Рекомендации к проведению единого экологического урока «Сохраним природу вместе»

2
0
Материал опубликован 30 October 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сосногорска,

Республика Коми.

Майорова Наталья Николаевна,

учитель географии

Эко - урок «Сохраним природу вместе»

(рекомендации по проведению Единого экологического урока

в школах г. Сосногорска,

посвященного Году особо охраняемых территорий).

«Счастье – это быть с природой,  видеть ее, говорить с ней»

Л. Н. Толстой. 

Цель: формирование знаний о природном наследии Республики Коми, Сосногорского района чувства любви к родному краю, гордости за его уникальную природу.

Задачи:

Обучающие: изучить основные объекты природного наследия Республики Коми, Сосногорского района; создать образ уникальной коми природы.

Воспитательные: формировать бережное отношение к природному наследию своей «малой родины»; мотивы поведения и деятельности, направленные на сохранение и улучшение состояния окружающей среды; воспитывать чувство любви к родному краю, его природе.

Развивающие: развивать способности учащихся на основе анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления, руководствуясь принципами научной объективности; развивать эстетическое восприятие окружающей среды.

Тип урока: мультимедиаурок

 

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, подключение к Интернету.

 

Ход проведения мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть

В начале нашего мероприятия проведем небольшое социологическое исследование. Каждому ученику дается анкета «Мое мнение», на которую он должен ответить. (Приложение 1)

Итак, подведем итог нашего исследования. Каждый из вас при ответе на вопросы обратил внимание на то, что проблема экологической безопасности в той или иной мере касается каждого. Оказалось, что мы живем в мире, пользуемся ресурсами природы, уничтожаем ее, но никогда не задумываемся над этим. Мы, созидая, потребляем и уничтожаем то, что дано нам бесплатно. Мы не задумываемся над тем, что все это когда-либо закончится.

Стихотворение В. Глебовой «И только ахает Природа…» читает ученик.

И только ахает Природа …

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобрения и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

— Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

— А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

— Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескала тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее создание – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг.

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

— Да сын ли ты мне, Человек?

Существуя на Земле многие тысячелетия, человек пытался стать хозяином на планете.

-Что значит быть настоящим хозяином в своем доме? (ответы учащихся)

Настоящий хозяин всегда следит за порядком в своем доме. Он хранит традиции, историю своего дома. И это очень важно, чтобы все это передать своим детям, своим наследникам. Значит, он передает семейное наследие.

Мы, хозяева на нашей планете, и значит, основная задача каждого поколения землян сохранить и передать будущим поколениям наследие Земли.

- Что же такое природное наследие? (ответы учащихся)

В научном понимании природное наследие это:

- природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

- геологические и физио- графические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе исчезновения видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки;

- природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, природной красоты.

К природному наследию можно отнести все особо охраняемые природные территории – заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также природные достопримечательности, т.е. потенциальные памятники природы.

- Какой международный документ регулирует охрану природного наследия?

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Россия подписала Конвенцию в 1988 году.

Основная цель Конвенции – выявление, охрана и всесторонняя поддержка выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов.

- Посмотрите на карту Республики Коми, здесь вы видите огромное количество природных объектов, относящихся к объектам природного наследия. (Геопортал Республики Коми. http://gis.rkomi.ru/oopt/63.892133_54.562287_6)

По состоянию на 20 октября 2015 года в Республике Коми функционируют 2 ООПТ федерального значения – Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва», а также 237 ООПТ регионального (республиканского) значения (163 государственных природных заказника, 73 памятника природы и охраняемый природный ландшафт).

Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения составляет свыше 5,4 млн. га, что составляет 13 % от площади Республики Коми. ООПТ регионального значения занимают площадь около 2,8 млн. га (52 % от площади ООПТ в нашем регионе).

 

Выступления учащихся по карте Республики Коми

(Геопортал Республики Коми. http://gis.rkomi.ru/oopt/63.892133_54.562287_6)

В Сосногорском районе к объектам природного наследия относятся геологические памятники природы «Сосновский», «Ижемский», кедровый памятник природы «Порожский», водный памятник природы «Река Сюзью», два государственных комплексных природных заказника «Сэбысь» и «Гажаягский».

Геологический памятник природы «Сосновский» учрежден 29 марта 1984 г. Памятник природы расположен на правом берегу р. Ижма в 800 м ниже железнодорожного моста и представляет собой выходы коренных пород длиной 600 м, высотой до 10 м. Охраняется - стратотипический разрез ижемской свиты и местонахождение многочисленных остатков и отпечатков панцирных рыб.

