Рекомендации по проведению муниципального диктанта по географии Алтайского края во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

6
0
Материал опубликован 28 March 2021


Ведищева Ирина Евгеньевна

учитель географии МБОУ СОШ №3г. Новоалтайска


Методическая разработка «Рекомендации по проведению

муниципального диктанта по географии Алтайского края во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Введение

Вот уже несколько лет на базе РГО (Русского географического общества) в различных регионах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья проходит Всероссийский географический диктант.

Масштабная просветительская акция стала традиционным событием для любознательных детей и активных взрослых, любящих туризм и путешествия, неравнодушных к изучению своей страны и романтике географических открытий.

Интересные задания, хорошая организация не оставляют равнодушными и нас. Совместно с учащимися 8-11 классов ежегодно становимся участниками данного мероприятия.

Каждый раз, по окончании диктанта обязательно мы с детьми проводим дискуссию по отдельным вопросам. Если возникают спорные моменты, стараемся их разрешить путем поиска правильного ответа в компетентных источниках. Заметила сразу, что особенно много эмоций и обсуждений вызывают вопросы о нашем регионе. У детей всегда возникает гордость за свою малую Родину: «… это же у нас - в Алтайском крае!»
Такие моменты нельзя обойти вниманием.

Как видно, не на пустом месте возникла идея составления и проведения мероприятия по географии Алтайского края по аналогии с общероссийским образцом и не только.

Пример проведения РГО Всероссийского географического диктанта показал дополнительную возможность приобщения детей к более глубокому познанию своей малой Родины, через организацию и проведение диктанта по географии Алтайского края в своем городе.

Проблема: поиск дополнительных решений, с помощью которых можно повысить интерес учащихся к изучению географии своего региона.

Цель методической разработки:

Целью разработки является – расширение возможностей преподавания краеведческого материала через внеурочную деятельность, что, позволяет создать дополнительные условия для формирования у учащихся устойчивого интереса к изучению ближайшей местности.

Кроме того, целью разработки является пополнение обеспечения образовательного процесса методическими и учебными материалами краеведческой направленности.

Задачи:

  • повысить географическую грамотность учащихся с использованием краеведческих материалов;
  • разработать методических рекомендаций для проведения диктанта по географии Алтайского края.

Актуальность методической разработки в том, что она будет интересна тем учителям, которые занимаются краеведением, независимо от предметной области. Новая методика способствует активному формированию всего спектра универсальных учебных действий, учитывая социальные и личностные потребности и интересы ученика.

Краеведческий подход не может быть полностью реализован в рамках урока из-за ограничений во времени. Чтобы краеведческий подход в обучении стал непрерывным, он чаще осуществляется во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе. В основу реализации работы по краеведению положен системно – деятельностный подход.

В школах города краеведческий подход может осуществляться:

  • на внеурочных занятиях в 8-9 классах с использованием учебной программы по географии Алтая, авторами которой являются О. Н. Горбатых и Т.Г. Блинова;
  • через возможность участия одаренных детей в ежегодной акции – диктанта по географии Алтайского края.

Практическая значимость. Данная методическая разработка может быть полезна учителям географии, биологии, истории, литературы и д. Так как в ней содержатся универсальные практические рекомендации по организации проведения диктанта.

Для подготовки к проведению диктанта необходимы учебные пособия. В нашей школе используются учебные пособия, изданные в электронном формате.

Дополнительными источниками информации являются многочисленные издания, которые составляют богатую теоретическую базу региона.

Список учебной и методической литературы по географии

Алтайского края:

  1. Акарачкина, Л.К. Винокурова О.М., Сергеев А.Д. « Рассказы о природе и истории Алтайского края: Книга для внеклассного чтения учащихся начальной школы. – Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1987.-128с.
  2. Горбатова О. Н. Рыгалова Н. В. Козырева Ю. В. Малыхина О. Л. География Алтайского края. 8-9 класс – Барнаул: АКИПКРО, 2017г
  3. Горбатова О. Н. Блинова Т. Г. География Алтайского края: учебно-методическое пособие для учителя географии - Барнаул: АКИПКРО, 2017г.- 294с.
  4. Коржнев В.Н. Полезные ископаемые Алтайского края и республики Алтай / В.Н. Коржнев. - монография; Алтайская гос. Академия обр-ия им. В.М. Шукшина. - Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. - 188 с.
  5. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2002. – 339
  6. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд. Алт.ун-та, 1998
  7. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. – 23
  8. Подкорытова Л. Д., Савина В. А. Уроки географии Алтайского края (из опыта работы) / Под ред. д. г. н., проф. Ревякина В. С. -Барнаул: Позиция, 1996.
  9. Подкорытова Л.Д., Горских О.В. / География Алтайского края. Методический комплекс. - Барнаул, 2008.  
  10. Ревякин В. С, Ревякина Н. Е., Малиновский А.В. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. -136 с.
  11. Ревякин В. С. География Алтайского края: учебник 8,9 кл. /Гл. ред. А. Ю. Муравьев; науч. ред. В. А. Рассыпнов. - Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры ≪XXI век≫, 2004. - Ч. I. – 192с.
  12. Розен М.Ф. Очерки об исследователях Алтайского края по образованию, Упр. Архивного дела Адм. Алт. края.- Барнаул: День, 1996.- 191с.


Основная часть

Раздел 1. Научно-теоретическое и практическое обоснование предлагаемого материала

Изучение Родного края в соответствии с требованиями ФГОС носит краеведческий принцип.

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов; использовать результаты наблюдений для формирования географических понятий на основе полученных реальных представлений; применять полученные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач по защите окружающей среды и организации рационального природопользования на территории родного края,  анализа социально-экономических  проблем региона. [3]

Прежде чем, Вы начнете знакомиться с содержанием моей работы, поделюсь прочитанным со страниц «Международного журнала экспериментального образования». Авторы статьи Макаров К.А., Брель О.А. «АНАЛИЗ УРОВНЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА» [2] указали на достаточно низкий общий уровень географической грамотности населения, так и о конкретных знаниях и представлениях, недостаточно сформированных у граждан Российской Федерации. Но в тоже время, несомненно, возросло за последние годы внимание со стороны государства к этой проблеме.

