Рекомендации по коррекционно-логопедической работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР

0
0
Материал опубликован 24 April

Рекомендации по коррекционно-логопедической работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР

I. Общие принципы работы:

1. Учет особенностей детей с ЗПР:

Более медленный темп усвоения материала.

Трудности концентрации и удержания внимания.

Сниженный объем памяти (особенно вербальной).

Недостаточность словесно-логического мышления.

Повышенная утомляемость.

Недостаточная сформированность пространственных представлений.

Потребность в наглядности и опоре на практические действия.

2. Системность и последовательность: Работа должна строиться по принципу "от простого к сложному", с постепенным введением новых предлогов и падежных форм.

3. Наглядно-действенный подход: Максимальное использование реальных предметов, игрушек, действий с ними на начальных этапах. Постепенный переход к работе с картинным материалом и затем – на вербальном уровне.

4. Многократное повторение и закрепление: Детям с ЗПР требуется значительно больше повторений для усвоения и автоматизации навыка.

5. Игровая форма: Занятия должны быть интересными, мотивирующими, с использованием игровых приемов и ситуаций.

6. Связь с развитием других психических функций: Работа над ППК должна идти параллельно с развитием внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, обогащением словаря.

7. Индивидуальный и дифференцированный подход: Учет уровня развития конкретного ребенка, его сильных и слабых сторон.

8. Опора на сохранные анализаторы: Активное использование зрительных, тактильных, двигательных опор.

9. Эмоциональная поддержка: Создание ситуации успеха, поощрение даже небольших достижений.

II. Этапы коррекционной работы:

Этап 1: Подготовительный

Основная цель: Создание необходимой базы (речевой, когнитивной, перцептивной) для последующего усвоения и использования предложно-падежных конструкций (ППК). На этом этапе мы не учим предлоги целенаправленно, а готовим почву для их понимания и использования.

Ключевые задачи и направления работы:

1. Развитие понимания обращенной речи:

Задача: Научить ребенка понимать простые инструкции, связанные с предметами и действиями в окружающей обстановке.

Почему это важно для ППК: Ребенок должен понимать слова (существительные, глаголы), прежде чем сможет понять отношения между ними, выражаемые предлогами.

Методы и приемы:

Выполнение простых одноступенчатых инструкций: "Дай мяч", "Сядь", "Покажи куклу", "Возьми кубик". Используем знакомые ребенку предметы и действия. Обязательно сопровождаем речь жестами, указаниями.

Выполнение инструкций с двумя объектами (без предлогов): "Дай мишку и зайку", "Покажи машину и мяч".

Игры типа "Поручения": "Принеси красный кубик", "Поставь чашку на стол" (здесь "на стол" используется как указание места, без акцента на предлоге "на" как граммической единице).

Работа с картинками: "Покажи, где собака", "Найди на картинке ложку".

Важно для ЗПР: Четкость инструкции, краткость, использование знакомой лексики, визуальная опора (предметы, картинки, жесты), многократное повторение, проверка понимания (попросить показать, выполнить).

2. Формирование и уточнение пространственных представлений (на допредложном уровне):

Задача: Научить ребенка практически ориентироваться в пространстве (своего тела, окружающем), понимать и использовать базовые пространственные понятия (вверху-внизу, спереди-сзади, рядом, тут-там, внутри-снаружи).

Почему это важно для ППК: Большинство предлогов выражают именно пространственные отношения. Ребенок должен сначала освоить эти отношения на практическом, невербальном или элементарном вербальном уровне.

Методы и приемы:

Ориентировка в схеме собственного тела: "Покажи, где у тебя голова (вверху)", "Потопай ногами (внизу)", "Спрячь руки за спину", "Поставь руки перед собой". Использовать зеркало.

Игры с предметами на расположение в пространстве:

"Положи кубик сюда (на стол), а мячик туда (на стул)".

"Спрячь игрушку" (под платок, в коробку – ребенок выполняет действие, логопед может комментировать, но пока не требует от ребенка называния предлога).

Строительные игры: "Построй башню: красный кубик внизу, синий наверху".

Игры с коробками, мешочками: "Положи игрушку внутрь", "Достань наружу".

Игры на передвижение в пространстве: "Иди вперед", "Иди назад", "Стой рядом со стулом".

Работа с картинками: "Кто нарисован вверху?", "Что внизу?", "Что рядом с домом?".

