12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ульянова Юлия Евгеньевна1782
специальности: учитель начальных классов, с правом преподавания математики в неполной средней школе, учитель-логопед, дефектолог, специалист по социальной работе
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
5

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Синдром Дауна обусловлен наличием лишней хромосомы в 21 паре - она переходит в первую клетку плода либо из сперматозоида, либо из яйцеклетки. В норме количество хромосом в каждой клетке нашего тела равно 46. При образовании половых клеток парные хромосомы расходятся, и, как в яйцеклетке, так и в сперматозоиде, оказывается, по 23 хромосомы. Во время оплодотворения, когда происходит слияние половых клеток, количество хромосом вновь становится парным. При нарушении расхождения 21-й пары хромосом, у ребенка появляется третья 21-я хромосома.
У детей с синдромом Дауна выражено отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
Проблемы со зрением у 60-70%. Многие дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, могут использовать их для прохождения учебной программы.
Проблемы со слухом, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.
Проблемы с развитием речи. (Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи :
*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
*пробелы в освоении грамматических конструкций;
*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
*трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает: - меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения; - меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы.

Память характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала. Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешанны.

 

Содержание программы: Программа включает цикл занятий из 2 блоков, по 7 занятий в каждом. Цикл занятий рассчитан на 7 недель, занятия проводятся не реже одного раза в неделю. Время проведения одного занятия 20-25 минут.

Форма проведения: подгрупповые, групповые коррекционно - развивающие занятия.

Характеристика дидактических материалов: муляжи посуды, посуда столовая, чайная, ваза с цветами, столовое белье, карта- схема, музыкальное сопровождение, пластилин, стеки, краски, кисти, карандаши, альбомные листы бумаги.


 

Цель программы: развить социально- бытовые навыки у детей с синдромом Дауна.

Задачи программы:

1.     Формировать навыки поведения в группе;

2.     Развивать личностные качества ребенка;

3.     Создать условия для социального развития ребенка, формирования социально –

бытовых навыков; выработать навыки самообслуживания.

 4. Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка, понимание обращенной речи;

5.   Учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением. 

6. Давать рекомендации родителям по закреплению изученного материала;

Этапы реализации программы:

1.Организационный этап: В ходе данного этапа проводится аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме формирования социально- бытовых у детей с синдромом Дауна. Составляется примерный план работы по программе. Проводятся пилотажные собеседования с социальными педагогами и педагогом- психологом отделения реабилитации по выявлению проблем. Оформляются собственно цели и задачи формирования социально- бытовых навыков детей с синдромом Дауна .

2.Диагностический этап: В диагностический этап входят диагностика по формированию социально- бытовых у детей с синдромом Дауна. Работа социального педагога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом ребенке. Полученная информация помогает социальному - педагогу наметить направления коррекционно-развивающей работы с тем, или другим из детей. На основе данной информации, а также наблюдения за ребенком в разных ситуациях социальный педагог составляет характеристику, которая содержит указания направлений работы для других специалистов отделения.

3.Основной этап: На третьем (основном) этапе осуществляется непосредственно проведение занятий по формированию социально- бытовых у детей с синдромом Дауна, в группах и/или индивидуально. Коррекционно-развивающие занятия имеют следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная.

4.Заключительный этап: На четвертом (заключительном) этапе осуществляется проведение повторной диагностики для выявления эффективности проведения программы по формированию социально- бытовых у детей с синдромом Дауна, и составляется дальнейший план работы с ребенком.

Итоговый результат: У детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий формируются навыки самообслуживания. Дети научаются накрывать на стол перед завтраком, обедом, ужином во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду. Мыть руки с мылом после туалета, перед едой, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться.

Формируются умения различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Закрепляется навык одевания и обувания при участии педагога, дети научаются складывать и вешать снятую одежду и обувь. Учатся шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Правильно и последовательно одеваются (одежду и обувь), самостоятельно застегивают одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Учатся следить за своим внешним видом, проверяют, застегнута ли одежда, не испачкана ли. При раздевании — учатся складывать в определенной последовательности одежду в свой шкафчик.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Пальчиковые игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, развивают воображение. Сюжетно-тематические занятия по рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи. Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. С детьми, трудности которых после проведения курса скорректированы недостаточно, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.


 

Методы исследования :

1.словесный (Беседа)

2. наглядный

3. практический (моделирования реальных ситуаций)

Основные условия использования программы:

Специалист, применяющий данную программу должен знать: возрастные особенности детей, индивидуальные особенности детей с синдромом Дауна.