По итогам проведения ежегодного Всероссийского Географического диктанта, Русское географическое общество выдвинуло проблему необходимости разработки новой Концепции географического образования в России и повышения статуса учителя географии в обществе.

Таким образом, Всероссийский Географический диктант стал образовательной акцией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос необходимости повышения географической культуры населения.

В своей работе следую основному направлению государственной политики.

Географическая грамотность начинает формироваться с раннего возраста на примере изучения природы реки, озера, леса, животных и растений своего региона.

Невозможно повысить географическую грамотность в изучении своей страны или даже мира, без повышения грамотности в области географии своего края, города, села. Очень важно во время поддержать нарастающий интерес детей ко всему тому, что их окружает, повысить их географическую грамотность через знание и любовь к своей малой Родине.

Путей и решений для реализации данной концепции много.

Разработка методических рекомендаций для проведения диктанта по географии Алтайского края показала один из возможных способов ликвидации проблемы низкой географической грамотности, но только на примере использования краеведческих материалов.

Дети, которые участвуют в написании диктанта, должны быть теоретически хорошо подкованы.

Главный источник знаний для таких детей – это уроки географии, истории, литературы, краеведческие кружки, самостоятельный поиск теоретического материала в библиотечном фонде Алтайского края, в сети Интернет, туристических поездках и т.п.

В данной работе представлен сценарий для проведения диктанта по географии Алтайского края.

Раздел 2. Сценарий мероприятия

Цель мероприятия: способствовать развитию у школьников интереса к изучению географии Алтайского края

Задачи:

  • формирование и развитие знаний о географии Алтайского края;
  • создание необходимых условий для выявления одаренных детей;
  • пропаганда географических знаний, повышение интереса к своей малой Родине.

Оборудование:

  • инструктаж для проведения диктанта;
  • бланки для ответов учащихся 9 -10 классы;
  • бланки с заданиями;
  • Положение о проведении диктанта по географии Алтайского края;
  • списки участников мероприятия (готовятся заранее после подачи заявки);
  • протоколы результатов муниципального географического диктанта по географии Алтайского края;
  • технические средства: проектор для показа видеороликов, презентаций;
  • часы

Участники диктанта:

  • Участники диктанта – это учащиеся 9-10 классов школ города Новоалтайска.
  • Количество участников – каждая школа выдвигает 3- х участников по каждой параллели.
  • Стать участником диктанта могут: дети - самовыдвиженцы (учитывается желание учащихся,- в приоритете дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации и т.п.), а также одаренные дети.
  • С будущими участниками в каждой школе проводится предварительная подготовительная работа.
  • Педагог - организатор должен заранее подать заявку об участии команды детей в муниципальном туре.

Подготовительная работа:

  1. На совете ММО учителей географии необходимо определить сроки для проведения диктанта по географии Алтайского края.
  2. Составить положение на текущий год и согласовать его с МОУО.
  3. Назначить ответственных лиц в помощь к учителю организатору мероприятия.
  4. Выбрать площадку для проведения диктанта по географии Алтайского края на текущий год.
  5. Распечатать необходимый материал.
  6. Сформировать состав жюри.
  7. Учителям школ города провести самостоятельный отбор участников.
  8. Подобрать литературу и другие источники для подготовки своих детей к участию в мероприятии.

Площадка для проведения Диктанта

Выбор площадки для проведения диктанта осуществляется коллегиально на совете МО учителями - географами и окончательно утверждается Приказом комитета по образованию Администрации города Новоалтайска Алтайского края.

Площадка берет на себя обязательства по организации и проведению диктанта, включая:

  • предоставление помещений, оборудованных посадочными местами для участников диктанта (это может быть общее помещение для всех участников или кабинетная система), техникой для демонстрации заданий диктанта;
  • распечатку бланков - ответов для написания диктанта по числу участников;
  • распечатку бланков с заданиями диктанта по числу участников;
  • обеспечение участников диктанта ручками или карандашами (по возможности);
  • привлечение к чтению заданий диктанта специалистов, педагогов;
  • предоставление фотографий в виде отчёта о проведении мероприятия;
  • организацию образовательной, просветительской и (или) развлекательной программы мероприятий в день проведения диктанта, способствующей распространению географических знаний Алтайского края и развитию интереса к географии, познавательному туризму, охране природы и другим направлениям

Организация и проведение диктанта

КОА города Новоалтайска составляет приказ о проведении мероприятия и направляет его учебным организациям.

Диктант составляется в двух вариантах:

вариант для учащихся 9 классов
вариант для учащихся 10 классов;

Все варианты диктанта идентичны по степени сложности.

  1. Вариант диктанта состоит из 33 вопросов в 9 классе и 40 вопросов в 10 классе. Количество и содержание вопросов можно менять.
  2. Для подсчета результатов каждого из вариантов диктанта применяется дихотомическая система оценивания (0/1). За каждый правильный ответ на вопрос участнику начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. На каждый вопрос может быть только один правильный ответ.
  3. Максимальное количество баллов, которое может набрать участник – 33- 40 баллов.
  4. Перед началом диктанта, каждый участник получает в распечатанном виде бланк для написания диктанта, бланк с заданиями диктанта и прослушивает инструкцию по его заполнению. Время на выполнение заданий участниками диктанта – не более 45 минут. Общее время проведения диктанта, включая инструктирование участников, – 60 минут.
  5. Каждому участнику выдается бланк для написания диктанта с индивидуальным идентификационным номером. Данный номер также дублируется в протоколах. Это делается для того, чтобы члены жюри, проверяющие работу, не видели, чью работу они проверяют.
  6. Участникам диктанта рекомендуется выполнять задания самостоятельно, без посторонней помощи и использования внешних источников информации.
  7. Сданные на проверку бланки для написания диктанта не рецензируются и участникам диктанта не возвращаются. Апелляция не предусмотрена.
  8. Участник несёт ответственность за корректное заполнение бланка. В случае некорректного заполнения бланка для написания диктанта результаты аннулируются.
  9. Результаты написания диктанта проверяет компетентное жюри, которое вносит показатели в протоколы, составляет рейтинг участников и передает информацию в КОА города Новоалтайска.
  10. в КОА города Новоалтайска издает приказ по итогам муниципального диктанта по географии Алтайского края. Направляет информацию в виде приказа руководителям школ города, а также размещает ее на своем сайте.
  11. Каждому участнику, написавшему диктант, выдаётся свидетельство об участии. Призерам выдаются грамоты.

