12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ломова А.В.46
Россия, Тамбовская обл., с. Кузьмино-Гать
0

Урок ОБЖ на тему «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений»



Ломова А.В.

Преподаватель-организатор ОБЖ ФМБОУ «Цнинская СОШ №1» в селе

Кузьмино-Гать Тамбовского района

Предмет: основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 7 класс.

Тема: Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создать условия для закрепления обучающимися знаний об опасных природных явлениях гидрологического характера и формирования навыков безопасного поведения в зоне их действия.

Задачи урока:

• выявить уровень усвоения обучающимися материала предыдущего урока;

• изучить правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений; • закрепить знания обучающихся об опасных природных явлениях гидрологического характера.

Планируемые результаты:

• предметные:

- различать виды наводнений и классифицировать по масштабу и наносимому материальному ущербу;

- анализировать порядок действий при внезапном наводнении и при заблаговременном оповещении;

- составлять рекомендации по правилам безопасного поведения при угрозе и во время наводнений;

• метапредметные:

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения знаний;

- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• личностные:

- уметь определять мотивы учебной деятельности;

- усвоить индивидуальные правила безопасного поведения в опасных ситуациях.

Ход урока:

I. Организационный момент:


Презентация к уроку
PPT / 3.35 Мб

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и присутствующих гостей. Присаживайтесь, пожалуйста!

- Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

II. Проверка домашнего задания:

- Предыдущий урок познакомил вас с природным явлением – наводнение. Вы изучили виды наводнений и их классификацию по масштабам и наносимому материальному ущербу. Рассмотрели мероприятия по защите городов, населённых пунктов и объектов экономики от затоплений.

- Давайте закрепим изученный материал.

(Индивидуальное задание. Один из обучающихся работает у классной доски.)

Задание. Распределите предложенные явления природы по месту их возникновения: извержения вулканов, ураганы, наводнения, землетрясения, обвалы, смерчи, бури, оползни.

(Ответ: 1. геологические ОПЯ: землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы; 2. метеорологические ОПЯ: ураганы, бури, смерчи; 3. гидрологические ОПЯ: наводнения.)

(Самостоятельная работа. На столе у каждого обучающегося задание «Лабиринт». Один из обучающихся выполняет задание у доски, остальные в рабочих тетрадях. Педагог контролирует правильность выстраиваемой цепочки на классной доске.)

Задание. Перед вами лабиринт, в котором спрятана тема сегодняшнего урока. Вы сможете её открыть, построив «цепочку» правильных ответов.

 

Взаимопроверка и фронтальный опрос. (Ответ: 1-6-7-2-3-8-9-10-4-5-тема урока. Максимальное количество баллов – 10, один балл за каждый правильный ответ.)

- Обменяйтесь, пожалуйста, друг с другом тетрадями. Проверим и прокомментируем цепочку ответов.

(Педагог зачитывает утверждение, задаёт классу сопутствующие вопросы. Обучающиеся по очереди комментируют путь передвижения по «лабиринту».)

1-6-7

а) Как называются мероприятия, перечисленные в пункте «семь»? (весенние противопаводковые мероприятия)

б) Приведите примеры мероприятий долговременной защиты от затоплений. (строительство дамб, укрепление берегозащитных сооружений)

2

в) В какое время года наблюдается половодье в нашей местности? (в начале весны)

3-8

г) Перечислите виды наводнений в зависимости от масштаба и наносимого материального ущерба. (низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические)

д) С какой периодичностью возникают катастрофические наводнения и что для них характерно? (один раз в 100-200 лет, полностью парализуется жизнедеятельность человека, наводнения приводят к огромным материальным убыткам, гибели людей)

е) При каком наводнении применяется частичная эвакуация? (при высоких наводнениях, один раз в 20-25 лет)

9

ж) Какой вид наводнений наблюдается в Санкт-Петербурге чаще всего? (наводнения, связанные с ветровым нагоном воды)

10

з) Подумайте и скажите, что объединяет реки: (педагог показывает на карте) Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш? (реки, текущие с юга на север)

4-5-тема урока

- Молодцы! Подсчитайте количество правильных ответов и запишите результат на полях тетради.