Показания к использованию программы: комплектование групп проводится на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, информации о них других специалистов и родителей. Коррекционно-развивающая группа состоит из 3-х человек.

Общие рекомендации по проведению занятий:

Помещение для проведения занятий по возможности должно быть просторным. Доброжелательное и уважительное отношение к детям и их потребностям. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть.

Необходимо отрабатывать каждое упражнение, добиваясь правильного выполнения всех составляющих его компонентов и соблюдения условий, такой подход в дальнейшем обеспечит ребенку успешное освоение более сложных двигательных навыков.

Если, выполнение, каких-либо упражнений представляет для детей трудность, не следует спешить с переходом к материалам следующего занятия. Важно добиться правильного выполнения заданий, даже если на это потребуется больше времени, чем предусмотрено данной программой.

Правило взаимодействия «взрослый-ребенок» - «не замечать», т.е., если ребенок поначалу что-то делает неправильно, необходимо обращать внимание на то, что у него, получается, радоваться каждому успеху с ним, рассказывать при ребенке о его достижениях другим. Взрослый, таким образом, создает на занятии атмосферу доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности.

Принципы программы:

Учет диагностических и медицинских показателей

Индивидуальный подход к детям с учетом уровня психического и физического развития

Принцип наглядности

Комплексности

Системности

Постепенного перехода от простого к сложному

Принцип цикличности

Приемы работы: объяснения, наглядный и речевой образец. (ситуации)

Содержание и структура проведения коррекционных занятий:

Коррекционно-развивающие занятия имеют следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная.

Задачей вводной части является: направление на активизацию внимания детей, создание у детей положительного эмоционального состояния, психологического настроя на занятие и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных заданий (продолжительность 3-5 минут). Эта часть включает различные упражнения и игры направленные на развитие мелкой моторики рук, координацию движений, развития речи. Для этого используется упражнения «Здравствуй небо голубое», «Засолка капусты», чистоговорки и др.

Содержанием основной части является целенаправленная работа по формированию социально- бытовых навыков (продолжительность 17-20 минут), которая представляет собой разрешение проблемных ситуаций, моделирование реальных ситуаций посредством муляжей детской посуды, настоящей посуды, карты- схемы. Дидактические игры « Угадай цвет», «Что из чего?», изучение песни, загадки. Также закрепление изученного посредством лепки, рисования различными материалами (карандашом, мелом, красками, и т.д.), и др. направленных на решение задач программы.

Задача заключительной части: В заключении подводятся итоги занятия, повторяется изученный материал, обсуждаются результаты работы детей, успехи и трудности, которые у них возникли при выполнении заданий.


 

Планы – конспекты занятий с детьми

Занятие№1 «День рождения»

Задачи: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга, способствовать развитию: речи, эстетического восприятия; воспитывать дружеские взаимоотношения, умению сервировать стол для чая.

Оборудование: гости — куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой. Музыкальное сопровождение: диск "Детские песенки" выпуск 1, 2009 год.

Вводная часть:

Педагог приветствует детей, проводит упражнение:

Все дети встают в круг. Проговаривая слова, выполняют движения.

Цель: развитие артикуляции, моторики рук.

Здравствуй небо голубое,

руки вытягивают вверх, ладонями к небу

Здравствуй солнце золотое,

руки вытягивают перед собой, ладони развернуты, пальцы расставлены

Здравствуй матушка-земля,

руки опускают вниз, ладони развернуты к земле

Здравствуйте, мои друзья!

берутся за руки и улыбаются друг другу

Основная часть:

Педагог обращает внимание на красивые чайные чашки с блюдцами на столе. Будем пить чай с тортом. Возьмите торт лопаткой на тарелочки, кушайте чайными ложками торт. Напомнила пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;

Дидактическая игра « Угадай цвет»
Цель: Развивать умение дифференцировать предметы по цвету.

Ребята подбирают по цвету чашку к блюдцу.

Затем педагог помогает детям выучить песню - пожелание для именинника :

«С Днем Рожденья поздравляем,

Счастья, радости желаем.

Быть здоровым, добродушным,

Это в жизни очень нужно.»

Заключительная часть:

-красивый чайные сервиз (чашка, блюдце)
- чайные ложки
- тарелки для торта;

- салфетница;

- здороваться, когда приходишь в гости;

- за столом не шуметь, не брать пищу руками;

- приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

- пользоваться приборами и салфеткой во время еды;

- перед уходом попрощаться;
 

Занятие №2 «В гостях у Василисы.»