Важно для ЗПР: Опора на реальные действия, использование крупных, удобных предметов, четкие речевые комментарии взрослого, связь с собственным телом ребенка, постепенный переход от трехмерного пространства к двухмерному (картинка).

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти:

Задача: Повысить способность ребенка концентрироваться на речевом и неречевом материале, удерживать в памяти инструкции и образцы.

Почему это важно для ППК: Усвоение грамматических форм требует внимания к звучанию слова, его изменению, а также запоминания правил сочетания слов.

Методы и приемы:

Зрительное внимание и память:

"Найди такой же предмет/картинку".

"Чего не стало?" (из 2-4 предметов/картинок).

"Что изменилось?" (поменять местами 2 предмета).

Разрезные картинки (из 2-4 частей).

Лабиринты (самые простые).

Слуховое внимание и память:

"Послушай и повтори" (звуки, слоги, простые слова).

"Угадай, что звучало?" (музыкальные игрушки, бытовые шумы).

"Запомни и назови/покажи" (2-3 слова или картинки).

Выполнение 2-шаговой инструкции ("Возьми мяч и дай мне").

Важно для ЗПР: Короткая длительность заданий, частая смена деятельности, использование ярких, интересных материалов, постепенное усложнение (увеличение количества объектов, шагов инструкции).

4. Обогащение и активизация словаря (предметного и глагольного):

Задача: Накопить достаточный запас существительных (названия окружающих предметов, игрушек, животных) и глаголов (названия действий), чтобы было из чего строить фразы и предложения.

Почему это важно для ППК: Предлоги связывают слова (чаще всего существительные) с другими словами (часто глаголами) в предложении.

Методы и приемы:

Рассматривание реальных предметов, игрушек, картинок с четким называнием.

Тематические игры: "Игрушки", "Посуда", "Одежда", "Животные".

Игры "Кто это? Что это?".

Игры "Кто что делает?" (по картинкам или демонстрации действий).

Использование лото, домино по лексическим темам.

Поощрение ребенка называть предметы и действия в быту и игре.

Важно для ЗПР: Многократное повторение слов в разных контекстах, опора на наглядность, связь слова с предметом/действием, использование простых, частотных слов.

5. Практическое усвоение некоторых падежных форм (без акцента на предлогах):

Задача: Сформировать у ребенка практический навык изменения формы слова (в первую очередь, существительного) в зависимости от вопроса и его роли в простом предложении.

Почему это важно для ППК: Предлоги всегда требуют определенного падежа. Ребенок должен привыкнуть к тому, что слова могут изменять свои окончания.

Методы и приемы:

Вопросно-ответная форма:

Именительный падеж (Кто? Что?): "Кто это? - Это кошка." "Что это? - Это дом."

Винительный падеж (Кого? Что? - Вижу, дай, положи): "Кого ты видишь? - Вижу кошку." "Дай (что?) машину." "Положи (что?) кубик."

Родительный падеж (Кого? Чего? - Нет): "У меня есть мяч. А теперь нет (чего?) мяча." "У Кати нет (кого?) куклы."

Дательный падеж (Кому? Чему? - Дать): "Дай кашу (кому?) кукле." "Дай косточку (кому?) собаке."

Творительный падеж (Кем? Чем? - Играть, рисовать): "Чем ты рисуешь? - Карандашом." "С кем ты играешь? - (С) Машей." (Предлог "с" можно пока опускать или использовать формально).

Игры "Закончи фразу": "Я вижу..." (ребенок добавляет слово в В.п.), "У меня нет..." (Р.п.).

Комментарии к действиям: "Катя взяла (что?) книгу". "Мама дала конфету (кому?) сыну".

Важно для ЗПР: Фокус на практическом употреблении и изменении окончания в ответ на вопрос или в контексте действия. Не используются термины "падеж", "окончание". Работа ведется с наиболее частотными и простыми формами. Используются утрированное проговаривание окончаний, карточки-символы (если доступно ребенку).

Ожидаемый результат этапа: К концу подготовительного этапа ребенок должен:

Понимать простые инструкции (1-2 шаговые).

Демонстрировать элементарные пространственные представления в действиях с предметами.

Иметь улучшенные показатели внимания и памяти на доступном материале.

Обладать базовым предметным и глагольным словарем по пройденным темам.

