Статья «Применение проектной технологии на занятиях внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО»

8
0
Материал опубликован 2 May 2017 в группе

Применение проектной технологии на занятиях внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ООО

Проблема повышения эффективности обучения волнует педагогов всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Одним из направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности, которые стали возможными благодаря внедрению в нашей школе ФГОС ООО. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  от 17  декабря 2010  года № 1897,  зарегистрированного  Минюстом России 1  февраля 2011  года,  Уставом МАОУ СОШ №25 г.Томска,  Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования,  методическими рекомендациями вышестоящих организаций по их внедрению было разработано, утверждено и введено в действие приказом №61 от 23 марта 2012 года Директора МАОУ СОШ №25 Т.И. Петрачковой, утверждено на педагогическом совете и согласовано с профсоюзной организацией «Положение  о  внедрении в образовательный процесс   стандартов второго поколения (ФГОС ООО)». Данное Положение предусматривает порядок внедрения в Школе ФГОС. Переход к внедрению стандартов второго поколения  осуществляется в пилотном режиме. В соответствии с с этим Положением образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. На занятиях внеурочной деятельности педагоги нашей школы применяют различные современные педагогические технологии, например, такие, как технологии разноуровневого обучения, групповые технологии, технологии модульного обучения и другие, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения. Одна из инновационных технологий – метод проектов, позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие подходы. Работа над проектом позволяет учащимся применять знания, умения и навыки в различных нестандартных ситуациях. Проектной деятельностью заняты учащиеся с первого класса. На первых стадиях обучения учащиеся создают лишь информационные проекты. Но, даже находясь в младенческом возрасте, ребенок задает вопрос: «Почему…?». И не всегда его удовлетворяет ответ взрослых. Иногда ребенок сам пытается ответить на вопрос. Это всего лищь первые шаги к исследовательской деятельности. Чем старше становится ребенок, тем более значимым для него становится понятие «эксперимент», «анализ», «исследование». Решая задачи на уроках математики дети часто встречаются с задачами, где полученный результат необходимо проанализировать. Например, решая задачу по геометрии: «Точки А, В, С лежат на одной прямой. АС=10 см, ВС=16 см. Какая из трех точек лежит между двумя другими?», ученику необходимо проанализировать различные расположения точек на прямой. Исследуя два варианта расположения точек, ученик приходит к выводу, что точка С лежит между точками А и В. Другого расположения быть не может, так как если точка В будет лежать между точками А и С, длина отрезка ВС получается больше, чем длина отрезка АС. А это невозможно. Небольшое исследование на уроке может перерасти в большой исследовательский проект, если расширить тему проекта. Урока недостаточно для глубокого осмысления и анализа тех или иных вопросов. На помощь приходят занятия внеурочной деятельности. Причем, они должны быть выстроены в системе. Так, например, в нашей школе внеурочная деятельность по математике представлена на каждой параллели 5-8 классов.

Таблица1.Внеурочная деятельность по математике

Класс

Название

Количество часов

   

В неделю

Всего за год

5 классы

Наглядная геометрия

1

34

6 класс

Наглядная геометрия

1

34

7 класс

За страницами учебника алгебры

1

34

8 класс

Дополнительные главы математики

2

68

На занятиях внеурочной деятельности учащиеся имеют возможность посещать как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые составляют 30% общего количества. На внеаудиторных занятиях учащиеся посещают музеи, выставки технического творчества, конференции, проводят встречи с интересными людьми.

Приступая к аудиторным занятиям, учащиеся изучают материал по математике, который выходит за рамки учебника. И, по большей части, его приходится изучать самостоятельно. Учитель выступает в роли направляющего консультанта и координатора. Это и есть начало информационной и аналитической работы учащихся. Изучая теоретический материал, учащиеся задают много вопросов, на которые не всегда сразу может быть получен ответ. И здесь начинается исследовательская деятельность учащихся, которая впоследствии перерастает в проект.

В процессе обучения учащихся на внеурочных занятиях по математике можно выделить межпредметные связи:

с физикой (решение задач на движение и грузоподъемность),

с информатикой (поиск информации в Интернете, создание презентаций);

с экономикой (решение задач на расход материалов и денежных средств);

с химией (решение задачи на смеси и растворы)

с биологией(геометрическая форма вирусов и бактерий).

И, таким образом, учитывая межпредметные связи, рождаются метапредметные проекты. Например, «Вирусы и бактерии.

(Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности)», «Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье», «Прикладная геометрия в проектировании парков и садов», «Математическое моделирование процесса горения».

В процессе подготовки исследовательского проекта можно выделить следующие этапы:

постановка цели и задач проекта;

определение примерного плана работы над проектом;

сбор информационных материалов для теоретической части проекта;

постановка эксперимента (опытов);

анализ полученных результатов;

обработка полученных результатов (составление таблиц, сравнительных характеристик, диаграмм);

выводы и обобщение полученной информации;

представление данной информации.

Приступая к работе над исследовательским проектом необходимо определить уровень знаний ученика в том или ином предмете. Тема исследования должна быть посильна учащемуся, т.к. незнание многих явлений, формул и законов может привести к неправильному пониманию полученных результатов.

Представление проекта сначала лучше провести перед знакомой аудиторией: на уроке или занятиях внеурочной деятельности. Затем представить проект на ежегодной школьной научно-практической конференции, которая проходит традиционно 8 февраля. Самые успешные проекты можно представить на научно практической конференции для школьников «Юные дарования», на конференциях ТПУ, ТГУ и ТГПУ. Каждый раз, представляя свой проект перед новой аудиторией, ученик не может выступать одинаково. На каждом этапе свои цели и задачи, поэтому и доклад ученика изменяется, корректируется, что улучшает качество представленного проекта.

Таким образом, учебный проект или исследование – это возможность раскрыть творческий потенциал учащегося. Это может проявиться в групповом проекте или в индивидуальном, все равно в той или иной степени ученику будет предоставлена возможность попробовать свои силы и предоставить свою работу для обсуждения. Любая проблема, интересная для ученика, может быть сформулирована, исследована и найден способ для ее решения самим учеником. И мы – учителя, должны в этом помочь каждому ребенку, - юному исследователю.

Литература

Положение "О  внедрении в образовательный процесс стандартов второго поколения (ФГОС ООО).

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 28.03.2011 г. №179-р «О реализации программы эксперимента по отработке региональной модели организации внеурочной деятельности в системе общего образования Томской области»

Учебник «Математика. Учебник для 5 класса» в 2 частях: Э.Г. Гельфман. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

Учебная книга и практикум для 5 класса в 2 частях: Э.Г. Гельфман. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации