12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулина Наталья Ивановна215
Россия, Тверская обл., Торжок
3

Урок географии в 6 классе по теме «Реки»



Урок географии в 6 классе по теме «Реки».

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели урока.

Образовательные: сформировать понятия: река, речная долина, русло реки, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, дельта, эстуарий.

Развивающие: уметь называть и показывать по карте реки России, определять водораздел и бассейн реки; объяснить взаимосвязь направления течения реки и рельефа; сравнивать устья рек (дельту и эстуарий).

Воспитательные: развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, коммуникативную компетентность через позитивное отношение к ответам одноклассников, объективность при взаимопроверке.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, физическая карта России, таблица «Строение речной долины», географические атласы для 6 класса, мультимедийная презентация « 6 класс. Реки. Урок 1.»

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

 

Организационный момент.

Организация учащихся на урок. Эмоциональный настрой.

Активизация знаний. Слайд №1.

Тема нашего сегодняшнего урока спрятана в загадке.

 

Объявление целей урока. Слайд №2.

Готовятся к уроку.

Отгадывают загадку.

Определяют тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

II. Изучение нового материала.

Рассмотрите изображение рек на картине А.М. Васнецова «Северный край» и современных фотографиях.

На берегу, какой реки находится наш город?

Опишите ее.

Сформулируйте определение «Что такое река?» Слайд №3.

Рассмотрите рисунок 57, и назовите и покажите на схеме части речной долины.

Рассказывают о реке Тверца, протекающей через г. Торжок.

Высказывают предположения.

Проверяют по учебнику на стр. 87(голубой шрифт).

Анализ таблицы «Строение речной долины»

На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по рекам нашей страны. А начнется это путешествие необычно. Давайте определим, какая река начинается в точке с координатами 57˚с.ш. 33˚в.д. Слайд №4.

Откуда начинается река?

Работают с физической картой России, определяют название географического объекта по его координатам.

Отвечают: «Река Волга».

Делают вывод: «Волга берет начало из родника».

Как называется место, где река берет начало? Слайд 5.

Делают предположение.

Проверяют себя по учебнику на стр.87.

Записывают определение в тетрадь.

 

Где еще могут начинаться реки?

Слайд №5.

Отвечают. Работают с картой атласа, находят реки, показываю у доски на настенной карте с помощью учителя.

Начинают стоить схему «Части реки « в тетрадях.

В реках, начинающихся в горах, протекающих по пустыням, количество воды уменьшается, иногда они «теряются» в песках. Найдите такие реки на карте в атласе. По каким материкам они протекают? Где они начинаются и как заканчиваются?

Большинство рек несет свои воды в другие водоемы, постепенно собирая воду притоков. Слайд №6.

При этом они становятся шире, многоводнее. Посмотрите, как из маленького ручейка, Волга превратилась в величавую красавицу.

У села Волговерховье ширина мостка 30 метров, а в районе Саратова мост через Волгу шириной около 3 км. Слайд №7.

Находят реки на карте, называют, показывают.

Проследили по карте атласа , как меняется ширина реки.

Мы с вами уже знаем, как называется место, где река берет начало.

А где же заканчиваются реки?

А как называется место, где заканчивается река? Слайд №8,9.

Работают с картой атласа. Называют: реки, озера, моря. Приводят примеры рек. Показывают реки на карте.

Находят ответ в учебнике на стр. 88.

Записывают определение в тетрадь.

Устья рек могут быть разные.

Из курса истории вы знаете о том, что при впадении в Средиземное море река Нил образует дельту, посмотрите, как она выглядит на космическом снимке.

Устье реки в виде воронки называется эстуарий.  Слайд №10.

Находят на карте реки, которые при впадении в моря образуют дельту, эстуарий.

Большинство рек являются притоками других рек. Слайд 11.

Найдите на карте атласа притоки Волги - Оку и Каму.

Как определить какой это приток, правый или левый?

Работают с картой атласа.

Высказывают предположение, проверяют себя по учебнику на стр. 88 3 абзац со слов «Чтобы узнать…

Посмотрите внимательно на схему в тетради, мы с вами узнали строение реки от истока до устья, обозначили главную реку, начертили притоки реки.

Внимательно посмотрите рисунок 58 на стр. 89.

Продолжите определение.

Главная река и ее притоки образуют…

Каждая река, даже самая маленькая имеет свой участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в эту реку. Этот участок называется речной бассейн.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны называется водоразделом.

Работают со схемой в тетради, с рисунком в учебнике.

Отвечают: «…речную систему».

Давайте по карте атласа определим бассейн и водораздел реки Волга.

III. Закрепление.

Давайте вспомним, как называется тема нашего сегодняшнего урока.

Что вы узнали нового?

С какими понятиями познакомились?

( В это время помощник раздает листки для географического диктанта)

Подписывают листочки.

Географический диктант.

Закончите предложение.

Рядом с номером вопроса напишите цифру ответа.

Слайд №

1). Место, где река берет начало, называется…

2). Выработанное углубление на земной поверхности, по которому река течет, называется…

3). Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на которой река делится на множество рукавов, называется…

4). Участок земной поверхности, с которого

В реку стекает вся вода, называется…

5). Место впадения реки в другую реку, озеро или море называется…

6). Главная река и все ее притоки образуют…

7). Граница между бассейнами двух рек называется…

8). Широкое понижение в рельефе, по которому река проложила свое русло, называется…

Работа с контурной картой.

Найдите на карте атласа и нанесите на контурную карту реки: Обь, Енисей, Лена, Амур, Дон, Днепр.

На доске

ДОЛИНА 1

РУСЛО 2

ИСТОК 3

УСТЬЕ 4

РЕЧНАЯ СИСТЕМА 5

БАССЕЙН РЕКИ 6

ВОДОРАЗДЕЛ 7

ДЕЛЬТА 8

Взаимопроверка.

Критерий оценки:

1 ошибка-5

2-3 ошибки-4

4-6 ошибок-3

Работы сдают учителю, оценки в журнал ( только «4» и «5»)

За активную работу на уроке объявляются оценки.

IV. Домашнее задание.

-прочитать §30(пункт 1,2),

-выучить все определения,

- закончить работу на к/к.

Для тех, кто получил за урок оценку «5».Можно подготовить выразительное чтение стихотворения о реке, дополнительное сообщение о водопадах.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461005317.ppt (Реки. Урок)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.