Практически использовать (изменять форму слова) существительные в простых беспредложных фразах, отвечая на базовые падежные вопросы (Кто? Что? Кого? Что? Нет кого? чего? Дать кому?).

Только после достижения этих результатов целесообразно переходить к целенаправленному формированию понимания и использования самих предлогов (Этап 2).


Этап 2: Формирование понимания значений предлогов

Основная цель: Добиться того, чтобы ребенок понимал семантику (значение) конкретных предлогов, связывая их звучание с определенными пространственными (а позже и другими) отношениями между объектами. Акцент делается на рецептивной стороне речи (понимании), хотя элементы экспрессивной (использования) могут появляться спонтанно.

Общие подходы к введению предлогов для детей с ЗПР на этом этапе:

1. Постепенность: Вводить предлоги по одному или контрастными парами (например, В-НА, ПОД-НАД). Не вводить сразу много предлогов.

2. Максимальная наглядность: Использовать реальные предметы, игрушки, собственное тело ребенка и логопеда, крупные, четкие картинки.

3. Опора на действие: Связывать предлог с конкретным действием ("положи в", "возьми из", "спрячь под"). Ребенок сам выполняет действия по инструкции.

4. Четкое произношение: Логопед произносит предлог интонационно выделенно, четко, в составе короткой фразы ("Положи мяч В коробку").

5. Многократное повторение: Использовать предлог в разных игровых ситуациях и с разными предметами для формирования обобщенного значения.

6. Визуальные опоры (при необходимости): Использование простых графических схем предлогов (например, стрелка внутрь для "В", линия сверху для "НА") может помочь некоторым детям визуализировать отношение.

7. Постоянная проверка понимания: Не просто давать инструкцию, а убеждаться, что ребенок ее понял и выполнил правильно в соответствии со значением предлога.

Примерный порядок введения предлогов и содержание работы:

(Порядок может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)

1. Предлоги В / НА (значение места: внутри / на поверхности)

Задача: Научить понимать и различать значение нахождения предмета внутри другого и на поверхности другого.

Методы и приемы:

Игры с контейнерами:

"Сложи игрушки В коробку / В мешок / В ведерко".

"Поставь чашку НА стол / НА полку / НА книгу".

Действия с игрушками:

"Посади мишку В машину".

"Посади куклу НА стул".

Работа с картинками:

"Покажи, где яблоко лежит В корзине".

"Покажи, где кошка сидит НА крыше".

Дифференциация В / НА:

Инструкции, включающие оба предлога: "Положи красный кубик В коробку, а синий НА коробку".

Сортировка картинок: Отобрать картинки, где предмет В чем-то, и картинки, где предмет НА чем-то.

Игра "Правильно - Неправильно": Логопед кладет предмет НА коробку и говорит: "Мяч В коробке". Ребенок должен показать несогласие (или исправить, если может).

2. Предлоги ПОД / НАД (значение места: ниже / выше)

Задача: Научить понимать и различать значение нахождения предмета ниже другого и выше другого. Предлог НАД часто сложнее для понимания.

Методы и приемы:

Игры в прятки:

"Спрячь мяч ПОД стол / ПОД стул / ПОД платок".

"Держи самолет НАД столом" (помочь ребенку, если нужно).

Работа с картинками:

"Покажи, где собака сидит ПОД деревом".

"Покажи, где летит птичка НАД домом".

Дифференциация ПОД / НАД:

Инструкции: "Положи кубик ПОД мост, а машинку поставь НАД мостом (на мост)". Примечание: предлог НАД может быть заменен на НА в некоторых контекстах для упрощения на начальных этапах.

Использование жестов: Рука логопеда под предметом (ПОД) или над предметом (НАД).

Работа со схемой: Рисунок предмета под линией, над линией.

3. Предлоги ЗА / ПЕРЕД (значение места: сзади / спереди)

Задача: Научить понимать расположение одного предмета относительно другого по оси "спереди-сзади". Важно соотносить с собственным телом ребенка.

Методы и приемы:

Игры с игрушками/предметами:

"Спрячься ЗА стул". "Поставь мишку ЗА машину".

"Поставь стул ПЕРЕД столом". "Сядь ПЕРЕД зеркалом".

Работа с картинками:

"Кто стоит ЗА деревом?".

"Что находится ПЕРЕД домом?".

Дифференциация ЗА / ПЕРЕД:

Расстановка игрушек в ряд: "Поставь зайку ПЕРЕД мишкой, а лису ЗА мишкой".

