Статья «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей»
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.
Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души.
Цицерон
Если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается в несколько раз. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
В любом возрасте ребёнка нужно настроить на слушание. Успокоить и посадить рядом, показать книжку, сказать название, пояснить, о чём будем читать, спросить готов ли он слушать. Перед чтением следует рассмотреть вместе с ребёнком картинки, сопровождая их комментариями, вопросами, которые могут вызвать интерес к книге.
Чтение желательно сопровождать комментариями и показом иллюстраций для формирования более полного образа воспринимаемых событий. Читать надо выразительно, передавая голосом характер событий и особенности героев, желательно с характерными для героев интонациями. При чтении нужны паузы в основных местах, предшествующих важным событиям, или после, чтобы ребёнок настроился на восприятие или пережил эмоции, неумение управлять ими, поэтому дальнейшее восприятие может быть нарушено, если не дать ребёнку времени для эмоциональной переработки информации.
Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!
-Прививайте интерес к чтению с раннего детства.
-Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
-Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
-Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
-Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
-Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
-Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
-Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
-Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
-Покупайте, по возможности, книги полюбившиеся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
-Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
-Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях дорогих и близких людях.
Для развития личности ребенка умение самостоятельно читать очень важно. Ребенок погружается в этот удивительный вид творчества, ощущая себя независимой самостоятельной личностью. Ему не надо ждать, чтобы мама почитала для него книгу или дедушка рассказал сказку. Ребенок сам, когда захочет, может погрузиться в это чудесное действо – чтение. Каждое такое погружение рождает внутреннее чувство «я могу». Именно это чувство является основой уверенности в себе, способствует формированию устойчивой личности.
Любой навык в процессе формирования проходит определенные этапы.
Чтобы навык чтения формировался быстрее, нужно контролировать чтение ребенка (читать он должен медленно, не делая «ямок» между словами) и почаще в течение дня привлекать его к этому занятию. Только, внимание! Это ни в коем случае не должно быть чтение два часа подряд. За один раз ребенок должен читать столько минут, сколько не ухудшается качество чтения. Признак усталости – ухудшение способа чтения. В первом классе – это обычно 5 – 10 минут за один присест. Чем старше ребенок, тем дольше, но с учетом индивидуальных особенностей. Лучшее время для прививки ребёнку любви к печатному слову – лето. Во время учебного года он занят уроками, вы своими заботами (хорошо если есть время на проверку его домашнего задания), а летом у вас обоих больше времени и для чтения, и для обсуждения прочитанного. А чтобы процесс приобщения к чтению был успешным, я порекомендую вам несколько простых приёмов.
1.Выбирая книгу, учитывайте вкус ребёнка, ведь ему должно быть интересно. Начинайте читать и, добравшись до самого интересного места сюжета, останавливайтесь. Если вы прервёте чтение под предлогом усталости или заболевшего горла, малыш, конечно, будет просить продолжать. Тогда идите на компромисс: « Ладно, только я отдохну минуточку, а ты почитай мне сам». Эта хитрость срабатывает , как правило, в 90% случаев. Важно только протянуть эту минуточку как можно дольше. В следующий раз придумайте какой – то другой повод, можете даже оставить ребёнка один на один с книгой (Вам надо срочно позвонить или вас кто – то позвал и т.п.)
2. Ещё один хороший способ – чтение по ролям. Выберите книгу с двумя главными героями, распределите роли и читайте. Этот способ хорош ещё и тем, что ребёнок должен следить за текстом, чтобы вовремя прочитать свои слова, поэтому не торопитесь, читайте медленно, чтобы он успевал. Неплохо, потренировавшись, устроить выразительное чтение перед домашними. Независимо от того, как читал ребёнок, его надо похвалить и тут же предложить новую роль из другой книги.
3.Замечательные результаты даёт чтение по очереди. Но для этого необходимо, чтобы книга увлекла ребёнка и ему непременно захотелось прочитать её. Заключите договор и читайте по одной главе по очереди. Если ребёнок читает ещё очень медленно, прочитывайте по две главы, а его пусть будет каждая третья.
Предполагаемые трудности.
Если ребёнку не понравилась выбранная вами книга, не считайте себя обязанными прочитать её до конца, берите другую и так до тех пор, пока не найдётся такая, которая захватит вашего ребёнка.
Чтение даже самой интересной книги может утомить ребёнка. Как только он начал зевать или отвлекаться, делайте перерыв. Если вы заметили, что его больше увлекает действие, а длинные описания навевают скуку, смело опускайте их. Ваша задача – привить любовь к чтению, а не способность осилить книгу любой ценой. Вы ведь и сами бросаете читать книгу, которая вам не интересна.
Не забывайте постоянно хвалить ребёнка, даже за самые маленькие успехи и обязательно находите для него приятные слова после каждого сеанса чтения.
Даже если вам за лето удалось совершить подвиг , и теперь ваше чадо не воротит нос от книжек, находите и в учебном году время, чтобы вместе почитать книгу. Согласитесь, любое дело приятней и веселей делать в компании.
Уважаемые родители, открывая ребенку книгу – Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но прежде всего вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.