СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
У родителей нередко создается впечатление, что речевое недоразвитие ребенка со временем исчезнет, без специального вмешательства. С первых встреч с родителями я обращаю внимание на важность систематических занятий, порой занимающих продолжительный период, поскольку речевые нарушения требуют постоянного внимания. В связи с этим мною разработаны методические рекомендации для занятий с ребенком дома.
1. Коррекция звукопроизношения
- Выполнение упражнений на формирование артикуляционного уклада
- Выработка определенных движений и удержание определенных положений артикуляционного аппарата.
- Выработка полного объема движений.
- Постановка нарушенных звуков
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах и предложениях
- Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
- Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце).
- Автоматизация звука в предложениях.
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.
- Автоматизация слова в коротких, а затем длинных рассказах.
В материале, используемом для автоматизации звуков должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых звуков, то есть тех, которыми ребенок еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.
2. Задания для работы над письменной речью
Виды работы по закреплениюфонематического анализа
- Вставить пропущенные буквы в слова.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
- Составить слова различной слоговой структуры.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу.
- Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
Развитие слогового анализа и синтеза
- Назвать слитно слово, произнесенное по слогам.
- Составить слово из слогов, данных в разной последовательности.
- Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
- Определить пропущенный звук в слове.
- Выделить из предложения слова, состоящего из определенного количества слогов.
Развитие языкового анализа и синтеза
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слогов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Распространить предложение, увеличив количество слов.
- Составить графическую схему заданного предложения и придумать по ней предложение.
- Определить место слогов в предложении (какое по счету указанное слово).
- Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов заданного предложения.
Работа по анализу текста
- Составить текст по плану.
- Составить рассказ по заданному началу.
- Составить текст по опорным словам.
- Составить текст по заданному окончанию.
- Передать содержание какого-либо стихотворения своими словами.
Работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста
- Прочитать слово и показать соответствующую картинку, выполнить действие, ответить на вопрос.
- Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
- Выбрать из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.
- Найти в тексте ответ на заданный вопрос.
- Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
Во время работы над исправлением речи логопедом с детьми родители приобретают необходимый минимум знаний для дальнейшей работы в домашних условиях.
Учитель-логопед приобретает в лице родителей дополнительных помощников в своей работе.