Игры "Кто спрятался?".

4. Предлоги ИЗ / С (СО) (значение направления действия: изнутри / с поверхности)

Задача: Научить понимать значение направления действия изнутри замкнутого пространства (ИЗ) и с поверхности (С). Часто вводятся после и в паре с В/НА.

Методы и приемы:

Действия с предметами:

"Достань игрушку ИЗ коробки / ИЗ мешка".

"Возьми карандаш СО стола / С полки".

Работа с картинками:

"Покажи, где мальчик достает книгу ИЗ портфеля".

"Покажи, где кошка спрыгнула СО стула".

Дифференциация ИЗ / С:

Комбинированные инструкции: "Положи кубик В коробку. Теперь достань ИЗ коробки. Положи кубик НА стол. Теперь возьми СО стола".

Выбор правильного предлога к действию (логопед показывает действие, ребенок выбирает схему предлога или называет его, если может).

5. Предлоги К / ОТ (значение направления движения: к объекту / от объекта)

Задача: Научить понимать направление движения к объекту и от объекта.

Методы и приемы:

Подвижные игры:

"Беги К стулу!". "Подойди КО мне!".

"Отойди ОТ окна!". "Отъедь на машинке ОТ гаража!".

Действия с игрушками:

"Подвези мишку К домику".

"Убери кубик ОТ края стола".

Работа с картинками:

"Покажи, кто идет К дому".

"Покажи, кто бежит ОТ собаки".

Дифференциация К / ОТ:

Инструкции с чередованием: "Иди К столу. Иди ОТ стола".

Использование стрелок на схемах для указания направления.

6. Предлоги У / ОКОЛО (значение места: в непосредственной близости)

Задача: Научить понимать значение нахождения рядом с объектом.

Методы и приемы:

Расстановка предметов:

"Поставь стул У стола / ОКОЛО стола".

"Посади куклу У окна / ОКОЛО окна".

Работа с картинками:

"Кто сидит У (около) дерева?".

"Что растет ОКОЛО дома?".

Дифференциация с другими предлогами: Сравнить "мяч У коробки" и "мяч В коробке".

Материалы для этапа 2:

Реальные предметы: игрушки (машинки, куклы, животные, кубики), мебель (стол, стул), посуда (чашка, тарелка), контейнеры (коробки, мешочки, ведерки), природный материал (шишки, каштаны).

Крупные, четкие предметные и сюжетные картинки с простыми сюжетами, иллюстрирующие пространственные отношения.

Графические схемы предлогов (по усмотрению логопеда и возможностям ребенка).

Фланелеграф или магнитная доска с фигурками.

Ожидаемый результат этапа: К концу этого этапа ребенок должен демонстрировать устойчивое понимание значений основных пространственных предлогов (В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ, С, К, ОТ, У/ОКОЛО). Он должен:

Правильно выполнять инструкции с этими предлогами ("Положи под стол").

Правильно идентифицировать картинку, соответствующую фразе с предлогом ("Покажи, где мяч на стуле").

Различать значения предлогов в оппозиционных парах (В-НА, ПОД-НАД и т.д.) при выполнении заданий на понимание.

На этом этапе основной фокус – на понимании. Требования к самостоятельному использованию предлогов минимальны, но оно поощряется, если появляется. Это создает базу для перехода к следующему этапу – активному использованию ППК в речи.


Этап 3: Формирование умения использовать предлоги в собственной речи

Основная цель: Научить ребенка не только понимать значение предлогов, но и активно и правильно употреблять их вместе с соответствующими падежными окончаниями существительных (а впоследствии и прилагательных) в различных типах самостоятельных высказываний. На этом этапе происходит переход от пассивного знания к активному использованию предложно-падежных конструкций (ППК) в экспрессивной речи ребенка.

Задачи этапа:

1. Научить отвечать на вопросы с использованием ППК: Способствовать формированию умения давать полные и грамматически правильные ответы на вопросы, требующие использования определенного предлога и падежа.

2. Научить составлять предложения по образцу и по картинке с использованием нужной ППК: Развивать умение конструировать простые распространенные предложения, опираясь на предложенный образец или визуальную подсказку, корректно выбирая предлог и падежную форму.

3. Автоматизировать использование ППК в связной речи: Добиться того, чтобы употребление наиболее частотных предлогов и соответствующих падежных окончаний стало более спонтанным и правильным в контексте небольших рассказов, описаний и диалогов.