Этапы проведения:

1 этап. Сбор участников и регистрация их по спискам

Пока собираются участники, на экране транслируются информационные ролики об Алтайском крае.

Возможные варианты показа видеороликов:

  1. youtube.com «Природа и животные Алтайского края»
  2. «Мульти-Россия - Алтайский край»
  3. Фильм про Алтайский край»

2 этап. Вступительное слово ведущего

С приветственным словом к участникам географического диктанта может выступить организатор аудитории. Он обращает внимание собравшихся участников на необходимость изучения географии Алтайского края.

- Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу можно вылечить – историей, географией, культурным наследием нашего края.

- Всероссийский географический диктант в первую очередь пишут те, кто любит свою страну и хочет знать о ней как можно больше, а диктант, который предстоит сегодня вам написать, покажет ваше знание особенностей своей исторической Родины.

- Изучать родной край, как часть всемирной географии, значит заложить, таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности и неразрывной связи ее с интернационализмом и широким взглядом на мир, чувство гордости к успехам родного края и сострадания к его проблемам. 

- Алтайский край – это не самый большой субъект на карте нашей Родины. Наша Родина имеет богатую историю, природные ресурсы, множество рекреационных ресурсов. Через изучение природных и архитектурных памятников культуры, достопримечательностей края у нас формируется любовь к малой Родине, гордость за свой город Новоалтайск, его природу и хозяйство, понимание того, что Алтайский край - частица великой Родины.

-В заключение речи звучит пожелание,- «Больше правильных ответов каждому!»

3 этап. Инструктаж проведения диктанта - зачитывает и комментирует организатор в аудитории

Инструктаж о проведении диктанта по географии Алтайского края

1. Каждый участник мероприятия садится по одному за парту.

2. Во время проведения диктанта запрещается вставать, разговаривать, пользоваться телефонами.

3. Каждый участник получает бланк – вопросов и бланк ответов.

4. Каждое задание озвучивается вслух.

5. Время на размышление- 1-1,5 минуты.

7. Время на выполнение заданий участниками диктанта – не более 45 минут.

6. Один из педагогов записывает коды участников в общий список.

8. По истечении времени, участники сдают бланки ответов организаторам.

9. Организаторы объявляют об окончании диктанта и о сроках подведения итогов.


4этап. Проведение диктанта по географии Алтайского края

Проведение диктанта по географии Алтайского края проводится согласно инструктажу.

5этап. Работа методической комиссии, жюри

Методическая комиссия, жюри:

-оценивает результаты выполнения участников заданий;

-заполняет протоколы;

-формирует рейтинг участников, готовит предложения по награждению победителей и призеров;

- вносит предложения в Оргкомитет по численности победителей и призеров от общего количества участников диктанта

6этап. Подведение итогов

Победители и призеры диктанта награждаются дипломами.

Заключение:

Материал, который автор предоставляет педагогической общественности, носит практический характер. Его можно использовать во внеурочной деятельности. При этом краеведческий принцип всегда будет сохраняться при проведении мероприятий.

Л. С. Берг назвал краеведение географией родного края: «Краевед изучает не природу вообще, а природу своего края» [1].

Как использовать региональный компонент в своей практической деятельности, каждый педагог решает самостоятельно. Есть желание у учителя, значит, он будет обязательно работать в этом направлении. Для учителя важно, - научиться преподавать географию своего края непрерывно и повседневно, на уроках и после занятий.

Обогатить учащихся знаниями о родном крае возможно посредством работы факультативов, разработкой и проведением внеклассных мероприятий и, конечно, на внеурочных занятиях.

Совместная работа педагогов, например, в рамках МО, направленная на популяризацию принципа краеведения, позволяет скоординировать работу в этом направлении, как для учащихся своих школ, так и для учащихся школ города. Вопросы диктанта вариативны, их можно менять. Сам диктант можно использовать во внеурочной работе в каждой школе и при проведении внеклассных мероприятий.

Краеведение - это благодатная почва между учебной и воспитательной деятельностью, оно обеспечивает межпредметные связи. Поэтому рекомендую педагогам различных предметных дисциплин использовать методическую разработку в своей практике.

В приложении можно посмотреть результаты работ участников диктанта за несколько лет.

Работу по повышению географической грамотности следует продолжать.

Составленная мной методическая разработка дает возможность:

1. накопления богатого материала в среде педагогов, возможностей делиться своим опытом с другими;

2. развития и накопления у учащихся знаний о родном крае, воспитании любви к нему, формировании гражданских позиций и навыков, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей жизни.

Содержание материала способствует формированию устойчивого интереса школьников к изучению своей местности для создания географического образа изучаемой территории.

Образовательная акция, призванная повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос необходимости повышения географической культуры населения, будет в дальнейшем набирать популярность, т.к. позволяет решать вопросы по организации процесса изучения краеведения.

Список литературы:

1.   Берг   Л.С.   Предмет   и   задачи   краеведения   /Как   изучать   свой   край. Сборник   статей   покраеведению//   под   ред.С.А.Советова, Н.А.Кузнецова -   [электронный   ресурс]   Л:   Брокгауз­ Ефрон,1926­С.9­14 ­  http://www.landscape.edu.ru/book_berg_1925­1926.shtml

2. Макаров К.А., Брель О.А. АНАЛИЗ УРОВНЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА - Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 178-182;

3. Строев К.Ф. Краеведение - М.: «Просвещение» ¬ 1974 с.142.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк вопросов для 9 класса Диктант «География Алтайского края»

1. Какая страна граничит с Алтайским краем?