Задачи: учиться сервировать стол для обеда, развитие активного словаря, познавательной активности и мыслительной деятельности, интеллекта и осязательного восприятия, учиться действовать по образцу.

Оборудование: детская посуда, скатерть, картинка –схема.

 

Вводная часть:

Пальчиковая гимнастика «Для чего нужна посуда?»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи;

 Дети читают стихотворение, имитируя движениями слова.

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей. Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке. Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты.… В ней готовят сотни блюд -
Варят, жарят и пекут!

Основная часть

 

Василиса хвалит детей, предлагает сесть за стол обедать.

Затем после принятия пищи, Василиса предлагает ребятам поиграть в игру.

Дидактическая игра « Найди и назови»

Ребята справились с заданием. Молодцы.

Заключение:

Василиса обобщает полученные знания. Напоминая, что ребята сегодня накрывали на обед. Положили сначала скатерть, затем тарелку большую, вилку, ложку, нож, салфетки в стаканчике, тарелку мелкую, чашку.

Затем дети прощаются с Василисой, благодарят за обед, уходят домой.


 

Занятие №3 «Выход в кафе»
 

Задачи: продолжать учиться сервировать стол для обеда, развивать активный словарь, познавательную активность, мыслительную деятельность, и осязательное восприятие, развивать словарный запас.

Оборудование: макеты посуды, мешочек, столовая посуда, белье, карандаши, круги из бумаги.

Введение:

 

Педагог встречает детей, проводит игру «Волшебный мешочек».

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (в мешочке находятся макеты посуды)
Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления, памяти. Дети по очереди берут предмет из мешочка и на ощупь определяют, какой это предмет посуды, для чего он требуется.

Далее ребята вспоминают, раскладывают макеты столовой посуды на игрушечный стол.

Основная часть:

Педагог сообщает детям, что Ваня и Петя работают в кафе официантами. А ребята придут в кафе на обед.

Мальчики накрывают на стол столовую посуду(настоящую) . В помощь предлагается карта-схема. Сначала кладется скатерть, затем тарелка большая, вилка, ложка, нож, салфетки в стаканчике, тарелка мелкая, чашка.

Когда ребята приходят, они садятся за стол. Затем дается задание проверить, правильно ли ребята накрыли на стол, все ли они положили. Также ребятам необходимо назвать посуду, которую использовали ребята.

Воспитатель также сообщает, что на обеденный стол можно положить хлебницу, салатник(кладет на стол), перечницу для перца, солонку для соли.

 

Разукрашивание бумажных «тарелочек». Педагог дает круги из бумаги, которые дети разукрашивают карандашами.

Заключение:

Далее педагог с детьми снова повторяет, как накрыть стол на обед.

Кладется скатерть, затем тарелка большая, вилка, ложка, нож, салфетки в стаканчике, тарелка мелкая, чашка. Также педагог напоминает, что на обеденный стол можно положить хлебницу, салатник, перечницу для перца, солонку для соли.

 

Занятие №4 «Детская вечеринка»
 

Задачи: продолжать обучению сервировки стола, этикету,  вежливым формам общения, расширять речевой запас, развивать образное мышление, память.

Оборудование: столовая посуда

Вводная часть:

Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.

Основная часть:

«Засолили мы дома капусту, а теперь пойдем на вечеринку. А для этого надо приготовиться: красиво одеться, причесаться, придти с хорошим настроением.»

Дидактическая игра «Что из чего?»

Цель: активизировать словарный запас, развивать мышление, память.

Педагог спрашивает, из какого материала сделана посуда и какого она цвета?( тарелка, чашка, ложка, нож, вилка, хлебница, солонка, перечница, салатник)

Дети отвечают на вопросы.

А для чего нам нужна посуда? Что мы кладем на нее?

Педагог загадывает загадки:

Цель: развитие речи, памяти, образного мышления;

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

Что может приготовить повар?

Если ДА – хлопаем

Если НЕТ – молчим

Педагог называет: котлеты, камни, блины, стулья, пирожки, каша, холодильник…

Заключительная часть:

Педагог подытоживает занятие. Напоминает ребятам, когда они приходят в гости, нужно здороваться, за столом не шуметь, не брать пищу руками; не перебивать друг друга; пользоваться приборами и салфеткой во время еды; придвигать и отодвигать стул неслышно; перед уходом попрощаться;
 

 

Занятие №5 «Лосяш и Бараш в гостях у детей»

 

Задачи: продолжать обучать умению вести себя за столом, сервировать стол, развивать словарный запас, мышление, артикуляцию речи.

