Учебная программа «Коммуникативный практикум»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Коммуникативный практикум
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Квалификация – программист
2017г.
Организация-разработчик: ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Разработчик: Аксенова Татьяна Николаевна, преподаватель ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
|
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности среднего профессионального обучения 09.02.07 Информационные системы и программирование, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09 декабря 2016 № 1547, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44936, входящим в укрупнённую группу ТОП-50 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
-
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Коммуникативный практикум» входит в цикл вариативной части блока ОГСЭ .00 « Общий гуманитарный и социально-экономический цикл», связана с учебными дисциплинами: ОГСЭ.03 «Психология общения», ОГСЭ.08 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».
-
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
- Выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения;
- Находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее;
- Ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом;
- Эффективно взаимодействовать в команде;
- Взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающийся входит в контакт;
- Ставить задачи профессионального и личностного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации;
Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказания влияния на партнеров по общению;
Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих компетенций:
Шифр комп. |
Наименование компетенций |
Дескрипторы (показатели сформированности) |
Умения |
Знания |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска.
|
Анализировать задачу и и выделять её составные части; Составить план действия, Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 2 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности |
Определять необходимые источники информации Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации |
Приемы структурирования информации |
ОК 4 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Участие в деловом общении для эффективного решения задач |
Организовывать работу коллектива и команды |
|
ОК 5 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе |
Излагать свои мысли на государственном языке |
|
ОК 9 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности |
Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение |
Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 10 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы |
Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы, строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия, писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы, правила чтения текстов профессиональной направленности |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося в объеме не менее 32 часов;
- самостоятельной работы обучающихся 4 часа
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
36 |
Объем образовательной программы |
36 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
14 |
практические занятия (если предусмотрено) |
18 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
самостоятельная работа |
4 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачет |
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Уровень освоения |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
||
1 |
2 |
3 |
||||
Раздел 1 Сущность коммуникации в разных социальных сферах Тема 1.1 Основные функции и виды коммуникации |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
||||
1. Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации. |
2 |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
|||
Тема 1. 2 Специфика вербальной и невербальной коммуникации |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||
Вербальные компоненты общения. Виды невербальных средств общения. |
2 |
|||||
Практическое занятие № 1. 1.Индивидуально-типологические особенности личности человека. |
2 |
|||||
2.Толерантное восприятие и правильное оценивание людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния |
2 |
|||||
Раздел 2 Виды социальных взаимодействий Тема 2.1 Понятие деловой этики |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||
Понятия «деловая этика, «профессиональная этика», этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами. |
2 |
|||||
Тема 2.2 Методы постановки целей в деловой коммуникации |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||
Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению. |
2 |
|||||
Тема 2.3 Эффективное общение |
Содержание учебного материала |
2 2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
|||
Практическое занятие № 2 1.Стили и средства общения. |
||||||
2. Приемы общения, которые с минимальными затратами приводят к намеченной цели общения |
||||||
Тема 2.4 Основные коммуникативные барьеры и пути их преодоления в межличностном общении. Стили поведения в конфликтной ситуации. |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||
Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций |
3 |
|||||
Практическое занятие № 3 Пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее. |
2 |
|||||
Тема 2.5 Способы психологической защиты |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||
Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации |
2 |
|||||
Тема 2.6 Виды и формы взаимодействия студентов в условиях образовательной организации |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
|||
Практическое занятие № 4 Взаимодействие со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт. |
||||||
Тема 2.7 Моделирование ситуаций, связанных с различными аспектами учебы и жизнедеятельности студентов-инвалидов |
Содержание учебного материала |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||||
Практическое занятие № 5 1.Ориентация в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильное оценивание сложившийся ситуации, действия с ее учетом. |
2 |
|||||
2.Эффективное взаимодействие в команде. |
2 |
|||||
Тема 2.8 Формы, методы, технологии самопрезентации |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
||
Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации |
3 |
|||||
Тема 2.9 Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ОК 10 |
|||
Практическое занятие № 6 1. Постановка задачи профессионального и личностного развития |
||||||
Аудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка к сдаче зачета |
4 |
|||||
Зачет |
2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя – 1
Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными компьютерами – 10
Интерактивная доска с проектором – 1
Учебные столы – 12
Стулья – 24
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие для студ. учрежедний нач.
проф. образования/ Г.М. Шеламова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2014.- 192 с.
Дополнительные источники:
1.Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. –М.: Издательство «Альфа-Пресс»,
2015.-456 с.
2.Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения:
учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.- 304 с.: ил. – (Профессиональное
образование).
3.Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в
тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд.-СПб.: Питер,2014.-208с.:ил. –
(Серия «Практическая психология»).