2. Расположите населённые пункты в направлении от самого северного до самого южного:

А) Алейск; Б) Славгород; В) Новоалтайск; Г) Белокуриха

3. Какой берег в долине Оби считается высоким (150м) и крутым: левый или правый?

4.На какой территории находится город Яровое – небольшой, но при этом весьма уютный и красивый курорт?

А) Бийск - Чумышская возвышенность; Б) Приобское плато; В) Кулундинская равнина

5. Выбери правильное соответствие:

А) Синюха – Салаирский кряж; Б) Королевский белок – Коргонский хребет; В) Кивда – Колыванский хребет

6.Назовите географический объект, расположенный в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай, в 4-х километрах от деревни Черный Ануй и в 40 км от районного центра Солонешное Алтайского края. Высота над уровнем моря 670 м. Мировую известность это место получило за археологические находки следов пребывания древних людей, обитавших на Алтае более 350 тыс. лет назад.

7. Алтайский край, любимый край!

И как тебя б снега не заносили,

Проснутся март, апрель и май,

И зацветут поля родной Сибири!

автор: Семивер

Назовите тип климата, в котором находится Алтайский край.

8. В Новоалтайске ежегодно проводятся литературные чтения - посвящены памяти поэта, члена Союза писателей России (1935-1995). Первые стихи опубликованы в 1950 году в краевой молодёжной газете. С тех пор в различных издательствах страны вышло еще 12 его поэтических сборников, в том числе «Россия», «Таисья», «Ивушка», «Просека», «Зимняя роза», «Заря пылает» и последний - "Избранное" - посмертно.

Назовите поэта.

9.Узнайте район Алтайского края по описанию:

Родина космонавта Германа Титова и поэта Роберта Рождественского. В районе созданы мемориальные музеи, посвященные замечательным землякам. Основу экономики составляет сельское хозяйство.

10.Установите соответствие: Полезное ископаемое: Месторождение:

1.мрамор А) Белокурихинское

2.полиметаллы Б) Пуштулимское

3.родоновые источники В) Корбалихинское

11.Эти уникальные природные объекты вытянулись пятью параллельными лентами в направлении с северо-востока на запад. Протяженность их несколько сотен километров, а их ширина - 4-8 километров. Они не встречаются больше нигде на земном шаре. Их происхождение связано с древнем оледенением, когда льды препятствовали Оби нести свои воды на север. Воды реки текли тогда на юг по нескольким руслам. В них отложились пески.

Назовите, о каких объектах идет речь.

12. Расположите народы, преобладающие в национальном составе края по убыванию их численного состава:

А) русские; Б) казахи; В) немцы; Г) белорусы; Д) украинцы

13. Доля сельских жителей в Алтайском крае составляет:

А) менее 30%; Б) более 70%; В) почти половину населения.

14. Самая длинная река в пределах Алтайского края: А) Чарыш; Б) Чумыш; В) Алей; Г) Обь

15. С каким видом деятельности связано освоение территории Алтайского края в XVIII веке?

16. Великая Отечественная война дала толчок к развитию отраслей промышленности на территории Алтайского края. Назовите, каких именно?

А) химическая; Б) машиностроение; В) пищевая; Г) оборонно-промышленный комплекс;

Д) агропромышленный комплекс

17. Какие из перечисленных государственных заповедников находятся на территории Алтайского края?

А) «Тигирекский»; Б) «Алтайский»; В) «Катунский»; Г) «Малая Сосьва»

18. Условия жизни людей и особенности хозяйственной деятельности в крае обусловлены расположением территории в определенном климатическом поясе и природной зоне. В какой природной зоне находится Алтайский край?

19.Установите соответствие: Отрасли промышленности: Основной центр:

1. Машиностроение А) Яровое

2. Пищевая Б) Заринск

3. Химическая В) Новоалтайск

4. Чёрная металлургия Г) Алейск

5. Лёгкая Д) Бийск

20. Административно-территориальное деление Алтайского края:

А) 61 район; Б) 59 районов; В) 60 районов; Г) 55 районов и 1 автономная область

21. Назовите наиболее крупные по площади озёра степной части Алтайского края.

22. Какое количество видов растений занесены в красную книгу Алтайского края?

А) около 50 видов; Б) 202 вида; В) около 1000 видов; Г) более 100 видов.

23. Выберите из перечня городов те, которые не имеют статус «города краевого значения»:

А) Барнаул; Б) Заринск; В) Новоалтайск; Г) Бийск; Д) Змеиногорск; Е) Алейск; Ж) Яровое; З) Горняк

24. Какое место среди субъектов Российской Федерации занимает по площади Алтайский край?

А) 25; Б) 10; В) 21; Г) 17.

25. Какие типы почв Алтайского края занимают наибольшую площадь:

А) чернозёмы, серые лесные и каштановые;

Б) таёжные, серые лесные и чернозёмы;

В) серые лесные, солонцы и чернозёмы;

Г) серые лесные, бурые лесные и каштановые.

26. Вставьте пропущенные слова.

Алтайский край образован ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________ году. (Алтайский край и Ойротская автономная область).

С _____ года. Алтайский край существует в современных границах.

27. Алтай издавна был известен как район добычи металлов. Этим и воспользовался крупнейший уральский заводчик Акинфий Демидов, основавший Колывано-Воскресенский завод. Какова была специализация «первенца» алтайской металлургии?

28. Писатель А. Мисюрев в своей книге «Легенды и были колывано - воскресенских рабочих» так писал о творчестве алтайских камнерезов: «Долгие годы трудились над вазой или колонной колыванские мастера, влагали в работу все лучшее, что было в их душе. Примитивные инструменты не позволяли ускорить ход кропотливой обточки и шлифовки цветного камня. Нередко бывало так, что мастер на смертном одре завещал сыну или внуку свое незаконченное изделие, чтобы тот довел его до совершенства. И, может быть, в голубую или зеленую яшму воплощалась мечта о счастливой доле. Поэтому и прекрасны все изделия, поэтому и живут, согретые огнем творческой мысли и лучших чувств народа». Назовите самый известный предмет, изготовленный из поделочных камней месторождений Алтая.

