Статья «Рекомендации по выполнению работы ЕГЭ по русскому языку»
Рекомендации по выполнению работы ЕГЭ по русскому языку
Русский язык является обязательным предметом, чтобы получить аттестат об окончании средней школы. Экзамен по русскому языку не делится на профильный и базовый уровни, как, например, экзамен по математике. Однако вариант экзаменационной работы состоит из заданий различной сложности. Первая часть состоит из теста, вторая часть экзамена – это создание сочинения-рассуждения - является открытым заданием с развёрнутым ответом. Написание сочинения требует времени, поэтому важно распределить время на задания тестовой части грамотно. Следует разобраться, с чего начать - с сочинения или с теста, и как лучше выполнять задания тестовой части. Рассмотрим стратегию распределения времени на экзамене, учитывая особенности мыслительного процесса, который подразумевает чередование активной работы с периодами отдыха для получения наилучших результатов.
Экзамен следует начинать с внимательного прочтения текста, представленного в тестовой части ЕГЭ. Это поможет сформулировать тему сочинения и подготовиться к выполнению самых простых заданий - 22 и 23. Именно эти задания следует решать первыми, так как они помогут выявить основную идею текста. Задание 23 облегчит составление комментария, а выполнение именно этих заданий вначале поможет избежать излишней нагрузки на мозг сразу после сложных задач. Практика показывает, что это более эффективный подход. Аккуратное и внимательное прочтение и выполнение заданий 22 и 23 занимает от 5 до 8 минут. Затем нужно перейти к заданиям 24 и 25, на что уйдет еще примерно 5 минут. После этого решаются задания 1, 2, 3. Задания 24 и 2 взаимосвязаны, поэтому для их выполнения важно применить знания о связях предложений в тексте. Анализ главной и второстепенной информации в задании 1 и определение значения слова в задании 2 позволит развить навык анализа текста. На это потребуется примерно еще 10 минут. Затем рекомендуется еще раз прочитать текст, проверить ответы и заполнить бланк ответов.
Далее необходимо перейти к разработке структуры будущего сочинения, так как первые четыре критерия касаются оценки отдельных составляющих работы. Соответственно, и план должен включать эти же элементы, а также необходимо добавить вывод.
Необходимо обозначить проблему — предмет размышлений автора, она уже будет заявлена в самом задании, после чего нужно обозначить главную идею. Она будет представлять авторскую позицию и создаст «рамку» для комментария. Необходимо определить отрывки текста, которые планируется использовать в своих суждениях и подумать о взаимосвязи между ними.
Исходя из определенной проблемы и позиции автора, требуется составить собственное мнение по поводу обсуждаемого в тексте вопроса и записать его в виде словосочетания. Размышляя о подтверждениях своей точки зрения, нужно изложить её в одном предложении. На основе контрольных точек сочинения — проблемы и позиции автора — формулируется вывод.
Черновик сочинения нужно создать за 40–50 минут. Если план был составлен грамотно, это не составит труда.
Затем необходимо переходить к выполнению заданий из орфографического и пунктуационного блока с 9 по 21. Это поможет освежить знания правил написания и внимательно подойти к окончательной редакции сочинения, совмещая его с проверкой сложных для написания мест.
На выполнение двух вышеупомянутых блоков должно уйти не более 20 минут, а проверка уже готового сочинения займет около 5 минут.
После этого необходимо работать над заданиями 5, 6, 7 и 8, так как они помогают избежать речевых и грамматических ошибок. Задание №8 объемное, но его нужно выполнить в рамках 20 минут — это время нужно распределить на все четыре задания. После можно переписывать сочинение в бланк.
Благодаря грамотному распределению времени на выполнение заданий и алгоритму их выполнения уменьшается риск написания экзамена на низкий балл, а также снижается риск не успеть выполнить задания в полном объеме.