Открытый урок по географии на тему «Реки — продукт климата»

0
0
Материал опубликован 5 December 2017

Открытый урок по географии

Тема: Течение реки. Жизнь рек.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Задачи:

Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие задачи:

развивать умение описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Добрый день дорогие ребята!

Я надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем.

2.Вступительное слово учителя

(Включить журчание рек) Давайте начнем урок с загадки, которая поможет нам назвать тему сегодняшнего урока.

Между гор, между дол

Бежит белый конь

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

Да, сегодня на уроке мы поговорим о реках, запишите тему.Слайд№1

3.Изучение нового материала

На прошлом уроке вы познакомились с понятием река, от чего они зависят, где они начинаются и заканчивают свой путь.

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? ( о течении реки, узнать какие реки бывают),

Учитель: питание реки, о режиме, о порогах, которые встречаются на пути рек.

Узнать обо всем этом и будет целью нашего урока

Прочитайте высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата» (Слайд№2)объясните, что он имел в виду ( дети:Вода атмосферных осадков, выпавших на земную поверхность, просачивается через горные породы или стекает по поверхности в виде временных или постоянных потоков.

Да, именно климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года.

- А подробнее с реками мы познакомимся с вами в ходе нашего виртуального путешествия по рекам, в которую отправляемся прямо сейчас.

- Для путешествия нам сегодня будут необходимы: кораблики атласы, контурные карты, учебники, рабочие тетради, а также знания. Весь маршрут вы строго будете отмечать в контурных картах. (карта россии)

- Каждое путешествие имеет свое начало. У нас также намечена точка отправки нашей команды, с этим пунктом вам придется разобраться самим. Посмотрите на координаты и определите начало нашего путешествия?

51в.д. и 55с.ш.

- Нашли? (к доске). А что это за место, что он собой представляет?

(это место, где Кама сливается с Волгой)

На Волге

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь.

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслышав звон колоколов…

Н.А.Некрасов

А что же влияет на работу рек? На реки влияют рельеф и прочность слагающих земную кору горных пород. Повинуясь силе тяжести, реки стекают с возвышенностей в более низкие места и поэтому никогда не начинаются из морей или океанов. В горах это разница очень велика, поэтому реки имеют бурное стремительное течение. По - другому ведут себя равнинные реки-они спокойные, текут не торпясь. У равнинных и горных рек разная форма долин. В горах речные долины узкие и глубокие, на равнинах – широкие с плоским дном. У горных рек глубина долин во много раз превышает их ширину, потому что их разрушительная работа направлена вглубь. Склоны этих долин крутые, иногда почти отвесные. Дно целиком или почти целиком занято руслом

Давайте посмотрим видео о реке Колорадо

Типы рек 

Равнинные

 

Бурное течение

Узкая долина

Прямое русло

Короткая река

Неудобна для судоходства

Спокойное течение

Широкая речная долина

Большая длина

Извилистое русло

Удобна для судоходства

 

 

Горные

 

А в долинах равнинных рек есть поймы. Найдите в учебниках определение поймы и запишите в тетрадь.( Запись определения)

Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как образуются пороги, прочитайте в учебнике на с.153

Расскажите об образовании порогов.

ДЕТИ: Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Если река встречает на своем пути крутые отвесные уступы горных пород, то образуются водопады.

Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и 630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски) Давайте ребята посмотрим небольшое видео о водопадах.

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А ТЕПЕРЬ путешествие наше продолжается, мы с вами отправляемся в реки на которых образовались водопады Виктория, Игуасу, Ниагарский

Нужно выполнить задание по плану.

1. Материк, где находится река

 

2. Река, где образовался водопад

 

3. Высота водопада

.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, а вот к примеру А.П.Чехов так описывал реку Енисей: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица. Зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…»

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

- За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)

Реки зависят не только от рельефа, но и от климата. В тех областях земного шара, где атмосферные осадки приносят больше влаги , чем ее испаряется, то рек много и они полноводны.