29.  Узнайте район по описанию.

Район расположен в центральной части края в лесостепной зоне. Рельеф представляет собой слаборазвитую равнину, расчлененную реками и оврагами.  Приоритетное место в экономике района занимает сельское хозяйство, специализация которого – это растениеводство (в основном выращивание зерновых культур) и животноводство (молочное и мясное). Основная номенклатура выпускаемой промышленной продукции: мясо мука, хлеб и хлебобулочные изделия.

30. Назовите здравницы Алтайского края, имеющие общероссийское значение.

31. Соотнесите город края и среднегодовое количество осадков, которое выпадает в нем:

А. Славгород 1. 700 мм

Б) Новоалтайск 2. 250 мм

В) Рубцовск 3. 350 мм

Г) Белокуриха 4. 400-500 м

32. В какой федеральный округ входит Алтайский край?

33.Кем и когда была создана Алтайская опытная станция садоводства?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк ответов 9 класс Диктант «География Алтайского края»

задания

Ответы


1

Ответ: Казахстан

2

Ответ: ВБАГ

3

Ответ: левый

4

Ответ: В) Кулундинская равнина.

5

Ответ: Б) Королевский белок – Коргонский хребет

6

Ответ: Денисова пещера

7

Ответ: Континентальный

8

Ответ: Леонид Семенович Мерзликин (1935-1995). Мерзликинские встречи.

9

Ответ: Косихинский район

10

Ответ: 1-б;2-в;3-а

11

Ответ: Ленточные боры

12

Ответ: а, в, д, б, г

13

Ответ: В

14

В) Алей

15

Ответ: Освоение связано с развитием горнорудной деятельности, основанной на добыче руд цветных и драгоценных металлов.

16

Ответ: б, г

17

Ответ: А

18

Ответ: природная зона степей и лесостепей.

19

Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3- А, 4 – Б, 5 – Д (по 1 городу, где наибольший процент занимает данная промышленность)

20

Ответ: Б

21

Ответ: оз. Кулундинское, оз. Горькое, оз. Большое Топольное, оз. Большое Яровое.

22

Ответ: Б

23

Ответ: Д, З

24

Ответ: В

25

Ответ: А

26

28 сентября 1937 г. С 1991 г

27

Ответ: сереброплавильное производство

28

Ответ: «Царица ваз» изготовленная из яшмы

29

Ответ: Алейский район

30

Ответ: г. Белокуриха и г. Яровое.

31

Ответ: 1-Б; 2-Г; 3-В; 4- А

32

Ответ: Сибирский

33

Ответ: М.А. Лисавенко в 1933г.

34


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Бланк вопросов для 10 класс Диктант «География Алтайского края»

1. Назовите пограничные территории Алтайского края

2. Анализ ДНК фаланги пальца и коренных зубов, найденных в этой пещере, позволил установить, что они принадлежали неизвестному ранее подвиду человека, 40 тысяч лет назад обитавшему в долине сибирской реки Ануй. По имени какой пещеры назвали этого первобытного человека?

3.Какая часть рельефа Алтайского края «омолодилась»:
А) Салаирский кряж, Б) Алтайские горы, В) Предалтайская равнина

4. Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае принято считать:

А) Столыпина и Николая I; Б) Семью Демидовых; В) отца и сына Костылевых

5. На какой территории находится город Барнаул?
А) Кулундинская низменность; Б) Приобское плато; В) Приобская низменность

6.Какие из перечисленных форм рельефа формируются в большей степени от человеческой деятельности:
А) овраги; Б) горы; В) равнины

7. Какой вид полезных ископаемых характерен для Колыванского хребта:
А) минеральные воды; Б) полиметаллические руды; В) соли

8. Почему осадков больше выпадает в восточной части края:
А) влияние солнечной радиации; Б) расположение гор на востоке; В) влияние подстилающей поверхности

9. Как называется область высокого атмосферного давления, с формированием которой в зимний период во многих городах Сибири связана сухая морозная погода и инверсия температуры в приземном слое?

10.Выбери правильное соответствие:
А) река Катунь - правый приток Оби; Б) река Барнаулка - левый приток Оби; В) река Чумыш - исток

11.  «...Как я подолгу слушал этот шум,

Когда во мгле горел закатный пламень!

Лицом к реке садился я на камень

И все глядел, задумчив и угрюм,

Как мимо башен, идолов, гробниц

……. неслась широкою лавиной,

И кто-то древней клинописью птиц

Записывал напев ее былинный...». О какой реке идет речь? Истоком какой крупной реки является река, описанная в стихотворении Николая Рубцова?

12. Какие почвы преобладают на Кулундинской низменности:
А) каштановые; Б) черноземные; В) бурые – лесные

13. Из предложенного списка выберите почвы, наименее пригодные для выращивания зерновых культур:

А) серые лесные; Б) чернозёмы; В) дерново-подзолистые; Г) солончаки

14. О какой природной зоне написал Василий Васильевич Докучаев:

«… кажется, так густо занятой каким-либо растением, что ничто другое, по-видимому, и уместиться здесь не может: то покрывается она лиловыми пятнами, - это зацвели анемоны, то целые луговины принимают голубой лазурный колорит, - это распустились незабудки; в другое время можно встретить большие участки, сплошь покрытые душистым чабрецом...»

15. Выберите вид, который характерен для участков степи с сохранившейся естественной растительностью:

А) ландыш майский; Б) ковыль перистый; В) кислица обыкновенная; Г) саксаул белый

16. Это крупное хищное млекопитающее обитает в горах Средней, Центральной Азии и Южной Сибири, где предпочитает самый верхний пояс растительности и выходы скальных пород – для маскировки в этих условиях отлично подходит его окраска. Из-за своего меха и красивой шкуры вид издавна был объектом охоты, и к настоящему времени его численность на территории России не превышает 90 особей в горах Алтая и Саян. Назовите этот краснокнижный вид, проект по изучению и сохранению которого поддерживается Русским географическим обществом.

