12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аношенко Лариса Геннадьевна66
Россия, Нижегородская обл., Выкса
4

Коррекционно-логопедическая работа по формированию речевых и коммуникативных навыков у обучающихся специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями аутистического спектра 1 и 2 варианта по классификации О.С. Никольской.


Коррекционно-логопедическая работа по формированию речевых и коммуникативных навыков у обучающихся специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями аутистического спектра 1 и 2 варианта по классификации О.С. Никольской.


Подготовила:

Аношенко Лариса Геннадьевна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

ГКОУ С(К)Ш г.о.г. Выкса ,

Нижегородской области

   Проблема аутизма в настоящее время становится актуальнее с каждым днём. Современное общество всё чаще сталкивается с детьми, имеющими подобный диагноз в той или иной степени проявления аутизма.

   В последние годы в коррекционных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья значительно увеличилось количество обучающихся с нарушением аутистического спектра различного характера, что заметно осложняет усвоение ими программного материала и требует индивидуально-дифференцированного подхода с учётом психофизического развития и особых образовательных потребностей.

В связи с этим, данная тема является на сегодняшний день особо актуальной.

   В настоящее время активно накапливается успешный опыт интеграции ребенка с аутизмом в общую и специальную образовательную среду в соответствии с ФГОС для обучающихся с расстройством аутистического спектра.

     Специалистами нашей школы накоплен определенный опыт, позволяющий организовать полноценный процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением аутистического спектра. Обобщение данного опыта реализуется в условиях проекта «Комплексное взаимодействие специалистов в рамках сопровождения обучающихся с РАС», который отражает целенаправленную системную работу, нацеленную на положительный результат.

    Дети с аутизмом - это разнородная по особенностям и уровню психоречевого развития категория детей с ограниченными возможностями. В классификации К.С.Лебединской и О.С.Никольской выделяются четыре группы детей с аутизмом, из которых 1-ая и 2-ая - самые уязвимые и тяжёлые. Коррекционная работа с ними является очень длительной и трудоёмкой.

   Основными методами работы с такими детьми являются:

Альтернативная коммуникация PECS – система, включающая символы, вспомогательные стратегии и технологии, направленная на активизацию коммуникации, общения;

Система TEACCH – в ее основе методы организации среды и форм коммуникации, облегчающие аутичному человеку социально-бытовую адаптацию. Предполагает максимально чёткую организацию всей жизни человека, установление в ней предсказуемого порядка;

Поведенческая терапия АВА – направлена на выработку социально-бытовых навыков. Основным инструментом выработки навыка является подкрепление – на определенную поведенческую реакцию ребёнка.

   Исходя из выше сказанного, целью представленной статьи является распространение опыта работы по формированию речевых коммуникативных навыков у обучающихся специальной (коррекционной) школы для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями аутистического спектра 1 и 2 варианта по классификации О.С. Никольской при решении следующих задач:

1) Продиагностировать обучающихся с нарушениями аутистического спектра с целью выявления наиболее уязвимой группы в направлении коррекции;

2) Раскрыть возможные пути формирования речевой и коммуникативной сферы у обучающихся 1-2 варианта по О.С. Никольской;

3) Развить понимание обращенной речи, активизировать подражательную посредством формирования навыков произнесения звукокомплексов, звукоподражаний, осколков слов и т.д.;

4) Проанализировать опыт коррекционно-логопедической работы с аутичными обучающимися на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявить эффективность применяемых форм и методов коррекции.

   Для логопедического обследования обучающихся была использована диагностическая карта, разработанная Лебединской, О.С. Никольской, включающая в себя обследование понимания речи, при анализе которой предусмотрены следующие уровни: нулевой, ситуативный, номинативный, расчленённый. Таким образом был определён актуальный уровень речевого развития каждого ребёнка.

   Наиболее уязвимой группой детей с расстройством аутистического спектра являются те, у которых помимо аутизма имеется умеренная или тяжёлая степень умственной отсталости. Это дети, относящиеся к первой и второй группам по классификации О.С. Никольской, у которых преобладает нулевой уровень понимания обращённой речи. С ними бывает сложно установить контакт и вовлечь не только в процесс общения с группой детей, но и непосредственно в совместную деятельность со специалистами.

   Основные направления работы по формированию начальных речевых и коммуникативных навыков при тяжёлых и осложнённых формах аутизма будут представлены с категорией детей, обучающейся по СИПР, разработанным на основе    АООП II варианта для детей ГУО, имеющей логопедическое заключение: специфическое тяжёлое системное нарушение речи.

