Статья на тему «Воспитание читательского интереса у детей дошкольного возраста»
Воспитание читательского интереса у детей дошкольного возраста.
В современных условиях развития общества остро стоит проблема приобщения детей к чтению, данная проблема волнует и педагогов, и родителей. Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека, их разносторонность и устойчивость. Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сначала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности.
В современном обществе проблема воспитания читательских интересов стоит в особенности актуально. Чтение представляет существенную роль в развитии личности и моральном ее воспитании, содействует формированию смыслового восприятия, интереса, памяти, мышления, воображения ребенка.
Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Ребенок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет, видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.
Нельзя недооценить ту великую роль, которую представляет книга в духовном формировании человека. В особенности огромно ее значение в пору развития, формирования личности т. е. в детстве. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.
Самое важное – организовать процесс так, чтобы чтение содействовало воспитанию личности, а созревающая личность чувствовала необходимость в чтении как источнике собственного развития. Воспитание читательского интереса формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, заниматься самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.