Наглядный материал для коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Пояснительная записка
Наглядный материал предназначен для закрепления навыков употребления существительных множественного числа в предложном падеже на фронтальных (подгрупповых) занятиях учителя-логопеда. Материал соответствует АООП для детей с ТНР и требованиям ФГОС ДО. Он также может быть использован на занятиях воспитателя по развитию речи в общеобразовательных группах. Наглядный материал состоит из комплекта плакатов размера 50х35 см.
Дисциплина: развитие речи.
Рекомендуемый возраст: 6-7 лет
Рекомендуемый тип занятий: фронтальные, подгрупповые
Требуемые для работы знания и умения ребенка: в соответствии с программой обучения, специальной подготовки не требуется
Ожидаемые результаты: закрепление правильного употребления окончаний существительных множественного числа в предложном падеже, активизация словарного запаса.
Инструкция по использованию материала:
Плакаты поочередно выставляются на доску. Инструкция: «О чем мечтает Миша (Маша)?»
Дети по очереди отвечают полным предложением: «Миша мечтает о коньках (о мячах, о машинах)». Окончания выделяются голосом, логопед обращает внимание детей на то, что «кончик» слова каждый раз одинаковый.
Количество картинок подобрано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность ответить.
В заключении можно дать установку на запоминание картинок (мальчики группы запоминают предметы, о которых мечтает Миша, девочки – предметы, о которых мечтает Маша). После этого плакаты переворачиваются и дети еще раз проговаривают предложения по памяти.
При изготовлении использовались рисунки из пособия Новиковской О.А. «Логопедическая грамматика для малышей», а также картинки, размещенные в свободном доступе в сети интернет. Идея авторская. На работу с материалом отводится 5-7 минут на этапе закрепления. Преимуществом данного наглядного материала является и то, что весь стимульный материал размещен на двух плакатах, что исключает необходимость демонстрации большого количества карточек и экономит время занятия, а большой размер пособия позволяет использовать его на фронтальных занятиях.
Если кто-то из детей не знает названия демонстрируемых предметов, проводится работа по семантизации этих слов с помощью показа.
При разработке наглядного материала учитывался подход таких авторов как Филичева Т.Б, Воробьева В.К, Ткаченко Т.А., который предполагает изучение на одном занятии только одной грамматической категории. Выбор стимульного материала делался в пользу лексики, интересной для детей и эмоционально близкой им.
Конспект занятия с использованием наглядного материала
Тема: Предложный падеж множественного числа имён существительных.
Цель: Формирование навыка употребления существительных множественного числа в предложном падеже.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить правильно образовывать форму предложного падежа множественного числа существительных, закрепление названий детенышей животных.
Коррекционно-развивающие: развитие фразовой речи, активизация и расширение словарного запаса, развитие внимания, зрительной памяти, воображения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к участникам занятия, умение ждать своей очереди, корректно относиться к ошибкам других.
Оборудование: 1. Предметные картинки: цыплята, утята, гусята, индюшата, телята, ягнята, поросята, котята; 2. Плакаты 3. Предметные картинки: орехи, комары, бананы, цветы, зерна.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Логопед предлагает тому, кто поймает мяч, сказать, чем питаются белки, лягушки, обезьяны, птицы, рыбы и др.
2. Обучающий этап
- В одной семье жили брат и сестра. Звали их Миша и Маша. Зимой Миша и Маша любили кататься на санках, на лыжах и на коньках. Послушайте внимательно и скажите, какой одинаковый кончик в этих словах (на санках, на лыжах, на коньках)? А летом Миша и Маша любили качаться на чем?
Однажды Маша и Миша поехали в деревню. Они помогали к бабушке и дедушке ухаживать за животными. О ком заботились дети? (оборудование 1.)
3. Физкультминутка
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальцы)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
4. Закрепление
- Маша и Миша тоже любят мечтать. Скоро у детей будет день рождения. Посмотрите, о чем мечтает Миша? (оборудование 2) А о чем мечтает Маша?
- Запомните картинки.
Плакаты убираются и детям предлагается вспомнить, о чем мечтали Маша и Миша.
- А о чем мечтаете вы?
- О чем мечтают грибники? О чем мечтают садовники? А о чем мечтали бы разные животные, если бы они умели?( оборудование 3) (белки – об орехах, лягушки – о комарах, птицы – о зернах, пчелы – о цветах, обезьяны – о бананах, рыбы - о червячках, собаки - о косточках)
5. Итог. Рефлексия. Дается дифференцированная оценка ответам детей, кратко повторяется, о чем говорили на занятии.