17. Какие леса нашего края являются уникальными в мире:
А) кедровые; б) березовые колки; В) ленточные боры

18. Экологические проблемы в крае возникают по причине:

А) незнания законов; Б) нерадивости хозяйственников; В) природных условий.

19.Какой заповедник находится на территории нашего края:
А) Баргузинский; Б) Тигирекский; В) Алтайский

20. В какой город во время Великой Отечественной войны был эвакуирован известный детский лагерь "Артек"?

21. К какой отрасли относится производство вагонов в Новоалтайске?

А) машиностроение; Б) химическая; В) текстильная; Г) пищевая; Д) лесная

22. Предприятия какой отрасли, ориентированные на потребителя, есть в каждом городе нашего края?

А) машиностроение; Б) химическая; В) текстильная; Г) пищевая; Д) лесная

23. Абсолютная годовая амплитуда температуры воздуха в крае достигает: А) 90-95 °C;Б) 45-55°C; В) 65-80 °C

24. С какими областями Республики Казахстан граничит Алтайский Край:

А) Карагандинская и Семипалатинская; Б) Акмолинская и Павлодарская; В) Восточно-Казахстанская и Павлодарская

25.Сколько федеральных трасс проходит по территории Алтайского края: А) 3; Б) 4; В) 2

26. Предприятия, какой промышленности зародились в основном в годы Великой Отечественной войны?
А) машиностроение; Б) химическая; В) текстильная; Г) пищевая; Д) лесная

27.Типичный лесной житель, небольшое парнокопытное животное. Охотятся на него ради мускусной железы - ценного сырья для парфюмерной промышленности.

28. Расположите города по нарастанию степени континентальности климата:

А) Заринск; Б) Славгород; В) Барнаул; Г) Камень – на - Оби.

29. Выберите город, расположенный примерно на той же географической широте, что и город Барнаул:

А) Катманду; Б) Рейкъявик; В) Рим; Г) Дублин

30. Назовите город в Атайском крае, который появился вследствие образования здесь предприятия ОАО «Алтай-кокс». Комбинат экспортирует продукцию в разные страны Европы, Азии, в Казахстан, Индию. Кроме этого, в городе работает крупная многопрофильная строительная компания ЗАО «Коксохиммонтаж-Алтай», которая входит в крупнейший российский холдинг «Коксохиммонтаж». 

А) Барнаул; Б) Заринск; В) Новоалтайск; Г) Бийск; Д) Змеиногорск; Е) Алейск; Ж) Яровое; З) Горняк

31. Назовите город Алтайского края — второй по численности населения. Крупный промышленный и научный центр на юге Сибири. Основан город в 1709 году как крепость по указу Петра I.

А) Барнаул; Б) Заринск; В) Новоалтайск; Г) Бийск; Д) Змеиногорск; Е) Алейск; Ж) Яровое; З) Горняк

32.В 1726 году на реке Локтевке был пущен первый медеплавильный завод на Алтае. Как назывался этот завод? А) Змеиногорский рудник; Б) Локтевский медеплавильный завод; В) Колывано - Воскресенский

33. В Алтайском крае в г. Камень-на-Оби родился и жил до 1916 года известный кинорежиссер и народный артист СССР  (1901-1968 гг.). Почти все его фильмы стали классикой отечественного кино: «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Идиот», «Братья Карамазовы». С 1954 по 1957 гг. он был руководителем «Мосфильма». Назовите знаменитого уроженца Алтайского края

34.Русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 г. в селе Косиха — районном центре на Алтае. В 1952 году его стихи печатаются в журнале «Смена», а несколько позже появляются и в других центральных изданиях. Первая книга стихов поэта «Флаги весны» вышла в 1955 году в Петрозаводске, а через год в Москве был издан второй сборник «Испытание». Всего поэтических сборников насчитывается более семидесяти. Назовите знаменитого уроженца Алтайского края

35.Из какого алтайского металла чеканились деньги в России в XVIII века?

А) Серебро; Б) Золото; В) Медь

36.Какое масло идёт на приготовление лучших рыбных консервов?

А) облепиховое; Б) кедровое; В) подсолнечное

37.Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом?

38.Характерный признак населения, по которому Алтайский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе и шестое - в Российской Федерации:
А) численность населения, Б) миграционный прирост; В) сельское население; Г) городское население

39. Какова плотность проживания населения Алтайского края на 2018 год:
А) 15,15 чел./км2; Б) 12,15 чел./км2; В) 16,15 чел./км2; Г) 14,15 чел./км2

40. «Город Барнаул  был основан в первой половине восемнадцатого века, в 1730 году когда в устье Барнаулки работные люди Акинфия Демидова заложили завод».

Что выплавляли на этом заводе?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Бланк ответов 10 класс Диктант «География Алтайского края»

задания

Ответы


1

Ответ: Казахстан, Республика Алтай, Кемеровская область, Новосибирская область

2

Ответ: ДЕНИСОВА ПЕЩЕРА (ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ДЕНИСОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК ОКАЗАЛСЯ ВЫМЕРШИМ ТИПОМ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЙ ГЕНОМ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАШЕГО)