4.Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых
возможностей. – СПб.: Речь, 2010.-230с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Критерии оценки |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания |
||
Теоретические основы, структура и содержание процесса деловой коммуникации.
|
Критерии оценки решения практических задач «5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков «4» - участие в занятии, но имеются логические ошибки «3» - формальное участие в решении практических задач «2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы |
Практические занятия № 1- 6 Формы контроля - собеседование с группой; устный опрос. средства оценки: нетестовые средства оценивания |
Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению |
Критерии оценки решения практических задач: «5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков «4» - работа выполнена в полном объеме с 1-2 ошибками логического характера «3» - формальное участие в решении практических задач «2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы |
Практическое занятие № 5 Формы контроля - просмотр и проверка выполнения практической работы преподавателем; средства оценки: нетестовые средства оценивания |
Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации |
Критерии оценки создания и оформления учебной мультимедийной презентации • соответствие содержания теме, 1 балл; • правильная структурированность информации, соответствие изображений основному содержанию. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.3 балла; • наличие логической связи изложенной информации, 4балла; • соответствие оформления требованиям, 3 балла; • аккуратность и грамотность изложения, 3 балла; • работа сдана в срок, 1 балл.
14-15 баллов - «5» 11-13 баллов – «4» 8-10 баллов – «3» менее 8 баллов – «2» |
Практическое занятие № 2 Формы контроля- самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе; собеседование с группой средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций |
Критерии оценки выполнения краткосрочного группового проекта «5» - работы выполнена в полном объеме и без ошибок «4» - работа выполнена в полном объеме с 1-2 ошибками «3» - работа выполнена не в полном объеме с фактическим ошибками «2» - работа не выполнена |
Практическое занятие № 3 Формы контроля- самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе; собеседование с группой средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации
|
Критерии оценки решения практических задач: «5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков «4» - участие в занятии, но имеются логические ошибки «3» - формальное участие в решении практических задач «2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы |
Практическое занятие № 5 Формы контроля - собеседование с группой; устный опрос. средства оценки: нетестовые средства оценивания |
Умения |
||
Толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния |
Критерии оценки решения практических задач: «5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков «4» - участие в занятии, но имеются логические ошибки «3» - формальное участие в решении практических задач «2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы |
Практическое занятие № 1 Формы контроля - собеседование с группой; устный опрос. средства оценки: нетестовые средства оценивания |
Выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения |
Критерии оценки создания и оформления учебной мультимедийной презентации • соответствие содержания теме, 1 б •правильная структурированность информации, соответствие изображений основному содержанию. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.3 б • наличие логической связи изложенной информации, 4б • соответствие оформления требованиям, 3 б • аккуратность и грамотность изложения, 3 балла; • работа сдана в срок, 1 б 14-15 баллов - «5» 11-13 баллов – «4» 8-10 баллов – «3» менее 8 баллов – «2» |
Практическое занятие № 2 Формы контроля- самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе; собеседование с группой средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне её |
Критерии оценки выполнения краткосрочного группового проекта Оформление презентации, а именно композиция и дизайн – 1 б Уровень усвоения изученного материала- 4 б Обоснованность и четкость ответа- 3б Показано ли практическое применение представленных знаний – 3 б Правильная структурированность информации – 1б Наличие логической связи изложенной информации – 1 б Эстетичность оформления, его соответствие требованиям – 3 б Работа представлена в срок – 1 б Оценка «5» - 15-17 баллов Оценка «4» - 11-14 баллов Оценка «3» - 7-10 баллов Оценка «2» - менее 6 баллов |
Практическое занятие № 3 Формы контроля- самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе; собеседование с группой средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт |
Критерии оценки выполнения блок-схемы: • соответствие информации в блок-схеме рассматриваемой теме, 2 балл; • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины, 5 баллов; • соответствие оформления требованиям, 2 балла • работа сдана в срок, 1 балл. 9-10 баллов - «5» 7-8 баллов – «4» 5-7 баллов – «3» менее 5 баллов – «2» |
Практическое занятие № 4 Формы контроля - собеседование с группой;
средства оценки: нетестовые средства оценивания. |
Ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом. Эффективно взаимодействовать в команде |
Критерии оценки решения практических задач: «5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков «4» - участие в занятии, но имеются логические ошибки «3» - формальное участие в решении практических задач «2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы |
Практическое занятие № 5 Формы контроля - собеседование с группой; устный опрос. средства оценки: нетестовые средства оценивания |
Ставить задачи профессионального и личностного развития |
Критерии оценки решения практических задач: «5» - участие в решении всех ситуаций, отработка навыков «4» - участие в занятии, но имеются логические ошибки «3» - формальное участие в решении практических задач «2» - пассивное присутствие, не участие в работе группы |
Практическое занятие № 6 Формы контроля - устный опрос. средства оценки: нетестовые средства оценивания |
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП
Программа учебной дисциплины может быть использована для обучения укрупненной группы профессий и специальностей 09.02.00 Информатика и вычислительная техника.