Оборудование: детская посуда, столовая посуда, белье, ваза с цветами.

Вводная часть:

Педагог встречает детей, проводит с ними упражнение.
Упражнение чистоговорка.
Цель: Развитие речи, мышления, познавательной активности.

Ест - есть - ест – есть

ты помог соседке сесть

Ул -ул - ул –ул

сядь удобно ты на стул

Ми ми - ми- ми

локти к телу ты прижми

Ди - ли - ди –ди

кисти рук на стол клади

Ри ри ри – ри

хлеб руками ты бери

Ми - ми - ми – ми

в правую руку нож возьми,

в левую руку вилку возьми

Ши ши- ши – ши

за обедом не спеши

Жи -жи жи –жи

спину крепко ты держи

Ай тай - ай – тай

за столом ты не болтай,

как заморский попугай

Чись ись -чись –ись

кушать правильно учись

Ом - ом- ом- ом

не разговаривайте с полным ртом

Ай - яй ай –яй

в блюде ты не ковыряй

Ни - ни - ни – ни

рот салфеткой ты не три,

только губы промокни

 

Основная часть:

Педагог говорит, что скоро к нам на ужин придут гости Бараш и Лосяш. И нам нужно накрыть стол.

Педагог просит детей вспомнить, как нужно вести себя, когда к нам приходят гости. Нужно здороваться, за столом не шуметь, не брать пищу руками; не перебивать друг друга; пользоваться приборами и салфеткой во время еды; придвигать и отодвигать стул неслышно; перед уходом попрощаться;

Далее педагог накрывает на стол предметы посуды(макеты) для ужина. Ребята наблюдают. Сначала кладется скатерть, затем тарелка мелкая, вилка, нож, салфетки в стаканчике, блюдце, чашка.
Затем приходят Бараш и Лосяш. Ребята здороваются с гостями. Педагог просит самих детей накрыть на стол посуду (настоящую) с помощью воспитателя. Кладется скатерть, затем тарелка мелкая, вилка, нож, салфетки в стаканчике, блюдце, чашка. Также ребятам нужно назвать предметы, которые они кладут на стол. Педагог добавляет, что стол также можно украсить вазой с цветами.
Бараш и Лосяш проверяют, правильно ли на стол накрыли дети. Ребята угощают гостей. Далее гости прощаются, уходят.
А ребята убирают со стола посуду, аккуратно складывают ее на раздаточный стол.
Заключительная часть:

Педагог предлагает детям повторить, как накрыть стол для ужина: скатерть, затем тарелка мелкая, вилка, нож, салфетки в стаканчике, блюдце, чашка. Украшается стол вазой с цветами.

Вспоминаем чистоговорку, которую говорили в начале занятия, повторяем.

 

Занятие №6 «Чаепитие у кукол»
 

Задачи: продолжать учиться сервировать стол, убирать со стола, развивать мелкую моторику, память, образное мышление, учиться работать с пластилином, развивать сенсорное восприятие.

Оборудование: чайная посуда, белье, пластилин, стеки, досочки, салфетки.

Вводная часть:

Педагог здоровается с детьми, проводит игру « Съедобное-несъедобное»

Игра: “Съедобное – несъедобное”

Цель: развитие сообразительности, памяти, внимания

Педагог называет предметы. Если их можно употреблять в пищу, дети хором говорят “да”, если нельзя “нет”.

На завтрак мы съели:

гайку

белку

парус

варенье

печенье

шкатулку

сыр

кашу

майку

майонез

мед

салат

погремушку

макароны

танки

мармелад

палку

колбасу

Основная часть:

Педагог говорит детям, что куклы хотят попить чаю, но у них нет чайной посуды: «Мы сможем помочь?»

Ответы детей:

А какая посуда чайная?
Дети называют посуду (Чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница)

А теперь давайте, слепим из пластилина чайную пару для куклы.

Педагог показывает, как скатываются шарики, а затем из 1 шарика выдавливается чашка, из другого формируется блюдце. Из кусочка пластилина скатывается колбаска, прикладывается к чашке в виде ручки.
Дети выбирают цвет пластилина для своей чайной пары, называют цвет, далее выполняют задание, если требуется помощь, педагог помогает.

