Статья «Использование информационных и коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при формировании предложно-падежных конструкций»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕНЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХКОНСТРУКЦИЙ
Показано использование информационных технологий в логопедической работе для повышения эффективности коррекционного процесса у детей с патологией речи. Приведен алгоритм работы над предлогами с использованием ИКТ.
Ключевые слова: информационные технологии, логопедия, коммуникационные технологии
The article describes the using of information technology in speech therapy work to improve the effectiveness of corrective process in childrenwith speech disorders. The algorithm of the work on the pretext using ICT.
Keywords: information technologies, logopediya, Information and Communication Technology.
Современное общество невозможно представить без компьютера, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают всё большее место в повседневной жизни детей. Вопросы применения ИКТ в дошкольном образовании и роль ИКТ в обеспечении качества обучения в раннем возрасте интенсивно обсуждается во всем мире. По словам Венгера JI. А.: «Обучающие компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов».
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютерные технологии просто незаменимы, так как позволяют передавать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Кроме того, информационные технологии позволяют расширить систему анализаторов при изучении и закреплении материала, что, в свою очередь повышает уровень усвоения материала (в частности предложно-падежных конструкций). По мнению Яна Амоса Коменского: «Педагоги должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...» Все это можно реализовать, применяя информационные технологии на занятиях с использованием красочных картинок, анимации, видеозаписи, звуковых эффектов, музыкального сопровождения и т.п.
Особое место в развитии ребенка занимает речь - это важнейшая психическая функция человека, определяющая его мышление, внутренние переживания, это средство самовыражения и общения с людьми. Ребенок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. В последнее десятилетие в современном российском обществе, по данным статистики, увеличивается количество детей с теми или иными проявлениями отставания в речевом развитии. Среди этих детей выделяется группа с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей с ОНР понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, дети часто пропускают предлоги или заменяют их. В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н С. И др. разработана система коррекционных мероприятий по устранению ОНР у детей дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю.Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ОНР прослеживается недостаточнаяс формированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Даже при специально созданных условиях на занятиях с логопедом понимая предложно-падежные конструкции, дети с ОНР их не используют в бытовой речи. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.
Анализ имеющихся работ [1-4] показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкцией. Использование ИКТ на занятиях помогают создать оптимальные условия для более успешной коррекционной работы по данному разделу.
Показатели знаний, умений и навыков экспериментальной группы детей, обучающейся по традиционным методам
Показатели знаний экспериментальной группы детей, обучающейся с использованием ИКТ.
Показатели знаний, умений и навыков экспериментальной группы детей, обучающейся по традиционным методам.
Сравнив данные диаграмм двух контрольных групп, можно сделать вывод, что внедрение ИКТ в коррекционно-логопедическую работу стимулирует социально-личностное, эстетическое развитие ребенка, активизирует познавательно-речевую деятельность, способствует развитию психических процессов ребенка, а это в совокупности, повышает эффективность коррекционного процесса.
2013 год|
- Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. - М., 1994.
Использование информационных технологий в дошкольных образова-тельных учреждениях: Методическое пособие/ Сост. М. Н. Солоневичева.СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008.
Мырова Е. С. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР. В сборнике «Information and telecommunication technologies in intelligent systems». France, 201l г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004
Ниже приводится алгоритм логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций с использованием ИКТ с целью повышения эффективности коррекционного воздействия (рис.1).
Согласно предложенному алгоритму, на первом этапе обучения вводится понятие о предлоге в действии. Эталоном синтаксической конструкции будет порядок действий, производимый на глазах у детей. Эталономречевыхпредложений служат синтаксические конструкциилогопеда. Для повышенияэффективности восприятия на данном этапе работы можно использовать видеоролики из известных мультфильмов.
На втором и третьем этапах работы проводится активное использование графических схем, карточек, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям предлог как единицу языка. Использование мультимедийнойустановки позволяет реализовать принцип наглядности в форме красочных картинок, графических символов и моделей предлогов (рис. 2, 3, 4).
На следующих этапах работы над предложно-падежными конструкциями проводятся дидактические игры без опоры на наглядный материал. В этот момент педагог использует аудиозаписи.
На заключительном этапе работы над предлогами проводятся интерактивные обучающие задания с использованием средств мультимедиа (рис. 5).
По результатам внедрения предложенного алгоритма установлено, что в коррекционном процессе обучения с использованием ИКТ результативность обучения была более эффективна (рис.6). В эксперименте участвовали две группы детей, первая группа обучалась по традиционным методам, а вторая с использованием ИКТ