Геологический памятник природы «Ижемский» предложен для охраны от 29 марта 1984 г. Памятник природы расположен на правом берегу р. Ижма напротив устья р. Ухта и пос. Усть-Ухта. Находится в двух километрах от геологического памятника природы «Сосновский» вниз по р. Ижма. Охраняемая территория расположена в пределах выхода отложений (около 250 м) от уреза воды и по внешней кромке водоохранной лесной полосы (ширина 200 м). Охраняется - стратотипический разрез ижемской свиты и местонахождение многочисленных остатков и отпечатков панцирных рыб.

Памятник природы «Порожский» был учрежден 16 марта 1967 г. Расположен памятник природы недалеко от дер. Порожcк, в междуречье рек Веръель и Катыдъель, на правом берегу р. Ижма. Охраняются группы дикорастущих кедров (сосны сибирской) на северо-западной границе ареала данного вида. Площадь - 35 га.

Комплексный заказник «Гажаягский» создан 27 февраля 1979 г. Расположен в бассейне р. Ижма, основная его часть приходится на водораздел рек Ижма и Войвож. Охраняются условия для обитания и воспроизводства охотничье-промысловой фауны, а также всего природного комплекса, характерного для заболоченных ландшафтов Печорской низменности. Площадь - 21000 га.

Водный памятник «Река Сюзью» — одна из типичных семужье-нерестовых рек Тимана, для которых характерны каменистое дно, быстрое течение, прозрачные холодные воды с высоким содержанием кислорода. Такие условия идеально подходят для обитания лососеобразных рыб — европейского хариуса, атлантического лосося (семги) и сига, которые имеют высокое коммерческое, ресурсное и эстетическое значение. С целью сохранения гидрологического и гидрохимического режима этого водотока, нерестовых участков атлантического лосося 04 мая 1975 г. учрежден памятник природы.

Государственный комплексный природный заказника «Сэбысь» Заказник учрежден 01 марта 1993 г. Заказник расположен в подзоне северной тайги, в бассейне верхнего и среднего течения р. Сэбысь — правого притока Ижмы. Охраняются  таежные леса с целью поддержания экологического и гидрологического баланса, охотничьи и рыболовные угодья. Площадь - 174948 га.

Особое значение среди объектов природного наследия в Республике Коми имеют объекты федерального значения: национальный парк «Югыд - Ва» и Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник.

Выступление учащегося по карте Республики Коми

(Геопортал Республики Коми. http://gis.rkomi.ru/oopt/63.892133_54.562287_6)

“Югыд ва”- самый большой национальный парк в России и Европе, площадью 18941,33 км². Парк создан в 1994 г. на западных склонах Северного и Приполярного Урала.

Главная цель создания национального парка - сохранение уникальных природных комплексов Уральского Севера, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских и научных целях и для регулируемого туризма.

Выступление учащегося по карте Республики Коми

(Геопортал Республики Коми. http://gis.rkomi.ru/oopt/63.892133_54.562287_6)

Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник создан в 1930 году на территории  Коми АССР, в западных предгорьях Урала. Заповедник создан для сохранения природного комплекса северо-востока европейской части СССР, в основном, условий обитания соболя. Расположен  на западном склоне Уральских гор. С востока заповедник ограничен хребтом Поясовый камень, с юга, севера и запада реками Печорой и Илычем. На севере заповедник граничит с национальным парком «Югыд Ва».

Флора заповедника включает 1371 вид растений, в том числе 7 редких видов. Фауна представлена 51 видом зверей, в т.ч. 9 видов редких. Наиболее велико разнообразие птиц - 233 вида, из них 14 видов гнездятся на охраняемой территории. 

На территории заповедника находится самая крупная пещера Печорского Урала – Медвежья. Именно в ней обнаружена одна из самых крупных стоянок древнего человека. Здесь найдено около 100 тысяч костных останков, в т.ч. вымерших животных: крупных пещерных медведей (откуда ее название), тигрольва, мамонта, шерстистого носорога. Предполагаемый возраст стоянки около 19 тысяч лет.

В заповеднике расположены хребет Маньпупунёр и останцы на горе Маньпупунёр, а также девственные леса, являющиеся объектами всемирного природного наследия.

Столбы выветривания заслуженно стали победителем всероссийского конкурса «7 чудес России». 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы. Остались только твердые горные породы в виде столбов выветривания. Их семь. Высота болванов от 29 до 50 метров. С останцами связаны многочисленные легенды. Одна из них гласит, что семь великанов шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но, когда они поднялись на вершину Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпинг-нер — священную вогульскую гору, бросил свой барабан от ужаса, и все путники окаменели от страха.