Методы и приемы:

1. Ответы на вопросы:

Принцип: Логопед задает вопросы, которые требуют от ребенка использования определенного предлога для точного определения места, направления или другого отношения.

Примеры:

"Где лежит книга?" (Ожидаемый ответ: "Книга лежит на столе.")

"Куда идет мальчик?" (Ожидаемый ответ: "Мальчик идет к дому.")

"Откуда выпрыгнул зайчик?" (Ожидаемый ответ: "Зайчик выпрыгнул из-за куста.")

"Чем ты рисуешь?" (Ожидаемый ответ: "Я рисую карандашом.")

"О чем ты думаешь?" (Ожидаемый ответ: "Я думаю о маме.")

Вариации: Использование наводящих вопросов, подсказок в виде начала фразы, картинок, иллюстрирующих вопрос.

2. Составление предложений по картинкам:

Принцип: Ребенку предлагаются предметные или сюжетные картинки, которые наглядно демонстрируют определенное действие или расположение объектов, требующее использования конкретного предлога.

Примеры:

Предметная картинка: Девочка кладет куклу в коляску. (Ожидаемый ответ: "Девочка кладет куклу в коляску.")

Сюжетная картинка: Кошка сидит под столом. (Ожидаемый ответ: "Кошка сидит под столом.")

Образец: Логопед говорит: "Мальчик идет в парк." Показывает другую картинку, где мальчик идет к реке. Ребенок должен составить предложение по аналогии: "Мальчик идет к реке."

Вариации: Использование серий картинок для составления короткого рассказа, добавление вопросов к картинке для стимулирования использования разных ППК.

3. Игры "Доскажи словечко/предложение":

Принцип: Логопед начинает предложение, опуская слово или предложно-падежную конструкцию, которую ребенок должен добавить, опираясь на контекст или картинку.

Примеры:

"Машина едет … (по дороге)." (Визуальная подсказка: картинка дороги)

"Мы достали игрушки … (из коробки)." (Визуальная подсказка: картинка коробки с игрушками)

"Солнце светит … (над облаками)."

"Птица летает … (около дерева)."

Вариации: Использование рифмованных окончаний, загадок, требующих ответа с предлогом.

4. Использование схем предложений:

Принцип: Визуальное представление структуры предложения, где графически обозначены подлежащее, сказуемое, второстепенные члены и место предлога (часто в виде маленькой пиктограммы или условного знака перед падежным окончанием).

Пример: Схема: [Кто?] [Что делает?] [Предлог + Место?]. Ребенок, глядя на картинку "Кошка спит на диване", составляет предложение, опираясь на схему.

Цель: Помочь ребенку осознать грамматическую роль предлога и его связь с падежным окончанием.

5. Пересказ коротких текстов, насыщенных ППК:

Принцип: Ребенку предлагается прослушать или прочитать короткий текст, содержащий целевые предлоги. Затем он пересказывает текст, стараясь правильно использовать эти предлоги в своей речи.

Пример: Текст: "Маленький медвежонок гулял по лесу. Он нашел гриб под деревом и понес его к маме." При пересказе логопед обращает внимание на правильность употребления выделенных ППК.

Вариации: Пересказ с опорой на серию картинок, драматизация текста.

6. Описание предметов и картинок с использованием целевых ППК:

Принцип: Ребенку предлагается описать предмет или сюжетную картинку, акцентируя внимание на пространственных, временных или причинно-следственных отношениях, выражаемых с помощью предлогов.

Пример: Описание игрушки: "У куклы есть бантик на голове. Она сидит в коляске." Описание картинки: "Дети играют в парке. Солнце светит над ними."

Цель: Стимулировать самостоятельное использование ППК в контексте развернутого высказывания.

7. Дидактические игры:

Принцип: Использование игровых ситуаций для многократного повторения и закрепления правильного употребления предлогов.

Примеры:

"Путешествия": Ребенок перемещает игрушечную машинку, комментируя ее движение: "Машинка едет по столу, к дому, за дерево."

"Прятки": Логопед прячет игрушку, а ребенок описывает ее местонахождение: "Игрушка спряталась под кроватью, за шкафом." Или ребенок прячет игрушку и говорит, где она находится.

"Магазин": Разыгрывание ситуации покупки: "Я хочу купить яблоки в магазине." "Я иду за хлебом."

