Урок географии в 6 классе по теме «Реки»
Пояснительная записка к презентации
Урок географии в 6 классе по теме «Реки».
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели урока.
Образовательные: сформировать понятия: река, речная долина, русло реки, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, дельта, эстуарий.
Развивающие: уметь называть и показывать по карте реки России, определять водораздел и бассейн реки; объяснить взаимосвязь направления течения реки и рельефа; сравнивать устья рек (дельту и эстуарий).
Воспитательные: развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, коммуникативную компетентность через позитивное отношение к ответам одноклассников, объективность при взаимопроверке.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, физическая карта России, таблица «Строение речной долины», географические атласы для 6 класса, мультимедийная презентация « 6 класс. Реки. Урок 1.»
Этап урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
Организационный момент. |
Организация учащихся на урок. Эмоциональный настрой. Активизация знаний. Слайд №1. Тема нашего сегодняшнего урока спрятана в загадке.
Объявление целей урока. Слайд №2. |
Готовятся к уроку. Отгадывают загадку. Определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь. |
II. Изучение нового материала. |
Рассмотрите изображение рек на картине А.М. Васнецова «Северный край» и современных фотографиях. На берегу, какой реки находится наш город? Опишите ее. Сформулируйте определение «Что такое река?» Слайд №3. Рассмотрите рисунок 57, и назовите и покажите на схеме части речной долины. |
Рассказывают о реке Тверца, протекающей через г. Торжок. Высказывают предположения. Проверяют по учебнику на стр. 87(голубой шрифт). Анализ таблицы «Строение речной долины» |
На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по рекам нашей страны. А начнется это путешествие необычно. Давайте определим, какая река начинается в точке с координатами 57˚с.ш. 33˚в.д. Слайд №4. Откуда начинается река? |
Работают с физической картой России, определяют название географического объекта по его координатам. Отвечают: «Река Волга». Делают вывод: «Волга берет начало из родника». |
|
Как называется место, где река берет начало? Слайд 5. |
Делают предположение. Проверяют себя по учебнику на стр.87. Записывают определение в тетрадь. |
|
Где еще могут начинаться реки? Слайд №5. |
Отвечают. Работают с картой атласа, находят реки, показываю у доски на настенной карте с помощью учителя. Начинают стоить схему «Части реки « в тетрадях. |
|
В реках, начинающихся в горах, протекающих по пустыням, количество воды уменьшается, иногда они «теряются» в песках. Найдите такие реки на карте в атласе. По каким материкам они протекают? Где они начинаются и как заканчиваются? Большинство рек несет свои воды в другие водоемы, постепенно собирая воду притоков. Слайд №6. При этом они становятся шире, многоводнее. Посмотрите, как из маленького ручейка, Волга превратилась в величавую красавицу. У села Волговерховье ширина мостка 30 метров, а в районе Саратова мост через Волгу шириной около 3 км. Слайд №7. |
Находят реки на карте, называют, показывают. Проследили по карте атласа , как меняется ширина реки. |
|
Мы с вами уже знаем, как называется место, где река берет начало. А где же заканчиваются реки? А как называется место, где заканчивается река? Слайд №8,9. |
Работают с картой атласа. Называют: реки, озера, моря. Приводят примеры рек. Показывают реки на карте. Находят ответ в учебнике на стр. 88. Записывают определение в тетрадь. |
|
Из курса истории вы знаете о том, что при впадении в Средиземное море река Нил образует дельту, посмотрите, как она выглядит на космическом снимке. |
Находят на карте реки, которые при впадении в моря образуют дельту, эстуарий. |
|
Большинство рек являются притоками других рек. Слайд 11. Найдите на карте атласа притоки Волги - Оку и Каму. Как определить какой это приток, правый или левый? |
Работают с картой атласа. Высказывают предположение, проверяют себя по учебнику на стр. 88 3 абзац со слов «Чтобы узнать… |
|
Посмотрите внимательно на схему в тетради, мы с вами узнали строение реки от истока до устья, обозначили главную реку, начертили притоки реки. Внимательно посмотрите рисунок 58 на стр. 89. Продолжите определение. Главная река и ее притоки образуют… Каждая река, даже самая маленькая имеет свой участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в эту реку. Этот участок называется речной бассейн. Граница, разделяющая соседние речные бассейны называется водоразделом. |
Работают со схемой в тетради, с рисунком в учебнике. Отвечают: «…речную систему». Давайте по карте атласа определим бассейн и водораздел реки Волга. |
|
III. Закрепление. |
Давайте вспомним, как называется тема нашего сегодняшнего урока. Что вы узнали нового? С какими понятиями познакомились? ( В это время помощник раздает листки для географического диктанта) |
Подписывают листочки. |
Географический диктант. Закончите предложение. Рядом с номером вопроса напишите цифру ответа. Слайд № 1). Место, где река берет начало, называется… 2). Выработанное углубление на земной поверхности, по которому река течет, называется… 3). Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на которой река делится на множество рукавов, называется… 4). Участок земной поверхности, с которого В реку стекает вся вода, называется… 5). Место впадения реки в другую реку, озеро или море называется… 6). Главная река и все ее притоки образуют… 7). Граница между бассейнами двух рек называется… 8). Широкое понижение в рельефе, по которому река проложила свое русло, называется… Работа с контурной картой. Найдите на карте атласа и нанесите на контурную карту реки: Обь, Енисей, Лена, Амур, Дон, Днепр. |
На доске ДОЛИНА 1 РУСЛО 2 ИСТОК 3 УСТЬЕ 4 РЕЧНАЯ СИСТЕМА 5 БАССЕЙН РЕКИ 6 ВОДОРАЗДЕЛ 7 ДЕЛЬТА 8 Взаимопроверка. Критерий оценки: 1 ошибка-5 2-3 ошибки-4 4-6 ошибок-3 Работы сдают учителю, оценки в журнал ( только «4» и «5») За активную работу на уроке объявляются оценки. |
|
IV. Домашнее задание. |
-прочитать §30(пункт 1,2), -выучить все определения, - закончить работу на к/к. Для тех, кто получил за урок оценку «5».Можно подготовить выразительное чтение стихотворения о реке, дополнительное сообщение о водопадах. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461005317.ppt (Реки. Урок)