Статья «Формирование эмоциональной стабильности у детей с ЗПР на логопедических занятиях»

0
0
Материал опубликован 14 November 2018

«Формирование эмоциональной стабильности у детей с ЗПР на логопедических занятиях»

Проблема регуляции поведения детей, формирования эмоциональной стабильности для педагогов весьма актуальна.

Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, существенно отличаются от своих сверстников, живущих с родителями. Им свойственны: эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, обидчивость, раздражительность, создающие эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности в социальной адаптации, усвоение программного материала школы.

Проводимое в начале учебного года комплексное логопедическое обследование вновь прибывших первоклассников выявляет помимо речевых нарушений различного характера задержку психического развития, которая обусловливает недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У воспитанников детского дома данное отклонение особенно выражено.

Правильно организованная, целенаправленная, комплексная, медико-психолого-педагогическая работа поможет избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Работу необходимо начинать с момента поступления воспитанников в детский дом. Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально волевой сфер у детей младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение, т.к. подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования.

В содержание логопедических занятий необходимо вводить игры и задания на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников младшего школьного возраста, имеющих ЗПР.

Игры и задания должны быть рассчитаны на групповую форму проведения, т.к. для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема.

При подборе игр и заданий на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома были выделены следующие направления:

Психогимнастика – целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.

- учить передавать различные эмоции при помощи мимики и жестов, а также правильно понимать настроение других людей;

- развивать мимическую и артикуляционную моторику.

Виды эмоциональных состояний:

Мимика тесно связана с артикуляцией, способствует развитию артикуляционной моторики, подвижности мышц губ и щек.

- познакомить с различными видами эмоциональных состояний;

- научить различать и обозначать словами основные эмоции и чувства;

- дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;

- учить свободному выражению эмоциональных состояний, чувств через мимику, при помощи цвета (раскраски разных настроений), речи;

- учить соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием.

Речь и эмоции:

- учить понимать, как речь связана с эмоциями, как слова могут влиять на настроение;

- развивать коммуникативные навыки;

- вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

- обогащать словарный запас.

Эмоции в сказках:

- развивать связную речь;

- развивать умение анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты поведения героев сказок.

Динамические упражнения позволяют вырабатывать такое важное качество, как переключаемость с одного движения на другое.

Например упражнение «Мои достижения».

Цели:

Выявлять осознание своих достижений.

Использовать проживание позитивного эмоционального опыта.

Развивать связную речь.

Задание: попытайтесь вспомнить такие ситуации, когда вы испытывали гордость за свои дела и поступки. «Я горжусь собой, когда я…».

Тебе есть за что собой гордиться?

Нравится ли тебе это чувство?

Что ты стремишься сделать для этого?

Упражнения помогают понять, что чувства не могут быть хорошими или плохими, что человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство и страх, гордость и неуверенность, что плохими могут быть поступки, а не чувства. Работая со стихотворениями и сказками, дети учатся анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты характера героев.

Материал и форма проведения игровых заданий нацелены на развитие речи, мимики, коррекцию общения со сверстниками и взрослыми, учат управлять собственными эмоциями, что является очень важным моментом в условиях детского дома.

Проводимые игровые задания приобретают коррекционное значение по формированию эмоциональной стабильности именно как компонент целенаправленной, систематической, коррекционной учебно – воспитательной работы педагогов по программе «Формирование эмоциональной стабильности и повышения самооценки младших школьников».

 

Используемые источники:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

 Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.

Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. — М.: Айрис-пресс, 2004.— 112 с.— (Методика).

Учимся понимать друг друга / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. – М.: ОЛЛИС, ДЕЛЬТА, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.