3

Б) Алтайские горы

4

В) отца и сына Костылевых

5

В) Приобская низменность

6

А) овраги

7

Б) полиметаллические руды

8

Б) расположение гор на востоке

9

Ответ: антициклон

10

Б) река Барнаулка - левый приток Оби

11

Ответ: река Катунь, река Обь

12

А) каштановые

13

Г) солончаки

14

Ответ: степь

15

Б) ковыль перистый

16

Ответ: Снежный барс, ирбис, снежный леопард

17

В) ленточные боры

18

Б) нерадивости хозяйственников

19

Б) Тигирекский

20

Ответ: в Белокуриху

21

А) машиностроение

22

Г) пищевая

23

А) 90-95 °

24

В) Восточно-Казахстанская и Павлодарская

25

В) 2

26

А) машиностроение

27

Ответ: кабарга

28

Ответ: Б-Г-В-А

29

Г) Дублин

30

Б) Заринск

31

Г) Бийск

32

В) Колывано - Воскресенский

33

Ответ: Иван Александрович Пырьев 

34

Ответ: Роберт Рождественский

35

А) Серебро

36

В) подсолнечное

37

Ответ: облепиху

38

В) сельское население

39

Г) 14,15 чел./км2

40

Ответ: медь и серебро


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Вид бланка ответов для  учащихся  Диктант «География Алтайского края»

Номер участника: 102209

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

1



21


2



22


3



23


4



24


5



25


6



26


7



27


8



28


9



29


10



30


11



31


12



32


13



33


14


34



15


35



16



36


17



37


18



38


19



39


20



40



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Информация о результативности использования методической разработки

Разработка и апробация рекомендаций по проведению муниципального диктанта по географии Алтайского края во внеурочной деятельности способствует созданию условий для эффективной реализации задач ФГОС и усвоению ребенком различных видов УУД.

Далее представлен обзор оценки предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края в период с 2017 по 2019 уч. годы. В 2020 году по объективным причинам данная акция не проводилась.

В качестве примера на следующих страницах приводятся две формы представления результатов выполнения диктанта для 9 и 10 классов: в форме таблиц и графиков.


Критерии уровня достижения учащимися предметных результатов

%

Повышенный уровень

66% и выше

Высокий уровень

50-65%

Средний уровень

49- 30%

Низкий уровень

ниже 30%


Оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края 9 класс

( 2016-2017 учебный год)

Фамилия, имя учащегося

Общий балл

Результат в баллах


% выполнения заданий

Уровень достижения

1

*********

33

5

15

низкий

2

*********

33

10

30

средний

3

*********

33

7

21

низкий

4

*********

33

18

54

высокий

5

*********

33

8

24

низкий

6

*********

33

10

30

средний

7

*********

33

8

24

низкий

8

*********

33

6

18

низкий

9

*********

33

9

28

низкий

10

*********

33

5

15

низкий

11

*********

33

4

12

низкий

12

*********

33

8

24

низкий

13

*********

33

12

36

средний

14

*********

33

12

36

средний

15

*********

33

13

39

средний


Оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края 10 класс

( 2016-2017 учебный год)

Фамилия, имя учащегося

Общий балл

Результат в баллах

% выполнения заданий

Уровень достижения

1

*********

40

20

50

высокий

2

*********

40

21

52

высокий

3

*********

40

7

18

низкий

4

*********

40

13

33

средний

5

*********

40

6

15

низкий

6

*********

40

12

30

средний

7

*********

40

11

28

низкий

8

*********

40

8

20

низкий

9

*********

40

14

25

средний

10

*********

40

12

30

низкий

11

*********

40

3

8

низкий

12

*********

40

5

13

низкий

13

*********

40

14

35

средний

14

*********

40

11

28

низкий

15

*********

40

14

35

средний


Оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края 9 класс

( 2017-2018 учебный год)


Фамилия, имя учащегося

Общий балл

Результат в баллах

% выполнения заданий

Уровень достижения

1

*********

33

9

27

низкий

2

*********

33

15

45

средний

3

*********

33

19

58

высокий

4

*********

33

6

18

низкий

5

*********

33

8

24

низкий

6

*********

33

10

30

средний

7

*********

33

14

42

средний

8

*********

33

9

45

низкий

9

*********

33

19

58

высокий

10

*********

33

11

33

средний

11

*********

33

9

27

низкий

12

*********

33

7

21

низкий

13

*********

33

21

63

высокий

14

*********

33

25

75

повышенный

15

*********

33

14

42

средний


Оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края 10 класс

( 2017-2018 учебный год)

Фамилия, имя учащегося

Общий балл

Результат в баллах

% выполнения заданий

Уровень достижения

1

*********

40

17

43

средний

2

*********

40

12

30

средний

3

*********

40

28

70

повышенный

4

*********

40

18

45

средний

5

*********

40

20

50

высокий

6

*********

40

12

30

средний

7

*********

40

22

55

высокий

8

*********

40

22

55

высокий

9

*********

40

19

47

средний

10

*********

40

12

30

средний

11

*********

40

9

23

низкий

12

*********

40

18

45

средний

13

*********

40

23

58

высокий

14

*********

40

8

20

низкий

15

*********

40

10

25

низкий


Оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края 9 класс

( 2018-2019 учебный год)

Фамилия, имя учащегося

Общий балл

Результат в баллах

% выполнения заданий

Уровень достижения

1

*********

33

8

24

низкий

2

*********

33

12

36

средний

3

*********

33

9

27

низкий

4

*********

33

10

30

средний

5

*********

33

8

24

низкий

6

*********

33

28

85

повышенный

7

*********

33

18

54

высокий

8

*********

33

6

18

низкий

9

*********

33

19

58

высокий

10

*********

33

11

33

средний

11

*********

33

12

36

средний

12

*********

33

20

60

высокий

13

*********

33

21

63

высокий

14

*********

33

11

33

средний

15

*********

33

16

48

средний


Оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края 10 класс

( 2018-2019 учебный год)

Фамилия, имя учащегося

Общий балл

Результат в баллах

% выполнения заданий

Уровень достижения

1

*********

40

25

63

высокий

2

*********

40

23

58

высокий

3

*********

40

33

83

повышенный

4

*********

40

18

45

средний

5

*********

40

23

58

высокий

6

*********

40

12

30

средний

7

*********

40

22

55

высокий

8

*********

40

21

53

высокий

9

*********

40

14

35

средний

10

*********

40

12

30

средний

11

*********

40

9

35

низкий

12

*********

40

15

38

средний

13

*********

40

29

73

повышенный

14

*********

40

18

45

средний

15

*********

40

7

18

низкий


Далее представлены диаграммы, иллюстрирующие сравнительную оценку индивидуальных предметных достижений среди учащихся 9 и 10 классов по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края в период с 2017 по 2019 года.

