12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Деревягина Мария Сергеевна29
0

Доклад «Коррекционная работа по устранению нарушений письма у детей с ЗПР на лексическом уровне»

Коррекционная работа по устранению нарушений письма у детей с ЗПР на лексическом уровне

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т.е. слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций6 слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-граммматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, делений предложений на слова, лексико-грамматичского строя речи, расстройства памяти, внимании, эмоционально-волевой сферы.

При проведении коррекционной работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психологические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у школьников с речевой патологией.

С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

1.Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.).

2.Уточнение значения слов.

3.Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

Основные задачи лексической работы:

-количественный рост словаря(за счет усвоения новых сло и их значений);

-качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

-очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

Большая работа ведется по таблицам 12, 13, 14 и таблице слов-паронимов из методики М.Л.Лукашенко и Н.Г.Свободиной.

Таблицы 12, 13.

Работа рассчитана на долгое время. Существительные расположены по мере усложнения. Работа проводится в двух формах:

Чтение и письмо;

Лексико-грамматические изменения слов 9заводится отдельная тетрадь) по следующему плану:

-указать склонение;


 

-изменить по падежам в ед. и мн. Числе;

-указать число, род;

-придумать и записать предложение.

Таблица 14

В этой таблице 168 глаголов – почти все глаголы, встречающиеся в учебниках русского языка начального и среднего школьного звена.

Так же работа имеет две формы.

Таблица для глаголов ведется в отдельной тетради по следующему плану:

1)изменение по лицам;

2)изменение по временам;

3)возвратная форма глагола: глагол+ся;

4)изменение с помощью приставок;

5)НЕ с глаголами пишется отдельно;

6)придумать и записать предложения.

 

                                          Примерные задания и упражнения

из раздела «РАБОТА НАД СЛОВОМ»

Тема: Слоговой анализ и синтез слов

Записать слова, состоящие из данных слогов:

ка, ней, ли ри, ку, ца

мин, ви, та та, ну, ми

ни, пят, ца чок, ви, но

2.Прочитать слова, составить с ними словосочетания. Переставить слоги местами, получить новое слово, составить с полученным словом предложение:

Рады- кабан- качай-

Наши- нора- жилы-

Насос- какой- навес-

Тема: Состав слова (морфемный анализ и синтез слов)

1.Под карточками со словами крепко и насквозь расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:

Пробил-прибил промерз-примерз

Прошил-пришил проколол-приколол

2.Какое из слов является «лишним»:

Избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка,дверца.

3.Данное на доске предложение записать графически, отражая состав слов:

Кустик сбросил последние листочки.

Тема : Ударение в слове

Графический диктант: текст записывается одними ударными гласными.

Осенью идут дожди. О у и.

Вода размыла дороги. А ы о.

Тема: Безударные гласные в корне слова.

1.Найти (подчеркнуть) четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне6

Пл…тил пр….шу пл…сал

Гл…тал к…зел зав…зал

Пос….дил лош..дь выр..зал

Ск..зал к..вер тр…сет

2.Выборочный диктант.

По слуху выписать из слов безударные гласные, объяснить их написание (вписать их в геометрические фигуры, начерченные в тетради; порядковый номер гласной в слове, указанный в скобках, диктуется логопедом в процессе работы). Используется цифровой ряд..

Широка (4) страна (4) моя (2)родная (2)

Ребятишки (4) пасли (2) телят (2) на поляне (2).

Козел (2) трясет (3) седой (2)бородой (4).

Тема: Многозначные слова.

-какими словами описывает автор дождь?

Дождь уже не лил, а сонно шептал.

Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладков)

-Какими еще словами можно охарактеризовать дождь7 (капает, крапает, стучит.)

-Объяснить прямой и переносный смысл выражений. Составить устно предложения.

Намылить шею, прикусить язык, поджать хвост, развесить уши, засучить рукава.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.