Доклад «Коррекционная работа по устранению нарушений письма у детей с ЗПР на лексическом уровне»
Коррекционная работа по устранению нарушений письма у детей с ЗПР на лексическом уровне
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический, многоуровневый процесс. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова, т.е. слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций6 слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-граммматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
У детей с задержкой психического развития отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, делений предложений на слова, лексико-грамматичского строя речи, расстройства памяти, внимании, эмоционально-волевой сферы.
При проведении коррекционной работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психологические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у школьников с речевой патологией.
С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
1.Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.).
2.Уточнение значения слов.
3.Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Основные задачи лексической работы:
-количественный рост словаря(за счет усвоения новых сло и их значений);
-качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
-очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
Большая работа ведется по таблицам 12, 13, 14 и таблице слов-паронимов из методики М.Л.Лукашенко и Н.Г.Свободиной.
Таблицы 12, 13.
Работа рассчитана на долгое время. Существительные расположены по мере усложнения. Работа проводится в двух формах:
Чтение и письмо;
Лексико-грамматические изменения слов 9заводится отдельная тетрадь) по следующему плану:
-указать склонение;
-изменить по падежам в ед. и мн. Числе;
-указать число, род;
-придумать и записать предложение.
Таблица 14
В этой таблице 168 глаголов – почти все глаголы, встречающиеся в учебниках русского языка начального и среднего школьного звена.
Так же работа имеет две формы.
Таблица для глаголов ведется в отдельной тетради по следующему плану:
1)изменение по лицам;
2)изменение по временам;
3)возвратная форма глагола: глагол+ся;
4)изменение с помощью приставок;
5)НЕ с глаголами пишется отдельно;
6)придумать и записать предложения.
Примерные задания и упражнения
из раздела «РАБОТА НАД СЛОВОМ»
Тема: Слоговой анализ и синтез слов
Записать слова, состоящие из данных слогов:
ка, ней, ли ри, ку, ца
мин, ви, та та, ну, ми
ни, пят, ца чок, ви, но
2.Прочитать слова, составить с ними словосочетания. Переставить слоги местами, получить новое слово, составить с полученным словом предложение:
Рады- кабан- качай-
Наши- нора- жилы-
Насос- какой- навес-
Тема: Состав слова (морфемный анализ и синтез слов)
1.Под карточками со словами крепко и насквозь расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:
Пробил-прибил промерз-примерз
Прошил-пришил проколол-приколол
2.Какое из слов является «лишним»:
Избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка,дверца.
3.Данное на доске предложение записать графически, отражая состав слов:
Кустик сбросил последние листочки.
Тема : Ударение в слове
Графический диктант: текст записывается одними ударными гласными.
Осенью идут дожди. О у и.
Вода размыла дороги. А ы о.
Тема: Безударные гласные в корне слова.
1.Найти (подчеркнуть) четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне6
Пл…тил пр….шу пл…сал
Гл…тал к…зел зав…зал
Пос….дил лош..дь выр..зал
Ск..зал к..вер тр…сет
2.Выборочный диктант.
По слуху выписать из слов безударные гласные, объяснить их написание (вписать их в геометрические фигуры, начерченные в тетради; порядковый номер гласной в слове, указанный в скобках, диктуется логопедом в процессе работы). Используется цифровой ряд..
Широка (4) страна (4) моя (2)родная (2)
Ребятишки (4) пасли (2) телят (2) на поляне (2).
Козел (2) трясет (3) седой (2)бородой (4).
Тема: Многозначные слова.
-какими словами описывает автор дождь?
Дождь уже не лил, а сонно шептал.
Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладков)
-Какими еще словами можно охарактеризовать дождь7 (капает, крапает, стучит.)
-Объяснить прямой и переносный смысл выражений. Составить устно предложения.
Намылить шею, прикусить язык, поджать хвост, развесить уши, засучить рукава.