Важность: Игры создают мотивацию и делают процесс обучения более интересным и эмоционально окрашенным.

8. Работа над дифференциацией падежных окончаний:

Принцип: Осознанное формирование связи между предлогом и падежным окончанием существительного (и прилагательного).

Примеры:

Сравнение фраз: "Лежит на столе (Предложный падеж, вопрос 'где?')" и "Взял со стола (Родительный падеж, вопрос 'откуда?')"

Использование таблиц с предлогами и соответствующими падежными вопросами и типичными окончаниями.

Карточки с предлогами и отдельными словами, которые нужно соединить в правильную предложно-падежную конструкцию.

Задания на выбор правильного окончания в предложении с заданным предлогом. ("Книга лежит на стол_." - ребенок выбирает окончание '-е').

Особое внимание: Уделяется трудным для ребенка предлогам и падежам, а также предлогам, имеющим несколько значений и требующих разных падежей (например, предлог "по" может употребляться с Дательным, Винительным и Предложным падежами).

Материалы для этапа 3:

Разнообразные предметные и сюжетные картинки, иллюстрирующие различные действия и пространственные отношения.

Игрушки и предметы для обыгрывания различных ситуаций.

Схемы предложений.

Короткие тексты для пересказа.

Дидактические игры и пособия (например, лото, домино) на закрепление предлогов.

Таблицы и карточки с предлогами и падежными окончаниями.

Ожидаемый результат этапа:

К концу этого этапа ребенок должен демонстрировать:

Умение правильно отвечать на вопросы, используя изученные предлоги и соответствующие падежные окончания в большинстве случаев.

Способность составлять простые распространенные предложения по образцу и по картинке с правильным употреблением ППК.

Начальные навыки автоматизированного использования наиболее частотных предлогов в связной речи (при описании, пересказе).

Понимание связи между предлогом и падежным окончанием существительного.

На этом этапе важно помнить о терпении, индивидуальном подходе и создании положительной эмоциональной атмосферы. Регулярное повторение, использование различных видов деятельности и опора на наглядность будут способствовать успешному формированию умения использовать предлоги в самостоятельной речи ребенка с ЗПР.


Этап 4: Автоматизация и использование ППК в спонтанной речи

Основная цель: Добиться того, чтобы ребенок не просто правильно употреблял изученные предложно-падежные конструкции (ППК), но и использовал их свободно, осознанно и автоматически в различных ситуациях общения, без постоянного контроля со стороны взрослого. На этом этапе акцент смещается на интеграцию ППК в естественную, непринужденную речь ребенка.

Задачи этапа:

1. Закрепить навык использования ППК в различных речевых ситуациях: Обеспечить многократное и разнообразное применение изученных предлогов и падежных окончаний в контексте различных видов речевой деятельности (диалог, монолог, описание, повествование).

2. Осуществлять контроль за правильностью употребления ППК в речи ребенка: Продолжать отслеживать и корректировать ошибки в использовании предлогов и падежей, постепенно снижая количество прямых указаний и стимулируя самоконтроль.

Методы и приемы:

1. Беседы на различные темы:

Принцип: Проведение диалогов с ребенком на интересные и знакомые ему темы (любимые игрушки, игры, занятия в детском саду/школе, домашние питомцы, времена года и т.д.), стимулируя его к использованию разнообразных ППК в своих ответах и вопросах.

Примеры:

Логопед: "Расскажи мне, во что ты любишь играть на улице?" (Ожидаемый ответ: "Я люблю играть в мяч и бегать за бабочками.")

Ребенок: "А ты был в зоопарке?" (Ожидаемый ответ логопеда: "Да, я видел там много разных животных в клетках.")

Вариации: Использование наводящих вопросов, картинок-подсказок, элементов сюрприза для активизации речи ребенка.

2. Составление рассказов по серии сюжетных картинок:

Принцип: Предложение ребенку серии последовательных картинок, объединенных общим сюжетом. Задача ребенка - составить связный рассказ по этим картинкам, используя разнообразные предлоги для описания действий, места и времени событий.

Пример: Серия картинок: мальчик выходит из дома, идет по дорожке, видит собаку у дерева, гладит ее, возвращается обратно в дом. Ребенок составляет рассказ, опираясь на эту последовательность.

Вариации: Составление рассказа по одной сюжетной картинке с множеством деталей, требующих использования разных ППК; придумывание начала или окончания рассказа по картинке.