Сравнительная оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края

9 класс с 2017 по 2019 год

t1616952247aa.gif

Сравнительная оценка индивидуальных предметных достижений учащихся по результатам проведения диктанта по географии Алтайского края

10 класс с 2017 по 2019 год

t1616952247ab.gif

Результаты выполнения диктанта представлены по четырем уровням достижения: повышенный, высокий, средний и низкий.

На диаграммах 9 класса видно, что в 2017 году никто из учащихся не достиг повышенного уровня в своих ответах. В 2018 и 2019 годах процент ответов повышенного уровня повысился незначительно, - всего до 6%

Количество ответов высокого уровня у учащихся возросло с 6% до 20% (2018г.) и 26% (2019г.).

Низкий уровень показателей в 2017 году был самым высоким - 67% от ответов всех уровней. К 2019 году количество таких ответов уменьшилось до 26 %.

За истекший период возросли также показатели предметных результатов в 10 классе. Так, с 2017 года по 2019 возросло количество ответов повышенного уровня с 0% до 13%; процент ответов высокого уровня возрос с 13% до 33%. Количество ответов со средним и низким уровнями достижения результатов наоборот сократилось, с 53% до 13% (низкий уровень).

Анализ по годам показал значительные улучшения предметных достижений. Отсюда напрашивается вывод:

  • формат просветительской акции, помогает проверить знания у учащихся по географии Алтайского края;
  • дальнейшую работу следует проводить с целью ликвидации недостающих пробелов

Изучение географии Алтайского края в 8 и 9 классах, как самостоятельного курса и проведение акции « Диктант по географии Алтайского края», дает также большие возможности в развитии у всех учащиеся, целого набора личностных характеристик, а также помогает учителю развивать большой спектр метапредметных результатов.

Планируемые личностные и метапредметные результаты


Достижение личностных и метапредметных результатов

Личностные результаты: воспитание у учащихся российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Метапредметные: коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей


Более глубокие познания учащихся о родных местах, о людях, которые внесли большой вклад для защиты и развития своей страны и своей малой Родины, помогают не формально, а с особым чувством патриотизма относиться ко всем мероприятиям нашего гражданского общества:

  • торжественные линейки ко Дню Победы;
  • школьная акция «Георгиевская лента»;
  • оказание помощи ветеранам труда, труженикам тыла, ветеранам ВОВ;
  • встречи учащихся с ветеранами и поздравление их с праздником;
  • вахта Памяти в сквере у памятника Г.Н. Чернову;
  • участие во Флэш-мобе «Песни Победы»;
  • участие в акции «Открытка Ветерану!»;
  • Бессмертный полк;
  • уборка территории школы и сквера.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности через реализацию курса краеведения и проведение географического диктанта, нацелено на патриотическое воспитание учащихся, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

Личностные результаты: Накопление знаний по краеведению и формирование умений использовать их для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей;


Метапредметные: познавательные - умение работать с информацией, структурировать полученные знания



Накопление знаний по краеведению побуждают учащихся к осмысленному желанию посетить многие места Алтайского края.

Внеклассная работа переходит в другой формат: проведение экскурсий по родному городу, посещение Новоалтайского краеведческого музея им. В.Я. Марусина, библиотечные уроки в Центральной городской библиотеке им. Л.С. Мерзликина;

выставки художественного творчества Детской школы искусств №2 г. Новоалтайска; посещение в г. Барнауле: музея "Мир камня", Краеведческого музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Барнаульского зоопарка «Лесная сказка».

Организованные поездки по Алтайскому краю: в Бийский краеведческий музей; побывали на Родине Германа Титова в селе Полковниково; в селе Сростки посетили Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина; ездили в г. Белакуриха, посетили Сибирское подворье, Новотырышкино. Незабываемы и наши туристические маршруты по Алтайскому краю.

Эта форма работы, позволяет включить детей в активную познавательную деятельность, «открывать» знания через деятельность, получить результат за счет удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей у учащихся к познанию и любви к своей малой Родине.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные: регулятивные— умение ставить цель, планировать, корректировать план своих действий, адекватно воспринимать оценку своей деятельности;

Метапредметные:

познавательные:

умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

Освоенность образовательных программ.

Изучение курса Краеведения и участие в диагностическом мероприятии в форме диктанта, помогает организовать дополнительные условий в приобретении более глубоких знаний у учащихся о природе, экономике и населении своей малой Родины. Краеведческий материал, обогащает учебный процесс, стимулирует учащихся к саморазвитию и самообразованию. Что является хорошим подспорьем в подготовке к экзаменам, олимпиадам.

Высокие показатели итоговой аттестации, призовые места в олимпиадах, конкурсах формируют у учащихся устойчивый познавательный интерес к предмету.

Многие ребята осознанно выбирают свою жизненную траекторию. Только за последние 3 года четверо ребят поступили и успешно учатся в АГУ на географическом факультете: П. Нина, А. Саша, У. Оля, Б. Настя.

В свое время все они успешно участвовали в написании диктанта по географии Алтайского края, изучали свой край на уроках, в походах и поездках по Алтаю.

Личностные результаты: Формирование и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков;


Метапредметные: коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

познавательные:

умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Сама деятельность формирует у учащихся:

  • способность принимать ответственность;
  • способность уважать других;
  • умение сотрудничать;
  • умение участвовать в выработке общего решения;
  • способность разрешать конфликты;
  • способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

Наблюдения за развитием личностных характеристик ведет учитель в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся.


Демонстрация приобретенных универсальных учебных действий (УУД) и предметных результатов, полученных на занятиях по курсу «География Алтайского края», а также при подготовке и проведении диктанта, указывает на то, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, она — органичное продолжение учебных занятий особенно в вопросах краеведения. Направление имеет большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные базовые знания географического образования и, несомненно, воспитывает в детях любовь и чувство гордости за родной край.


31


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации