Рекомендации учителю для формирования адекватной самооценки младшего школьника на уроке
Рекомендации учителю для формирования адекватной самооценки младшего школьника на уроке.
Мы подобрали и представили рекомендации, необходимые учителю для формирования адекватной самооценки младшего школьника на уроке:
1) В первую очередь, необходимо на уроке учить ребёнка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности.
2) Положительные результаты в формировании самооценки достигаются в том случае, когда на уроке педагоги идут путём развития возможностей детей и создают ситуацию успеха.
3) Важно помочь ребенку проявить себя на уроке – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок.
4) Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны педагога на уроке, похвала, поощрение особенно важны для них.
5) Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность на уроке. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.
6) Также для формирования самооценки ребёнка на уроке большое значение играет предоставление ему возможности выбора (выбора задания для выполнения, выбора задания для самооценки и т.д.) выбор помогает детям
-почувствовать себя принимаемым и понимаемым;
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
7) Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребёнка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки на уроке. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работе на уроке, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо, или вообще не выполнено в ходе урока.
8) На уроке оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника.
9) Учитель на уроке должен давать содержательную оценку работе младшего школьника. Оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях.
10) На уроке имеет место быть предложение ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
11) Необходимо на уроке включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия.
12) Необходимо использовать похвалу на уроке в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.