Затем детям предлагается на кухне накрыть стол для чая и попить чай. Дети вспоминают и ставят необходимую посуду, угощение. Педагог проверяет, при необходимости исправляет детей. Дети пьют чай, благодарят за угощение.

Ребята убирают со стола за собой посуду.

Заключительная часть:

Педагог, рассматривая работы ребят, говорит, что куклы очень довольны чайным сервизом, который ребята для них сделали. Педагог спрашивает у детей: « Какого цвета чайные пары?»

Педагог вместе с ребятами вспоминает, какая посуда называется чайной.

 

Занятие №7 «Дети в гостях у Карлсона»
 

Задачи: обобщить знания по теме « Сервировка стола», развитие активного словаря, памяти внимания, мышления, воображения.

Оборудование: чайная, столовая посуда, столовое белье, кисти, краски, листы бумаги, салфетки;

Вводная часть:

Педагог встречает детей, проводит с ними пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Про бабушку Федору»

Цель: развитие речи, мелкой моторики рук, внимания.

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поглаживают тыльную сторону ладоней
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Потирают ладони друг о друга
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Сжимают и разжимают пальцы
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Хлопают в ладоши

Основная часть:

Педагог с детьми приходит в гости к Карлссону, где вся посуда разбросана по кухне. Непонятно, где что должно лежать.

Карлсон просит ребят помочь ему. Ребятам дается задание, разложить по местам чайную посуду, столовую посуду. Необходимо также называть посуду, которую они складывают.

Карлсон спрашивает ребят: « Из какого материала сделаны чашки, тарелки, ложки, ножи, блюдца, вилки, и др.?»

Ребята отвечают на вопросы Карлсона. Он благодарит детей да помощь, угощает их соком с печеньем.

Заключительная часть:

Педагог вместе с детьми рассматривает работы, называет нарисованные предметы.
 

Занятие №8 Экскурсия в кафе.

 

Задачи: познакомить детей с профессией повар, продолжать развивать навыки поведения в общественных местах, умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, продолжать развивать речевую активность детей, доброжелательное отношение , мышление, память

Вводная часть:

Педагог: Ребята, мы сегодня пойдем на экскурсию в Кафе. Вспомним, как мы должны вести себя, когда приходим в кафе.

Педагог вместе с детьми проговаривают:

Что нужно сказать, когда мы приходим в кафе?( поздороваться)
Затем снять шарф, куртку и шапку и повесить на вешалке в гардеробе.
Если вы что-то хотите взять, что нужно сделать? ( спросить вежливо)
Можно ли кричать, толкаться в кафе? (Нет)
А можно ли убегать от педагога, если вам захотелось уйти в другое помещение?(нет)

Хорошо, вспомнили, надеюсь, у нас с вами все получится.

Теперь нам нужно одеть верхнюю одежду. Идем в прихожую, одеваемся. Помогаем друг другу одеваться.

Давайте вспомним, что, прежде всего мы одеваем? Посмотрим на схему: Колготки, брюки, сапоги, кофта, шапка, куртка.

Основная часть:

Ребята с педагогом приходят в кафе. Здороваются. Детей приглашают посетить кухню.

Педагог: Посмотрите на человека в белом халате, переднике, колпаке. Чем он занимается, какая у нее профессия? (ответы детей)

А еще, обратите внимание, где все эти котлы, сковороды стоят. Для варки используют большие электрические плиты.

Педагог: Спасибо вам Татьяна Владимировна за ваш рассказ. Дети благодарят повара, прощаются и вместе с педагогом возвращаются в отделение реабилитации.

Заключительная часть:

Какие новые предметы посуды вы узнали и для чего они нужны? (котлы, сковороды, половник, лопатка, кувшин)

А как называют людей, которые разносят заказанную еду людям в кафе (официант)

А на чем повара готовят еду? (на плите)


 

Занятие № 9 Путешествие кукол.

 

Задачи: учить детей навыкам приготовления пищи, учить делать бутерброды, развивать мелкую моторику пальцев, развивать речевую активность детей, память, воспитывать у детей наблюдательность; учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
Оборудование: 1.вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша 2. Продукты питания, посуда 3. детская посудка.

Вводная часть:

Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустились вниз, имитировать покачивание медведя.

Основная часть:

Педагог: для того, чтобы пойти в поход, куклам нужно одеться. Помогите выбрать куклам необходимую одежду одеться.

Игра «Найди пару»

Кукла Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет.

Также, чтобы пойти в поход куклам необходимо, сделать бутерброды. Детям предлагается помочь, сделать для кукол бутерброды.

