ответы детей)
20 октября 1908 года, через 50 лет после смерти Аксакова было принято решение о строительстве Аксаковского народного дома. Он должен был стать самым большим зданием в Уфе в то время. В нём должны были разместить зрительный зал, бесплатную народную библиотеку, читальню, музей, состоящий из трёх залов ( этнографического, исторического и природного) и музея, посвящённого жизни и творчеству С.Т.Аксакова. Однако достроить здание помешала Первая Мировая война 1914 года и в здании расположился военный госпиталь. Достраивали здание уже в 30-е годы 20 века, назвав его Дворцом Труда и Искусства. А с 14 декабря 1938 года В Аксаковском Народном доме разместился Башкирский государственный театр оперы и балета.
А теперь вернёмся в самое начало истории о С.Т.Аксакове. Началось всё в 1791 году, когда в Уфе, в месте, которое в то время называлось Голубиной слободой, родился будущий писатель.
Как вы думаете, почему Голубиная слобода так называлась?( ответы детей)
Название объясняют тем, что здесь жили любители разводить голубей( голубятники). Здесь было много голубятен, которые держали не только простые люди, но и многие зажиточные жители нашего города.
А как вы думаете, кем были родители писателя? ( ответы детей)
Его отец — Тимофей Степанович Аксаков был прокурором. Мать — Мария Николаевна Аксакова (урождённая Зубова) происходила из дворянской семьи. С детства маленький Серёжа полюбил книги, много читал, пересказывал сказки, был очень наблюдательным. С девяти лет был отправлен на обучение в гимназию, но из-за падучей болезни( так тогда называли эпилепсию) был на два года переведён на домашнее обучение. Через два года, когда семья жила в Казани, он вернулся к обучению в гимназии, далее учился в университете.
В автобиографической книге «Детские годы Багрова — внука» очень много воспоминаний, связанных с болезненным детством автора.
Из-за того, что Серёжа часто болел, семья старалась больше времени проводить на природе, считая путешествия — лекарством для маленького Серёжи. Поэтому описания дороги, выездов за сотни вёрст часто встречаются в книге. Однажды во время одного из путешествий Серёже стало особенно плохо и родные, остановившись возле леса, постлали ему постель в высокой траве, где он без пролежал 12 часов, не в силах даже пошевелиться и «вдруг точно проснулся». После этого путешествия приступы практически прекратились, видимо родная земля дала ему силы на излечение от болезни.
К сожалению, дом в Голубиной слободке, в котором родился автор не сохранился до наших дней, сгорел при пожаре. Но теперь на этом месте раскинулся Сад имени Аксакова. В саду есть пруд, в котором живут лебеди и дикие утки. Здесь же, на месте дома Аксаковых стоит стела с памятным знаком. А около озера несколько лет назад был установлен памятник Аленькому цветочку. Каждый может загадать желание и дотронуться до него рукой. Говорят, что желания людей обязательно исполняются.
В своей книге «Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука» Аксаков описал своё детство и историю всей своей семьи. Именно в ней он рассказал о ключнице Пелагее, которая в детстве рассказывала маленькому Серёже сказки и знакомила его с народными песнями и святочными играми и гаданьями. Но больше всего ему запомнилась сказка «Аленький цветочек». Став взрослым писателем, он написал эту сказку для детей. Только человек, окружённый народом, знающий их жизнь, традиции и обычаи, их песни, любящий народное искусство, мог написать такую сказку.
Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
Недалеко от Сада имени С.Т. Аксакова, на одной из маленьких старых улочек нашего города стоит старинный деревянный двухэтажный дом, принадлежавший деду писателя по материнской линии Николаю Семёновичу Зубову. Он был построен ещё в 17 веке дедом писателя. В этом доме сейчас находится музей С.Т.Аксакова. В доме есть гостиная, две детские, в которых жили маленький Серёжа и его сестрёнка Варенька, комната для слуг, кабинет дедушки, где он принимал посетителей. Возле дома был огромный сад, в котором любил гулять будущий писатель. И с балкона дома на втором этаже маленький Аксаков наблюдал за ледоходом на реке Белой. Вот как описывает это природное явление С.Т.Аксаков в своей книге «Детские годы Багрова-внука» (читает подготовленный ученик):
«Белая тронулась. Между неподвижных берегов шла огромная полоса синего, тёмного, а иногда и жёлтого льда. Лёд шёл крепкою, сплошною, бесконечною глыбою; затем он стал трескаться, ломаться на отдельные глыбы; вода выплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдалённый стон, явственно долетал до наших ушей». ( С.Т.Аксаков)
Как вы думаете, какой человек мог написать эти строки? (ответы детей: наблюдательный, любознательный, любящий природу и свою Родину, впечатлительный)
Именно таким человеком и был С.Т.Аксаков, и все эти качества он передал своим детям. Один из детей С.Т.Аксакова _ Григорий Аксаков был одним из первых губернаторов нашего города в 60-ые годы 19 века. Если мы выйдем из дома- музея С.Т. Аксакова, мы попадём на Софьюшкину аллею. Начинается она сразу возле крыльца дома Аксаковых, а заканчивается возле губернаторского дома,
который был построен в 1832 году по распоряжению Григория Аксакова. Софья Аксакова была женой губернатора Уфы Григория Аксакова и организовала посадку этой аллеи, которую так и назвали в честь неё. До сих пор горожане и гости Уфы с удовольствием прогуливаются по этой аллее, сидят на уютных скамеечках, дышат свежим воздухом. Сейчас в бывшем Губернаторском доме расположилось Министерство Здравоохранения Республики Башкортостан.
Хочется обратить внимание на ещё одно место в нашем городе также связанное с именем С.Т.Аксакова. Через дорогу от дома Аксаковых находится красивый старинный сад. Когда-то давно, территория этого сада входила в поместье усадьбы Аксаковых. Позднее в 1900 году на этой местности был открыт сад, который украшали дорожки и беседки. Назвали его Сад на Случевской горе. Потом сад несколько раз менял названия и сейчас называется Сад имени Салавата Юлаева.
А сейчас мы повторим наше путешествие и посмотрим презентацию, которая так и называется « По Аксаковским местам города Уфы».
Вопросы для детей по слайдам презентации:
1. Какое название носила раньше улица Аксакова? ( Каретная)
2. Видели ли вы эти старинные здания на улице Аксакова? Что сейчас находится в этих зданиях?
3.Назовите скульпторов, создавших памятники С.Т.Аксакову и А.С.Пушкину?
4. Кто был создателем памятной доски, с портретом С.Т.Аксакова на стене Башкирского государственного театра оперы и балета?
5. Как звали младших брата и сестру С.Т.Аксакова? (Николай и Варвара)
6. Какие названия носил Сад имени Аксакова раньше?
7. Как называл дом дедушки Зубова С.Т.Аксаков (родовое гнездо)
8. Кто такой Григорий Сергеевич Аксаков? (губернатор Уфы)
Итоги урока:
1.Какие же места нашего города связаны с именем русского писателя С.Т.Аксакова?
2.Какие из этих мест вы видели и посещали?
3.Какие места, связанные с именем писателя вы бы хотели посетить?
4.Представьте, что у вас появилась возможность в живую пообщаться с писателем. Что бы вы ему рассказали, о чём бы спросили?
Что вам особенно запомнилось сегодня на уроке? О чём бы вы хотели узнать подробнее?
Домашнее задание: подготовить сообщение о местах, связанных с именем С.Т.Аксакова в Уфе.
Дементьева Ирина Михайловна
Осипова Ольга Васильевна
Дементьева Ирина Михайловна