3. Ролевые игры:

Принцип: Разыгрывание различных жизненных ситуаций (например, "В магазине", "На прогулке", "В гостях", "Доктор"), где ребенок берет на себя определенную роль и взаимодействует с логопедом или другими детьми, используя речь, насыщенную предлогами.

Примеры:

Игра "Магазин": "Я хочу купить книгу о животных." "Дайте мне, пожалуйста, яблоки в пакете."

Игра "На прогулке": "Мы идем гулять в парк. Там мы будем кататься на качелях и играть в песочнице."

Важность: Ролевые игры создают естественную мотивацию для общения и использования речи в контексте.

4. Обсуждение прочитанных сказок, рассказов:

Принцип: После прочтения или прослушивания литературного произведения логопед проводит беседу с ребенком, задавая вопросы о героях, их действиях, месте и времени событий. Это стимулирует ребенка к использованию ППК при ответах и пересказе отдельных фрагментов.

Примеры:

"Где жила Красная Шапочка?" (Ожидаемый ответ: "Красная Шапочка жила в деревне.")

"Куда пошла Красная Шапочка?" (Ожидаемый ответ: "Она пошла к бабушке.")

"Что лежало в корзинке у Красной Шапочки?"

Вариации: Предложение ребенку пересказать сказку, обращая особое внимание на использование предлогов.

5. Поощрение использования ППК в повседневном общении:

Принцип: Создание ситуации, в которой ребенок мотивирован использовать полные, грамматически правильные предложения с предлогами в повседневном общении с логопедом и другими взрослыми.

Примеры:

Логопед просит ребенка: "Принеси, пожалуйста, книгу, которая лежит на верхней полке."

Похвала за правильно построенное предложение с предлогом: "Молодец, ты правильно сказал, что мяч лежит под столом."

Цель: Перенести сформированные навыки в реальные коммуникативные ситуации.


III. Взаимодействие с родителями и педагогами:

Объяснять родителям важность работы над ППК: Донести до родителей информацию о значимости правильного использования предлогов для развития связной речи, понимания инструкций и успешной коммуникации ребенка. Подчеркнуть, что автоматизация этого навыка требует времени и постоянной практики.

Давать рекомендации по закреплению материала в домашних условиях: Предлагать простые и игровые формы работы, которые родители могут использовать в бытовых ситуациях для закрепления правильного употребления ППК.

Примеры:

Игры типа "Найди и принеси": "Найди мишку под кроватью и принеси его мне."

Наблюдения в быту с комментированием: "Посмотри, что лежит на полке." "Мама ставит чашку на стол." "Папа читает книгу в кресле."

Просьбы с использованием предлогов: "Положи вилку к тарелке." "Налей сок в стакан."

Чтение книг с последующим обсуждением, обращая внимание на предлоги в тексте.

Обеспечить единство требований со стороны всех взрослых, работающих с ребенком (логопед, воспитатель/учитель, родители): Подчеркнуть необходимость последовательного и единообразного подхода к коррекции речи ребенка со стороны всех значимых взрослых. Это включает в себя:

Использование одинаковых формулировок заданий и вопросов.

Корректное моделирование правильной речи.

Своевременное и доброжелательное исправление ошибок.

Поощрение правильного использования ППК в любых ситуациях общения.

Регулярный обмен информацией между специалистами и родителями о progress ребенка и возникающих трудностях.

Ожидаемый результат этапа:

К концу этого этапа ребенок должен демонстрировать:

Свободное и относительно автоматизированное использование изученных предлогов и падежных окончаний в различных коммуникативных ситуациях.

Умение самостоятельно контролировать свою речь и исправлять допущенные ошибки в употреблении ППК (с незначительной помощью взрослого).

Активное использование ППК при построении развернутых высказываний (рассказов, описаний, рассуждений).

Понимание важности правильного использования предлогов для точности и ясности выражения своих мыслей.

На этом этапе основной задачей становится создание условий для естественного и непринужденного использования ребенком сформированных навыков в реальной жизни, при поддержке и контроле со стороны взрослых.

Работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ЗПР – это длительный и кропотливый процесс, требующий терпения, системности, опоры на наглядность и игровые методы, а также тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Успех зависит от правильной диагностики, грамотно выстроенной поэтапной работы и учета индивидуальных особенностей ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации