Статья «Организация внеурочной деятельности для развития читательского интереса у детей с овз младшего школьного возраста»

1
1
Материал опубликован 12 July 2017

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что дети сейчас очень мало читают. Из своего опыта работы я знаю, какую важную роль в любой деятельности играет мотивация, а тем более в привитии интереса к чтению. Как иногда сложно бывает поддерживать поведенческую активность детей с ОВЗ на высоком уровне, чтобы достичь желаемых результатов. Наличие и использование современным школьником всевозможных гаджетов, ставит нас перед необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование интереса к чтению. Нельзя позволить компьютерным играм, однообразным мультфильмам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

Работа с детьми младших классов с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей: дети только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты и постепенно привыкают к образовательной среде. У них слабо развита эмоционально-волевая сфера, они скупы на чувства, не умеют радоваться и сопереживать друг другу.

Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным. Как же действовать педагогу? Нужно пробудить интерес к чтению. Конечно же, одних уроков «Литературного чтения» явно не достаточно. И здесь на помощь приходит внеурочная деятельность, то есть свободное от учёбы время. Использовать его надо максимально продуктивно.

Итак, какие же конкретно формы и методы воспитательной работы по формированию интереса к предмету «Литературное чтение» для детей с ОВЗ я использую в своей работе.

Диагностика обучающихся осуществляется при помощи таких методов исследования как тестирование и анкетирование. Это надо для сбора, анализа, хранения информации и мониторинга развития личности. Полученные результаты помогают скорректировать цели и задачи воспитательной работы.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, происходит накопление чувств и переживаний эту возрастную особенность необходимо учитывать и организовывать внеурочную работу по формированию читательского интереса ярко, занимательно, эмоционально насыщенно.

В своей работе я применяю следующие формы внеклассных мероприятий по привитию интереса к предмету «Литературное чтение» :

час внеклассного чтения;

экскурсии в театр, музеи ,городскую библиотеку ;

конкурсы на лучшего чтеца, приуроченные к праздникам и временам года;

библиотечный час , который проходит еженедельно в читальном зале школьной библиотеки. На нём ребята знакомятся с новиками детской литературы, читают любимые произведения, выбирают книги для внеклассного чтения;

выставки детских рисунков, творческих работ по мотивам произведений;

литературные викторины;

ежегодная «Неделя детской книги»;

участие детей в конкурсах, фестивалях, концертах;

работа с родителями.

В этом учебном году мы провели викторины по русским народным сказками , по произведениям Н.Носова, А.Барто, И.Крылова. Конкурсы загадок «Лесные жители», «Мир профессий», «Времена года» стимулировали интерес детей не только к чтению, но и к другим областям знаний. «Неделя детской книги» включала в себя книжные выставки, конкурсы, викторины и различные акции, привлекающие внимание к чтению. Практиковалось вечернее чтение вслух воспитателем или коллективное дневное чтение старшими детьми. Это очень нравится младшим школьникам, они с нетерпением ждут продолжения этих встреч, лучше укладываются спать, представляют себя в роли чтеца, понимая, что для этого им надо больше читать, чтобы повысить качество и технику чтения. Проводимые мероприятия предоставили широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Состоялось множество выставок и конкурсов рисунков и поделок: «Осенний вернисаж», «Что? Где? Когда?», «Сказки А. С.Пушкина», «Любимый литературный герой», «Зимнее утро» и другие.

Я уверена, что благодаря воздействию художественного образа, через сопереживание, ребёнок начнёт оценивать себя, свои мысли, поступки, отношения с другими детьми, что будет в дальнейшем способствовать успешной его адаптации и социализации в обществе.

Список литературы:

1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2009.-123с.

2. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению // Начальная школа.2009, №2.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

замечательная методическая разработка!

12 July 2017