Педагог вместе с детьми приходит на кухню, где одевают фартук. Затем педагог берет приготовленные кусочки булки, намазывает маслом, также накладывают кусочки сыра на булку, дети наблюдают.

После показа, педагог предлагает детям самим взять кусочек булки намазать маслом и положить сыр. Дети под присмотром педагога выполнят задание.

Затем бутерброды упаковываются и выдаются куклам.

Заключительная часть:

 

Занятие №10 Посуда.
 

Задачи: Уточнить представление детей о посуде, её назначении; обобщить и закрепить знания детей о видах посуды, материале, из которого она изготовлена, по уходу за посудой; закреплять навыки по приготовлению пищи ( бутерброд); активизировать словарь: кухонная, столовая, чайная; расширять представления о продуктах питания, развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: предметы посуды, разрезные картинки, Мишутка, посудка детская.

Вводная часть:

Педагог: Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы кушаем по утрам?(ответы детей)

Мы едим с вами кашу.

 

Игра «1, 2, 3 Кашу нам горшок вари»

1, 2, 3 Кашу нам горшок вари. Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки, идут по кругу

Наливаем молоко. Выходит молоко в центр круга

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки, идут по кругу

Сыпем соль :Выходит соль

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки, идут по кругу

Сыпем сахар.Выходит сахар

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Насыпаем мы крупу Выходит крупа

Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. Держась за руки идут по кругу

Каша варится пых-пых, Пых-пых

Для друзей и для родных. Руки к верху, приседаем 

Основная часть:

А какая посуда нам нужна для каши или супа?

Дидактическая игра «Составь целое» (дети собирают разрезные картинки с изображением посуды).

Что на твоей картинке? (Спрашиваю 2-3 детей)

 

Дидактическая игра «Расставь посуду»

Ребята, давайте предложим Васе и Алёше приготовить обед для всей семьи. (Дети предлагают)
– Вы должны взять ту посуду, которая вам пригодится для приготовления обеда.
Дети распределяются и выполняют задание.

Вася и Алёша, назовите, пожалуйста, ту посуду, которую вы взяли для приготовления обеда.

(Дети перечисляют посуду)

Скажите, а чего вам нужна кастрюля? (Сковорода, дуршлаг, чайник)
– Как можно назвать эту посуду? (Кухонная посуда)
– Из чего делают кухонную посуду? (Из железа) Если она сделана из железа, значит, как можно её назвать? (Железная) Почему её делают из железа, а не из стекла, пластмассы? (Эту посуду ставят на горячую плиту, стеклянная посуда лопнет, а пластмассовая расплавится)
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что в кастрюле варят?

- Как будет называться суп из вермишели? (вермишелевый)

- А какие супы вы еще знаете?

- Какую кашу можно сварить из крупы? (рисовую, манную, пшенную, гречневую, геркулесовую)

Проблемная ситуация

Педагог: Ребята, сегодня в гости приходил Мишутка, и я его угостила чаем, поставила чайную посуду, но он, почему то не стал пить чай и ушел. Что я сделала не так? (Дети рассматривают посуду)

Дети: Мишутка не стал пить чай, потому что вы перед ним поставили грязную посуду. Посуду надо мыть, и есть только из чистой посуды.

Педагог: Спасибо ребята. Я учту свою ошибку, буду внимательной, всегда мыть посуду.

А теперь Васе и Насте давайте предложим угостить Мишку чаем. (Дети предлагают)
– Вы должны взять ту посуду, которая вам пригодится для сервировки стола к чаю.

А также можно сделать «горячие» бутерброды. Вася и Настя накрывают чайную посуду, делают бутерброды с маслом и сыром, угощают Мишку.

Заключительная часть:

 

Педагог: О чём мы говорили на занятии? (О посуде) Какая бывает посуда? Какую посуду мы ставим в шкаф? (Чистую)

Чем мы угощали Мишку? (бутербродом)Из чего мы это делали?(булка, масло сыр)


 

Список литературы

 

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 96с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. Сада. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
1990.— 191 с.

Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. - 40 с.

Нестерова Г. Ф., Безух С. М., Волкова А. Н. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна. — СПб.: Речь, 2006. — 120 с.

О детях с синдромом Дауна http://downsyndrome.at.ua/publ/3-1-0-80

7. Синдро́м Да́уна Http://ru.wikipedia.org/wiki

8. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. нн-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петров­ского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.

9. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна http://www.ksrpn.org/article_

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.