III. Мотивация и целеполагание.

- Последний квадрат в «лабиринте» остался не открыт, но в нём появилась иллюстрация к стихотворению Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Послушайте небольшой кусочек из этого стихотворения.

…Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, –
Нет! ёще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:

«То-то! – сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его…

- Как вы уже догадались, мы продолжаем изучать наводнения. У нас остался не освещён один очень важный вопрос. Какой, ребята?.. (Ответы обучающихся.)

- Тема сегодняшнего урока: «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения». Запишите тему урока в рабочие тетради.

- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока: «что хотим изучить?», «чему хотим научиться?».)

- Цель урока: научиться безопасно действовать при угрозе наводнения, во время наводнения и после спада воды.

IV. Изучение нового материала.

- Изучить новую тему нам сегодня помогут самые опытные люди, специалисты МЧС России, которые сняли для нас видеоролик. Давайте внимательно его посмотрим.

Демонстрация видеоролика: «Если наводнение началось». (2 мин. 9 сек.) (Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.)

- Получив полезную информацию для выполнения самостоятельной работы, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с учебником.

(Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 5 минут. Два обучающихся приглашаются к классной доске для работы в паре.)

Работа в паре. Задание. Составьте алгоритм действий при заблаговременном оповещении о наводнении, используя карточки с иллюстрациями.

І группа. Задание. Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок. Озаглавьте предложенный алгоритм поведения. Помощник – §4.3 учебника ОБЖ, страница 94. Время выполнения – 4 минуты.

Памятка (инструкция). Правила подготовки к наводнению.

Алгоритм подготовки к наводнению:

▪ изучите и запомните границы возможного затопления, возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близи от вашего дома, кратчайшие пути к ним;

▪ запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалом для их изготовления;

▪ заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, которые возьмёте с собой при эвакуации;

▪ упакуйте документы в непромокаемый пакет;

▪ закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях;

▪ переместите ценные домашние вещи на верхние этажи дома или чердак;

▪ окна и двери первых этажей забейте деревянными щитами;

▪ уложите в специальный чемодан или рюкзак необходимые вещи, запас продуктов и медикаментов.

Слова для справок: пути, непромокаемый, перечень, разместите, лодок, рюкзак, границы, продуктов, редко, верхние, медикаментов, первых.

ІІ группа. Задание. Прочитайте памятку. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в правилах поведения во время наводнения. Помощник – §4.3 учебника ОБЖ, страница 94-95. Время выполнения – 4 минуты.

Памятка. Действия во время наводнения:

▪ по сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на низменный участок местности;

▪ при эвакуации возьмите с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухдневный запас любимых продуктов питания;

▪ перед уходом из дома выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах;

▪ прибыв в пункт эвакуации, зарегистрируйтесь;

▪ при внезапном наводнении ждите прибытия помощи или спада воды на первых этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах;

▪ подавайте сигналы бедствия: днём – вывешиванием полотнища, прибитого к древку, а в тёмное время – световым сигналом фонарика;

▪ при подходе спасателей в лодку переходить без суеты и паники, с соблюдением мер предосторожности, выполняя требования спасателей и не допуская перегрузки лодки;

▪ для вынужденного плавания можно подготовить и использовать бочки, брёвна, щиты, металлические двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры;

▪ самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безвыходных ситуациях, когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода продолжает подниматься и есть надежда на спасателей.

(Ответы: низменный – возвышенный; любимых – непортящихся; первых – верхних; металлические – деревянные; есть надежда – нет надежды.)

ІІІ группа. Задание. Отберите из предложенного списка правил те, которые относятся к правилам безопасного поведения после наводнения. Оформите памятку, используя предложенные иллюстрации. Помощник – §4.3 учебника ОБЖ, страница 97. Время выполнения – 4 минуты.

Памятка. Правильное поведение после наводнения:

▪ осмотритесь перед тем, как войти в здание;

▪ проветрите помещение;

▪ упакуйте документы в непромокаемый пакет;

▪ пригласите специалистов и дождитесь проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации;

▪ просушите помещение, уберите грязь с пола и стен;

▪ закрепите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях;

▪ прибыв в пункт эвакуации, зарегистрируйтесь;

▪ откачайте воду из подвала;

▪ не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой;

▪ не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

- Время истекло. Проверяем правильность выполнения заданий. (Каждая группа представляет результат выполненной работы.)