   Несмотря на известные методы работы с аутичными обучающимися нельзя подобрать одну методику для конкретного ребёнка. Применимо сочетание возможно нескольких методов, исходя из реальных возможностей самого ребёнка, степени адаптированности среды, степени аутизации ребенка. Главное, знать, как именно построить работу, особенно на начальных этапах. Помимо этого специалист должен уметь строить отношения с родителями особых детей, вовлекая их в методы работы с ними.

  За основу обучения первичным речевым и коммуникативным навыкам были взяты основные направления коррекционной работы при тяжёлых и осложнённых формах С.С. Морозовой и пособие Л. Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной «Я- говорю!» для работы с безречевыми детьми.

  Начальный этап работы предполагает обучение выполнению инструкций: «Дай!», «Покажи!», т.к. это является базой для дальнейшей коррекционной работы. Обучаем детей различать предметы по словесной инструкции, после усвоения которой возможно введение названия нового предмета.

  Следующий этап обучения – формирование навыков, касающихся понимания названий действий (на простые движения и с предметами).

   Далее проводится обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам), понимание которых понадобится ребенку в жизни, в реальных ситуациях.

  При построении работы с использованием картинок применялся наглядный материал из пособия по работе с неговорящими детьми Л. Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной.

  В связи с отсутствием самостоятельной речи у детей с 1-ой группой аутизма основным методом работы по формированию коммуникативных навыков являются альтернативные средства коммуникации – пиктограммы.

  Эта поэтапная работа строилась по определённому алгоритму, начало которой предполагало:

Ознакомление ребёнка со знаком – символом и уточнение его понимания;

Установление связи между изображёнными предметами и их формой и действием;

Последовательность логического конструирования фразы путём выбора необходимого символа.

   Представленные направления работы не исключали формирование экспрессивной речи детей данной группы, т.к. коррекционная работа по обучению пониманию обращённой и активизации самостоятельной речи велись параллельно.

   Начальный этап обучения экспрессивной речи предполагал следующие направления коррекционно-логопедической работы:

Обучение подражанию звукам;

Вызывание собственных звуков и звукокомплексов, провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого в играх с использованием междометий «ох!», «ах!», и т.д.;

Формирование интереса к артикуляции и лицу взрослого через игры с голосом, интонацией, мимикой;

Провоцирование ребёнка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции через речевые и двигательные ритмы, мелодии. Через комментирование покачиваний, подбрасываний с использованием потешек: «Ехали мы, ехали, до горки доехали» и т.п.;

Через эмоциональный комментарий игр в занятиях: «Ж-ж-ж», «Би-би-би», «Ту-ту-ту», «Бух», «Ой»;

Повторение за ребёнком и обыгрывание его звуковых реакций и вокальной аутостимуляции на занятиях и дома для эмоционально-смыслового комментария;

Обучение артикуляционным движениям.

   Для того, чтобы ребёнок мог пользоваться доступными ему речевыми ресурсами для общения более шире, необходимо было научить его выражению своих желаний при

помощи звуков и слов.

   На предварительном этапе обучения этому сложному навыку применялось обучение указательному жесту для выражения своего желания, а также жеста согласия и отрицания.

    После того, как ребёнок научился показывать на желаемый предмет, проводилась работа по обучению произношения его названия:

подбор простых доступных по звуковому составу слов (мама, папа, дом и т.д.);

обучение пониманию этих слов;

отработка произнесения на уровне звукоподражания;

использование «эмоциональной» подсказки.

   Представленная коррекционно-логопедическая работа по формированию речевых коммуникативных навыков у обучающихся 1-2 группы дала свою положительную динамику по всем наблюдаемым параметрам диагностики – понимание обращённой речи, экспрессивая речь, отражённая речь с очень низкого до среднего уровня (по шкале - очень низкий, низкий, ниже среднего средний, выше среднего).

    Анализируя проведенную работу по формированию речевых коммуникативных навыков можно отметить положительную динамику в речевом развитии детей, эффективность выбранных методов коррекции, что и являлось целью представленной работы.

Данную статью хотелось бы закончить следующими словами:

Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р.Шнайдер – педагог и философ).





Список литературы:

С.С. Морозова - «Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах»;

С.В. Ихсанова - «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дощкольниками»;

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - «Аутичный ребёнок. Пути помощи»;

Л.Г. Нуриева - «Развитие речи аутичных детей»;

Л. Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина - «Я- говорю!» пособие для работы с безречевыми детьми.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.