Однако, существуют и версии местного населения — вогулов, вот одна из них: за вогулами гнались 6 великанов, но на их пути встал отважный шаман Ялпингнер, он поднял одну руку вверх и произнес заклинание, которое обратило великанов в камень. К сожалению, Ялпинг-нер окамел тоже.

Просмотр видео «Плато Маньпупунёр»

(https://www.youtube.com/watch?v=H3qmvhXUJJQ)

Печоро-Илычский заповедник известен первой в мире лосефермой, созданной для одомашнивания лосей. В 1949 г. в заповеднике была создана первая в мире опытная лосеферма. Главная цель организации лосефермы - одомашнивание лося. За годы существования лосефермы выращено около 530 лосей.

Просмотр видео «Коми incognito Якша»

(https://www.youtube.com/watch?v=XzGJVRZY88E)

В 1995 году по решению ЮНЕСКО, Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд Ва», объединенные под общим названием «Девственные леса Коми», были внесены в перечень объектов Всемирного культурного и природного наследия. Согласно заявлению Межправительственного комитета ЮНЕСКО, все объекты, объединенные в этот общемировой список, представляют собой бесценное достояние всего человечества.

Заключение

Вот и подошел к завершению наш экологический урок. Многие из вас сегодня узнали, что совсем рядом находятся редкие объекты природы.

-Почему их относят к объектам природное наследие?

- С какой целью сохраняются объекты природы?

- Изменилось ли ваше отношение к богатствам Республики Коми, России?

Природа нашего края удивительна своей уникальностью и красотой. Любое бездумное вмешательство губительно для нее. Каждый из вас в этой жизни должен уметь делать свой правильный выбор в пользу будущих поколений.

 

Источники информации

 

  1. Виртуальный визит центр ГБУ РК «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования».URL:http://vizitooptkomi.ru/oopt/sosnogorsk(дата обращения 04.05.2016 г.)
  2. Геопортал Республики Коми. Особо охраняемые природные территории Республики Коми. URL: http://gis.rkomi.ru/oopt/63.892133_54.562287_6(дата обращения 24.03.2016 г.)
  3. Коми incognito Якша URL: https://www.youtube.com/watch?v=XzGJVRZY88E(дата обращения 04.12.2015 г.)
  4. Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского. URL:http://www.vernadsky.ru/projects-of-the-foundation/vserossiyskiy-ekologicheskiy-subbotnik-zelenaya-vesna-2015/ekologicheskie-uroki/index.php (дата обращения 14.01.2016 г.)
  5. Особо охраняемые территории URL: https://mpr.rkomi.ru/left/deyat/oopt(дата обращения 14.01.2016 г.)
  6. Особо охраняемые природные территории.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-oopt-respubliki-komi-sovremennoe-sostoyanie-i-puti-sovershenstvovaniya (дата обращения 14.01.2016 г.)
  7. Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник URL:http://www.pechora-reserve.ru/ru (дата обращения 14.01.2016 г.)
  8. Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедникhttps://ru.wikipedia.org/wiki/ ((дата обращения 14.01.2016 г.)
  9. Плато Маньпупунёр. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H3qmvhXUJJQ (дата обращения 24.11.2015 г.)
  10. «Сделаем вместе» Всероссийский экологический урок.URL: http://экоурок.рф (дата обращения 14.01.2016 г.)
  11. «Югыд ва» национальный парк URL: http://www.yugyd-va.ru(дата обращения 14.01.2016 г.)

 

Приложение 1

Анкета «Мое мнение»

1.​ Какое место занимает природа в вашей жизни?

а) важное;

б) очень важное;

в) довольно важное.

2.​ Назовите 5-6 слов, с которыми ассоциируется у вас понятие «экология».

__________________________________________________________________________________________________________________________

3.​ Волнует ли вас вопрос охраны окружающей среды?

а) волнует;

б) очень волнует;

в) не очень волнует.

4.​ Как вы считаете, нужно ли сегодня заниматься проблемами экологии?

а) нужно;

б) нужно незамедлительно.

5.​ Кто должен заниматься экологической работой?

а) все люди;

б) только экологи;

в) администрация района и области;

г) не знаю и не могу даже предположить.

6.​ Как вы думаете, правильна ли политика нашего государства в области экологии?

а) нет;

б) не особенно правильна;

в) устраивает политика нашего государства в области экологии;

г) затрудняюсь ответить.

7.​ Как вы считаете, нуждается ли наш район в проведении экологических мероприятий?

а) нуждается;

б) не нуждается.

8.​ Как вы считаете, грозит ли нам экологическая катастрофа?

а) катастрофа не за горами;

б) грозит огромная катастрофа;

в) катастрофа возможна.

Комментарии
Комментариев пока нет.