Самая полноводная река в мире – Амазонка. Ежегодно она выносит в Атлантический океан 220 км воды.

Очень мало рек в пустынях. Некоторые из них даже пересыхают или теряются в песках. А вот река Нил проходящая по пустыне Сахара не теряется. А давайте посмотрим видофильм о реке Нил.

Полноводность рек в разные сезоны неодинакова. Она зависит от питания реки. А как вы думаете, что такое питание реки. Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.

Питание рек:

Дождевое

Снеговое

Подземное

Смешанное

Итак, в питании рек принимают участие дождевые,талые снеговые и ледниковые, а также подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе нет. Роль разных источников питания меняется по сезонам года. В зависимости от этого формируется режим рек.

Режим рек – это поведение реки в течение года.

Физкультминутка. (Слайд№9)

Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают правильные ответы.

Хомяк-туристка с кличкой Полга

в круиз ушла по речке …………….

Ответ Волга

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки………..

(ответ) Обь

 

Королевич Елисей

прыгнул в речку………

Ответ Енисей

 

Из Мексики спортсменка лама

плыла легко по речке…………..

Ответ Кама

 

По берегу бежала мышь:

«Я быстрее, чем ………….!»

Ответ Иртыш

 

Мурлыкала кошка: «Мур-мур!

Я рыбки хочу из речки……..!»

Ответ Амур

 

В море Лаптевых полено

плывет весной по речке………

(ответ) Лена

 

 

Француз воскликнул: «Но, пардон,

Есть в России речка……!»

Ответ Дон

 

 

(Слайд№10)Ну что ж ребята в конце своего путешествия возвращаемся в Стерлитамакский район

7. Краеведение (беседа о реках нашего края)


 

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

И у нас в населенном пункте есть речка, какая а вы знаете как она называется

А какая река течет вблизи нашего населенного пункта?

Правильно Стерля, которая является притоком реки Белой. Давайте ребята на наших корабликах мы отправимся в путь. Ваша задача узнать о питании этих рек, запомнить эти реки и приклеить на кораблик по порядку по каким рекам вы поплывете в какое море вынесет вас наш корабль.

Вот нам удалось сделать небольшой проект кораблик с маршрутом. Но мы еще вернемся к кораблику.

( Стерля ->Ашкадар- >Белая-> Кама- >Волга->Каспийское море)

8. Обсуждение проблем загрязнения водоемов.

(Слайд№11)

А теперь отдохнем и послушаем стихотворение:

Речушка вдоль околицы текла.

Для нас она любимая была

И лучшая на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез,

Как будто люди целью задались

Убить ее- и своего добились.

Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?

(мнение детей)

Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?

(Называют дети, но приблизительно так ).

Ядохимикиты Удобрения Мусор отходы

Причина гибели реки Неразумное использование вод.

Сточные воды Мытье машин Стирка ковров

Ребята, а наша Стерля чистая?

Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? Табличку сделать охранять

И вновь мы возвращаемся, к нашим проектам корабликам и на них вы напишете ваши ценные советы. А кораблики подарите(Мнение детей)

Стихи:

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

 

9. Рефлексия – этап закрепления темы(Слайд№12)

- О реках можно говорит бесконечно, мы с вами рассмотрели всего лишь часть этой темы, узнали много нового и интересного. Давайте поделимся впечатлениями нашего виртуального путешествия. Что вам запомнилось больше всего.

- Итак, продолжите это предложение

1. сегодня я узнал ….

2. Было интересно ….

3. Было трудно …

4. мне запомнились задания…

5. Я понял, что …

6. Я научился ….

7. Меня удивило …

8. Урок дал мне для жизни…

9. Мне захотелось…

Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете

13. Обобщение(Слайд№13)

- Мне захотелось вам поставить хорошие оценки. А оценку я поставлю за

- Запишите домашнее задание (работа в контурных картах, отметить реки России с притоками, выучить словарные слова по теме).

А д/заданием будет. Разработка буклетов на тему «Поможем нашим рекам»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.