- Оцените свой вклад в работу группы по трехбалльной шкале и запишите результат на полях тетради с пометкой «творческая работа».

V. Контроль знаний.

- Мы закончили изучение природного явления «наводнение». Проверим, готовы ли вы самостоятельно находить пути решения из сложных ситуаций. Время на выполнение задания – 4 минуты. (Индивидуальная работа выполняется в рабочих тетрадях.)

Тест: «Наводнения».

1. Найдите допущенную ошибку. В зависимости от масштаба и наносимого материального ущерба наводнения подразделяют на:

а) низкие; б) средние; в) высокие; г) выдающиеся; д) катастрофические.

2. Найдите допущенную ошибку. Возникновение наводнения может быть вызвано:

а) обильными дождями; б) быстрым таянием снега и ледников; в) затором или зажором; г) ветровым нагоном; д) прорывом плотин; е) все ответы верны.

3. Выберите правильные варианты. При наводнении происходит быстрый подъём воды и затопле­ние прилегающей местности. Последствиями этого являются:

а) повреждение зданий и сооружений;

б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

в) взрывы промышленных объектов;

г) возникновение местных пожаров;

д) гибель людей, домашних и диких животных;

е) смыв и затопление плодородных почв.

4. Что нужно делать при заблаговременном оповещении о навод­нении? Определите из предложенных вариантов очередность ваших действий:

а) выйти из здания и направиться в эвакуационный пункт;

б) взять необходимые вещи и документы;

в) укрепить (забить) окна, двери нижних этажей;

г) перенести на верхние этажи ценные вещи;

д) запастись пищей и водой в герметичной таре;

е) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и реко­мендации;

ж) отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи.

5. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:

а) подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить (в днев­ное время вывесите белое или цветное полотнище, в ночное время подавайте световые сигналы);

б) быстро занять ближайшее возвышенное место;

в) остаться на месте до схода воды.

(Ответы: 1-б; 2-е; 3-абде; 4-едгвжба; 5-бав. Результаты тестовой работы педагог подводит после урока.)

- Время истекло. Дежурные, соберите, пожалуйста, тетради. Проверим правильность выполнения заданий. (Перед обучающимися открывается ключ правильных ответов, разъясняются вопросы, в которых были допущены ошибки.)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились!

VI. Рефлексия.

- Скажите, пожалуйста, для чего необходимо прогнозирование наводнений?.. (Ответы обучающихся.)

- Чему вы научились сегодня у специалистов МЧС, чтобы спасти свою жизнь и жизнь окружающих вас людей от опасного явления природы?.. (Ответы обучающихся.)

- Вы порадовали меня своими ответами! Думаю, можно считать цель сегодняшнего урока достигнутой…

- Один древний учёный-мыслитель сказал: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». (Аль-Бируни)

VII. Домашнее задание.

▪ Изучить §4.3, стр. 94-98, ответить на вопросы.

▪ Творческое задание:

- Составить рекомендации для человека, оказавшегося во время наводнения в холодной воде;

- Сконструировать (предложить идею) спасательный жилет из подручных средств.

VIII. Оценивание работы на уроке.

Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок!

Источники информации:

▪ Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

▪ Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.

http://www.openclass.ru/node/186722 – Тестовые работы по ОБЖ, 7 класс. Н.Н. Медведев.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ffb/00000ffa-c24302e5/1/img4.jpg – цитата

http://tepka.ru/OBZh_7/89.jpg – Гравюра. Всемирный потоп

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d0a/00078719-26e7cbd9/img14.jpg – карта

https://s.fishki.net/upload/users/2018/03/14/1117382/47835435e4e3d17c2dc1b1b87ff594f6.jpg – рисунок. Дедушка Мазай и зайцы

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00f5/000b5f1c-8098d5da/img3.jpg – рисунки. Действия после наводнения

http://иванов-ам.рф/obzh_07/ur_17/ur_17_06.png – рисунок. При заблаговременном оповещении о наводнении

https://www.liveinternet.ru/users/4087487/post294487942/ – мудрость Аль-Бируни

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.